ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3131/2016 от 12.04.2016 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Сысуев А.П. дело № 33а-3131/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 апреля 2016 года г.Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

Председательствующего Волкова А.Е.

судей Симоновича В.Г. и Погорельцевой Т.В.

при секретаре Калининой Д.О.

рассмотрела административное дело по апелляционному представлению прокурора г.Лангепаса на решение Лангепасского городского суда ХМАО-Югры от 18 декабря 2015 года по административному исковому заявлению прокурора г.Лангепаса о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городской округ г.Лангепас по непринятию мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории г.Лангепас, об обязании администрации муниципального образования городской округ г.Лангепас принять меры по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории г.Лангепас в форме обеспечения котельных, эксплуатируемых Лангепасским городским муниципальным унитарным предприятием «Тепловодоканал» нормативным резервным запасом топлива в срок до 31.12.2015, об обязании Лангепасского городского муниципального унитарного предприятия «Тепловодоканал» в срок до 31.12.2015 обеспечить эксплуатируемые котельные нормативным резервным запасом топлива, которым суд в удовлетворении административного искового заявления прокурору г.Лангепаса отказал,

Заслушав доклад судьи Волкова А.Е., объяснения прокурора Бикмухаметовой Г.Р., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

Прокурор г.Лангепаса, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городской округ г.Лангепас по непринятию мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории г.Лангепас, возложении на административных ответчиков обязанности устранить данные нарушения. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения федерального законодательства в сфере ЖКХ были выявлены нарушения, допущенные ЛГ МУП «Тепловодоканал» (далее ЛГ МУП «ТВК») и администрацией муниципального образования. В собственности муниципального образования городского округа город Лангепас находятся объекты городской системы теплоснабжения, том числе, котельные, которые эксплуатируются ЛГ МУП «ТВК» на праве хозяйственного ведения. Вопреки требованиям п.п.4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 № 115 (далее Правила), нормативный запас резервного топлива в ЛГ МУП «ТВК» не обеспечен. Постановлением администрации города Лангепас от 30.04.2015 № 806 «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации в границах муниципального образования городской округ город Лангепас» такой статус присвоен ЛГ МУП «ТВК», другие организации, осуществляющие деятельность по теплоснабжению на территории города отсутствуют. Полагал, что бездействие администрации города Лангепаса выражается в не организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории города, в том числе непринятии мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей, связи с неисполнением ЛГ МУП «ТВК» своих обязательств. Бездействие ответчиков создает угрозу нарушения прав неопределенно круга лиц - жителей города Лангепаса, являющихся, потребителями тепловой энергии, на жизнь и здоровье, а также на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Лангепаса Васильева А.С. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.

Представители административного ответчика администрации г.Лангепаса в судебном заседании предъявленные требования не признали по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель административного ответчика ЛГ МУП «ТВК» в судебном заседании исковые требования также не признал.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С решением суда прокурор г.Лангепаса не согласился, в апелляционном представлении просит его отменить как незаконное и необоснованное, полагая, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Указал, что вопреки требованиям п.п.4.1.1 и 11.9 Правил, нормативный запас резервного топлива в ЛГ МУП ТВК не обеспечен, представленный в материалах дела договор (номер) от (дата)., заключенный между ЛГ МУП «ТВК» и ООО «ТД «Центроторг» на подвоз аварийного запаса нефти, доказательством исполнения ответчиком своих обязательств не является. Также указал, что как на момент проверки прокуратурой города соблюдения ЛГ МУП «ТВК» требований законодательства, так и на момент рассмотрения судом первой инстанции административного иска прокурора, какой-либо запас топлива в ЛГ МУП «ТВК» отсутствовал, доказательств иного ответчиками суду не представлено. Просит учесть, что в собственности муниципалитета и пользовании теплоснабжающей организации находится 11 котельных. Спорный договор с ООО «ТД «Центроторг» заключён только на подвоз нефти к 1 котельной, вопросу обеспечения нормативного запаса резервного топлива на остальных 10 котельных суд оценки не дал.

