ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3133/17 от 05.06.2017 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33а-3133/2017

Апелляционное определение

г. Тюмень

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

Немчиновой Н.В., ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя ФИО4 на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 13 февраля 2017 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя ФИО4 к Администрации города Тюмени о признании недействующим (в части) нормативного правого акта органа местного самоуправления – Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Тюмени, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 14 июня 2011 года № 36-пк, отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Немчиновой Н.В., объяснения представителей индивидуального предпринимателя ФИО4 - ФИО5, ФИО6, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации города Тюмени ФИО7 и представителя Муниципального казенного учреждения «Комитет по рекламе» ФИО8, возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Спириной О.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Индивидуальный предприниматель ФИО4 (далее также – ИП ФИО4, административный истец, заявитель) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Тюмени о признании недействующим в части нормативного правого акта органа местного самоуправления – Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Тюмени, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 14 июня 2011 года № 36-пк (далее также - Положение).

Административный иск мотивирован тем, что ИП ФИО4 с момента начала осуществления предпринимательской деятельности в <.......> осуществляет деятельность по распространению наружной рекламы, в том числе, с использованием рекламных установок, принадлежащих ей на праве собственности или на праве аренды. В <.......> годах МКУ «Комитет по рекламе» был произведен демонтаж нескольких десятков рекламных конструкций, владельцем которых являлась заявитель. Часть норм оспариваемого Положения нарушают ее права и законные интересы как собственника рекламных конструкций, поскольку устанавливают не предусмотренные федеральными законами основания для принудительного лишения собственника его имущества (в виде рекламных конструкций). Полномочий по регулированию порядка демонтажа рекламных конструкций (в том числе самовольно установленных) на органы местного самоуправления Федеральным законом от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее также - Закон о рекламе) не возложено. Считает, что часть норм оспариваемого Положения не соответствуют положениям законодательства Российской Федерации, имеющим более высокую юридическую силу. Абзац третий пункта 8.2 оспариваемого Положения предусматривает принудительное, безвозмездное и безвозвратное изъятие имущества, принадлежащего физическому лицу или юридическому лицу, во внесудебном порядке без оснований, установленных федеральным законом. Наличие данной нормы создает условия нарушения права собственности или иных имущественных прав владельцев рекламных конструкций, в том числе заявителя. Пункт 8.3, абзац третий пункта 8.6, абзац первый пункта 8.7 и абзац первый пункта 8.8 оспариваемого Положения содержат взаимосвязанные нормы, которыми ограничивается (3 месяцами со дня демонтажа и помещения на хранение) срок, в течение которого Тюменское городское имущественное казначейство обязано обеспечить хранение демонтированной рекламной конструкции, а собственник или иной законный владелец конструкции должен заявить требование о возврате принадлежащего ему имущества (и представить документы, подтверждающие право владения (пользования) на демонтированную рекламную конструкцию и позволяющие ее идентифицировать), а также устанавливаются правовые последствия не обращения собственника или иного законного владельца демонтированной рекламной конструкции с требованием о её возврате в течение указанного срока: запрет на возврат рекламной конструкции в таком случае и обращение рекламной конструкции в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством, что не соответствует ч.21.2 ст.19 Закона о рекламе. На демонтированные рекламные конструкции распространяются нормы гражданского законодательства: п.1 ст.225 ГК РФ, п.2 ст.225 ГК РФ, п.1 ст.234 ГК РФ, п.1 и п. 2 ст.226 ГК РФ, ст.301 ГК РФ, которые не предполагают ограничения срока хранения оказавшегося во владении органа местного самоуправления движимого имущества тремя месяцами и, тем более, лишение собственника такого имущества права требовать возврата этого имущества после истечения трехмесячного срока с момента демонтажа рекламной конструкции и помещения её на хранение. Считает, что указанные нормы оспариваемого Положения в части ограничения сроков хранения демонтированных рекламных конструкций и определения правовых последствий истечения таких сроков противоречат нормам гражданского законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя как владельца рекламных конструкций (как демонтированных ранее, так и установленных в соответствии с выданными разрешениями, поскольку по истечении срока действия разрешений конструкции также будут подлежать демонтажу). Административный истец просит признать недействующими с даты вступления в законную силу решения суда как не соответствующие законодательству Российской Федерации (Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «О рекламе») следующие положения нормативного правового акта органа местного самоуправления – Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Тюмени, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 № 36-пк (в редакции постановления Администрации города Тюмени от 21.03.2016 № 64-пк):