Администрацией муниципального образования городской округ г.Лангепас представлены возражения по существу доводов апелляционной жалобы, в которых она просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционного представления без удовлетворения. Полагает, что наличие договора (номер) от (дата) заключенного между ЛГ МУП «ТВК» и ООО «ТД «Центроторг» на подвоз аварийного запаса нефти, полностью отвечает требованию законодательства по обеспечению тепловых энергоустановок резервным топливом.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционного представления и возражений, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О теплоснабжении" N190-ФЗ от 27.07.2010г. к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п. 4 ч. 1 ст. 6).

Пунктами 4.1.1. и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N115, определено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации.

В соответствии с пунктом 4.5.3 Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 N400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации" утверждение нормативов создания запасов топлива отнесено к полномочиям обозначенного министерства.

Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N377 "О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", утвержден Порядок определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии, согласно пунктам 2, 3 данного Порядка, предусмотрено, что неснижаемый нормативный запаса топлива ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.

ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива НЭЗТ.

Пунктом 20 Порядка установлено, что количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, объем запаса жидкого топлива при доставке автотранспортом должен быть на 5 суток, при доставке по железной дороге – 10 суточный запас.

Исходя из указанного, нормативный запас топлива должен быть у теплоснабжающей организации в фактическом наличии и определенном размере, обеспечивающим бесперебойную работу котельных до момента поставки топлива автомобильным или железнодорожным транспортом.

Из материалов дела следует, что в собственности муниципального образования городской округ город Лангепас находятся объекты городской системы теплоснабжения, в том числе, котельные, которые эксплуатируются ЛГ МУП «ТВК» на праве хозяйственного ведения.

Таким образом, обязанность по принятию мер к качественной подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса в части обеспечения нормативного запаса топлива возложена на муниципальное образование городской округ город Лангепас.

Обязанность по созданию общего нормативного запаса топлива возложена на теплоснабжающую организацию ЛГ МУП «ТВК».

Как показала проверка прокуратуры г.Лангепас, вопреки установленным требованиям нормативный запас резервного топлива ЛГ МУП «ТВК» не обеспечен, что послужило причиной обращения прокурора в порядке ст.39 КАС РФ с настоящим административным иском в суд.

В обоснование доводов об исполнении обязанности по обеспечению ННЗТ стороной ответчиков был представлен договор (номер) от (дата)., заключенный между ЛГ МУП «ТВК» и ООО Торговый Дом «Центроторг» на подвоз аварийного запаса нефти.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность административных ответчиков по формированию котельных резервным топливом исполнена в связи с подписанием договора между ЛГ МУП «ТВК» и ООО Торговый Дом «Центроторг» на подвоз аварийного запаса нефти.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда.

Материалами дела достоверно установлено, и доказательств обратному стороной ответчиков не представлено, что в настоящее время в котельных муниципального образования городской округ г.Лангепас не создан нормативный неснижаемый запас топлива, а потому судебная коллегия приходит к выводу о наличии бездействия администрации муниципального образования городской округ г.Лангепас по организации и обеспечению надёжного и бесперебойного теплоснабжения потребителей, нарушающего права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на его территории, и считает исковые требования подлежащими удовлетворению

Заключение договора (номер) от (дата)., между ЛГ МУП «ТВК» и ООО Торговый Дом «Центроторг» на подвоз аварийного запаса нефти, не свидетельствует о создании резервного запаса топлива и надлежащем исполнении установленных обязанностей.

Таким образом, решение суда нельзя признать правильным и обоснованным, вследствие чего оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

Руководствуясь ст.ст.307-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Лангепасского городского суда ХМАО-Югры от 18 декабря 2015 года отменить и принять новое решение

Признать незаконным бездействия администрации муниципального образования городской округ г.Лангепас по непринятию мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории г.Лангепас.

Обязать администрацию муниципального образования городской округ г.Лангепас принять меры по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории г.Лангепас в форме обеспечения котельных, эксплуатируемых Лангепасским городским муниципальным унитарным предприятием «Тепловодоканал» нормативным резервным запасом топлива в срок до 31.12.2015.

Обязать Лангепасское городское муниципальное унитарное предприятие «Тепловодоканал» в срок до 31.12.2015г. обеспечить эксплуатируемые котельные нормативным резервным запасом топлива.

Председательствующий Волков А.Е.

Судьи Симонович В.Г.

Погорельцева Т.В.