абзац третий пункта 8.2, предусматривающий, что «демонтированный фундамент рекламной конструкции не подлежит возврату владельцу рекламной конструкции и в течение 5 рабочих дней со дня демонтажа подлежит транспортировке и размещению в соответствии с законодательством в области обращения с отходами»;

пункт 8.3 в части ограничения тремя месяцами со дня демонтажа и помещения на хранение срока хранения Тюменским городским имущественным казначейством демонтированной рекламной конструкции;

абзац третий пункта 8.6, предусматривающий, что «В случае непредставления до истечения срока, указанного в пункте 8.3 настоящего Положения, в Комитет по рекламе документов, подтверждающих право владения (пользования) на демонтированную рекламную конструкцию и позволяющих идентифицировать рекламную конструкцию и указывающих на индивидуально - определенные признаки истребуемой рекламной конструкции (марка, модель, серийный, заводской или инвентарный номер и т.п.), которые позволили бы выделить рекламную конструкцию из других таких же демонтированных рекламных конструкций, демонтированная рекламная конструкция возврату не подлежит»;

абзац первый пункта 8.7 в части установления обязанности Тюменского городского имущественного казначейства по возврату демонтированной рекламной конструкции ее владельцу только в пределах срока хранения, предусмотренного пунктом 8.3 данного Положения;

абзац первый пункта 8.8 в части указания на обращение демонтированной рекламной конструкции в муниципальную собственность в случаях непоступления в Комитет по рекламе заявления владельца рекламной конструкции о ее возврате в срок, указанный в пункте 8.3 данного Положения, либо непредставления к указанному заявлению документов согласно абзацам первому и второму пункта 8.6 данного Положения в срок, указанного в пункте 8.3 данного Положения, либо не обращения владельца рекламной конструкции в Тюменское городское имущественное казначейство согласно абзацу первому пункта 8.7 данного Положения, либо невывоза демонтированной рекламной конструкции ее владельцем со склада хранения в срок, указанный в пункте 8.3 данного Положения.

Административный истец индивидуальный предприниматель ФИО4 в судебное заседание не явилась, ее представитель ФИО9 в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представители административного ответчика Администрации города Тюмени ФИО7 и ФИО10 в письменных возражениях и в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Администрация города Тюмени уполномочена федеральным законодательством, Уставом города Тюмени на принятие нормативных правовых актов по решению вопросов местного значения в сфере демонтажа незаконных рекламных конструкций на территории города Тюмени; Закон о рекламе предоставляет органам местного самоуправления правомочие по уничтожению незаконных рекламных конструкций; орган местного самоуправления уполномочен федеральным законодательством устанавливать сроки хранения незаконных рекламных конструкций, так как это влечет расходование бюджетных средств на хранение, а вопрос исполнения местного бюджета также относится к вопросам местного значения.

Представитель заинтересованного лица Муниципального казенного учреждения «Комитет по рекламе» (далее также - МКУ «Комитет по рекламе») a11 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска.

Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым ИП ФИО4 в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, приводя те же доводы, что и при обращении в суд первой инстанции. Считает, что вывод суда о том, что Администрация г.Тюмени вправе не возвращать демонтированный фундамент ее собственнику противоречит положениям ст.35 Конституции РФ, ч.21.2 ст.19 Закона о рекламе, ст.235 ГК РФ. Полагает, что вывод суда о том, что фундамент не является единым целым с рекламной конструкцией, так как не используется по общему назначению рекламной конструкции, не соответствует фактическим обстоятельствам и не отвечает требованиям ч.2 ст. 19 Закона о рекламе. Считает, что уничтожение (прекращение права собственности на вещь в связи с её гибелью) возможно только в случае, если собственник вещи не обратился за возвратом своей вещи и не возместил расходы по её принудительному демонтажу; иного федеральным законодательством не предусмотрено. Полагает, что вывод суда о правомерности установления срока хранения также не соответствует положениям Закона о рекламе. Кроме того, указывает, что вывод суда о наличии отказа владельца рекламной конструкции от права собственности, не соответствует положениям ч.21.2 ст.19 Закона № 38-ФЗ «О рекламе» и фактическим обстоятельствам дела. Считает, что отказ от права собственности на демонтированную конструкцию (ее части) происходит не в момент неисполнения предписания о демонтаже рекламной конструкции, а по истечении срока на обращение за возвратом своей вещи, в связи с чем, вывод суда о том, что отказываясь от добровольного демонтажа рекламной конструкции, владелец отказывается от права собственности на нее, а значит, и на фундамент, не соответствует требованиям ч.1 ст.235 ГК РФ, ч.21.2 ст.19 Закона о рекламе.

На апелляционную жалобу поступили возражения от Администрации города Тюмени и МКУ «Комитет по рекламе».

Административный истец индивидуальный предприниматель ФИО4 в суд апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Администрации города Тюмени от 14 июня 2011 года № 36-пк «Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Тюмени» утверждено Положение о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Тюмени (далее также – Положение). Данное постановление было опубликовано в издании «Тюменский курьер» 22 июня 2011 года, № 12.

Постановлением Администрации города Тюмени от 21 марта 2016 года № 64-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 14.06.2011 № 36-пк» в постановление Администрации города Тюмени от 14.06.2011 <.......>-пк «Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Тюмени» были внесены изменения. Текст данного документа опубликован в издании Сетевое издание «Официальные документы города Тюмени» http://www.tyumendoc.ru, 22.03.2016.

Административный истец ИП ФИО4 оспаривает в части положения названного нормативного правового акта, содержащиеся в разделе VIII Положения, которым регулируется порядок демонтажа рекламных конструкций.

Правовую основу регулирования рекламной деятельности составляет Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

Статьей 4 указанного Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу приведенной нормы законодательство о рекламе относится к исключительному ведению Российской Федерации.

Вместе с тем, в силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

К вопросам местного значения муниципального района и вопросам местного значения городского округа в силу подпункта 15.1 пункта 1 статьи 15 и подпункта 26.1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района (городского округа), аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

Пунктом 1 части 1 статьи 17 подпункта 26.1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

В систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Согласно пункту 28 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования городской округ город Тюмень (Устав города Тюмени), принятого решением Тюменской городской Думы от 16 марта 2005 года № 162, к вопросам местного значения города Тюмени относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Тюмени, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории города Тюмени, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Статьей 44 Устава города Тюмени предусмотрено, что Администрация города Тюмени в сфере градостроительной деятельности, автомобильных дорог и дорожной деятельности, транспортных услуг и транспортного обслуживания населения, в том числе, утверждает схему размещения рекламных конструкций, выдает разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Тюмени, аннулирует такие разрешения, выдает предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории города Тюмени.

Из совокупности приведенных статей Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования городской округ город Тюмень следует, что вопросы размещения и демонтажа рекламных конструкций на территории города Тюмени реализуются Администрацией города Тюмени.

Исходя из этого и принимая во внимание, что федеральное законодательство возлагает на орган местного самоуправления в определенных частями 21.2, 21.3 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» случаях осуществление, в том числе, демонтажа рекламных конструкций за счет средств местного бюджета, то орган местного самоуправления вправе в целях реализации данных полномочий и обязанностей установить соответствующий механизм их реализации (порядок), а потому принятие оспариваемого нормативного правового акта входило в компетенцию Администрации города Тюмени.

Административным истцом ИП ФИО4 оспаривается абзац 3 пункта 8.2 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Тюмени, утвержденного Постановлением Администрации города Тюмени от 14 июня 2011 года № 36-пк (в редакции постановления Администрации города Тюмени от 21 марта 2016г. № 64-пк), согласно которому: «Демонтированный фундамент рекламной конструкции не подлежит возврату владельцу рекламной конструкции и в течение 5 рабочих дней со дня его демонтажа подлежит транспортировке и размещению в соответствии с законодательством в области обращения с отходами».

Анализируя вышеприведенную оспариваемую норму на предмет соответствия ее положениям федерального законодательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оснований для признания недействующим в части оспариваемого нормативного акта не имеется.

Действующим законодательством допускается демонтаж рекламной конструкции в случае ее несоответствия установленным требованиям.

Согласно части 9 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе).

Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21 статьи 19 Закона о рекламе).

Согласно частям 21.1 - 21.3 статьи 19 Закона о рекламе, если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

В случае, если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, также не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Таким образом, Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» возлагает на орган местного самоуправления обязанность по демонтажу незаконных рекламных конструкций с последующим их хранением или в необходимых случаях по уничтожению незаконных рекламных конструкций.

В тоже время сами условия и порядок демонтажа движимого имущества в принудительном порядке, установленные Положением, предоставляют лицу, самовольно установившему объект движимого имущества, возможность добровольно демонтировать свое имущество.

Так, в соответствии с разделом 7 Положения при выявлении самовольно установленных и эксплуатируемых рекламных конструкций Комитет по рекламе выполняет следующие действия:

а) в течение 3 рабочих дней с даты осуществления объезда, по результатам которого установлен факт самовольной установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции, составляет акт о выявлении рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению (далее - акт о выявлении), в котором фиксируются данные обстоятельства с приложением фотографий, а также дата объезда;

б) в течение 10 рабочих дней с даты составления акта о выявлении устанавливает собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, путем направления запросов в Департамент земельных отношений и градостроительства и (или) в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии;

в) в течение 11 рабочих дней с даты составления акта о выявлении направляет собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, запрос о предоставлении информации о владельце самовольно установленной рекламной конструкции;

г) в течение 5 рабочих дней с даты регистрации информации о владельце самовольно установленной рекламной конструкции выдает владельцу самовольно установленной рекламной конструкции предписание о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции (далее - предписание о демонтаже);

д) в случае, если владелец рекламной конструкции неизвестен, выполняет действия, предусмотренные подпунктом «б» пункта 7.9 настоящего Положения, а также размещает объявление на официальном сайте Администрации города Тюмени в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о необходимости добровольного демонтажа самовольно установленной рекламной конструкции в течение месяца, а также удаления информации, размещенной на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня размещения указанного объявления.

(п. 7.9 Положения.)

Пунктом 7.10 Положения предусмотрено, что при неисполнении владельцем рекламной конструкции предписания о демонтаже в срок, указанный в части 21 статьи 19 Закона о рекламе, или если владелец рекламной конструкции неизвестен, Комитет по рекламе выполняет следующие действия:

а) в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока исполнения предписания о демонтаже (в случае невыполнения владельцем рекламной конструкции предписания о демонтаже) либо со дня истечения 30 дней со дня составления акта о выявлении (в случае, если владелец рекламной конструкции неизвестен) выдает предписание о демонтаже собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;

б) в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в «а» настоящего пункта, и при отсутствии добровольного демонтажа рекламной конструкции направляет информацию о рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения на ее установку и эксплуатацию, с приложением копии акта о выявлении, в муниципальное казенное учреждение «Тюменское городское имущественное казначейство» (далее - Тюменское городское имущественное казначейство) для осуществления работ по демонтажу рекламной конструкции.

Согласно пункту 8.1 Положения Тюменское городское имущественное казначейство в течение 30 дней со дня регистрации информации, указанной в подпункте «б» пункта 7.10 настоящего Положения, обеспечивает выполнение работ по демонтажу рекламных конструкций.

Работы по демонтажу рекламной конструкции включают в себя демонтаж рекламной конструкции (демонтаж металлических опорных конструкций, несущей рамы, демонтаж светильников для люминесцентных ламп, демонтаж электрооборудования, узлов крепления и т.п.), демонтаж фундамента и восстановление благоустройства территории.

В случае проведения работ по демонтажу рекламной конструкции в зимний период, демонтаж фундамента рекламной конструкции (при его наличии) и восстановление благоустройства производятся Тюменским городским имущественным казначейством в течение 30 дней с даты начала летнего периода, указанной в абзаце втором подпункта «и» пункта 1.2 настоящего Положения.

Таким образом, условия и порядок демонтажа движимого имущества в принудительном порядке, установленные Положением, исключают произвольный демонтаж движимого имущества. При этом оспариваемые положения муниципального нормативного правового акта не ограничивают собственников такого имущества защищать свои гражданские права в судебном порядке, в том числе путем оспаривания решений и действий уполномоченного органа, связанных с демонтажем движимого имущества.

Доводы административного истца о том, что положения оспариваемого пункта 8.2 Положения нарушают права собственников рекламных конструкций и противоречат положениям части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации и статей 209 и 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд обоснованно признал несостоятельными.

Согласно статье 19 Закона о рекламе под рекламными конструкциями, на которых размещается наружная реклама, понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары и иные технические средства стабильного размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

Таким образом, исходя из характера, назначения, вида, способа монтажа и целей использования рекламные конструкции должны рассматриваться только как движимые вещи, заведомо устанавливаемые на определенный период времени и демонтируемые (перемещаемые) без несоразмерного ущерба их назначению как технических средств. При этом фундамент не является единым целым с рекламной конструкцией, так как по общепринятому пониманию не используется по общему назначению рекламной конструкции, которая используется исключительно в целях рекламы, социальной рекламы (часть 2 статьи 19 Закона о рекламе), и необходим при размещении определенного вида рекламных конструкций, то есть является средством размещения такого вида конструкций.

Учитывая, что федеральным законодательством, как указано выше, в необходимых случаях допускается уничтожение рекламной конструкции, а, следовательно, и фундамента, который при определенном размещении служит опорой для нее, принимая во внимание невозможность дальнейшего использования по целевому назначению демонтированного фундамента вследствие полной или частичной утраты его потребительских свойств, и в связи с этим прекращение права собственности владельца на него в силу п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, а следовательно, нецелесообразности и отсутствия возможности хранения разрушенного фундамента рекламной конструкции, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый в части пункт 8.2 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Тюмени, не противоречит действующему федеральному законодательству (п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 19 Закона о рекламе).

При этом уничтожение фундамента рекламной конструкции как необходимая по вышеуказанным причинам мера, осуществляется в случае неисполнения обязанности по демонтажу в добровольном порядке владельцем рекламной конструкции, и случае применения оспариваемого абзаца 3 пункта 8.2 Положения владелец непосредственно рекламной конструкции не лишается права собственности на свои рекламные конструкции, так как нормами Положения, в том числе, пунктом 8.6, предусмотрен порядок принятия решения о возврате демонтированной рекламной конструкции ее владельцу.

Исходя из вышеизложенного, оспариваемое положение абзаца 3 пункта 8.2 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Тюмени, не может рассматриваться как ограничивающее право собственности на рекламную конструкцию.

Пунктом 8.3 названного Положения предусмотрено: «Тюменское городское имущественное казначейство обеспечивает хранение демонтированной рекламной конструкции в течение трех месяцев со дня ее демонтажа и помещения на хранение».

Согласно абзацу третьему пункта 8.6 Положения «В случае непредставления до истечения срока, указанного в пункте 8.3 настоящего Положения, в Комитет по рекламе документов, подтверждающих право владения (пользования) на демонтированную рекламную конструкцию и позволяющих идентифицировать рекламную конструкцию и указывающих на индивидуально-определенные признаки истребуемой рекламной конструкции (марка, модель, серийный, заводской или инвентарный номер и т.п.), которые позволили бы выделить рекламную конструкцию из других таких же демонтированных рекламных конструкций, демонтированная рекламная конструкция возврату не подлежит».

Абзацем первым пункта 8.7 Положения предусмотрено: «Тюменское городское имущественное казначейство в пределах срока хранения демонтированной рекламной конструкции согласно пункту 8.3 настоящего Положения возвращает демонтированную рекламную конструкцию ее владельцу после его обращения в Тюменское городское имущественное казначейство».

Согласно абзацу первому пункта 8.8 Положения «В случае, если владелец рекламной конструкции неизвестен, либо непоступления в Комитет по рекламе заявления владельца рекламной конструкции о ее возврате в срок, указанный в пункте 8.3 настоящего Положения, либо непредставления к указанному заявлению документов согласно абзацам первому и второму пункта 8.6 настоящего Положения в срок, указанный в пункте 8.3 настоящего Положения, либо необращения владельца рекламной конструкции в Тюменское городское имущественное казначейство согласно абзацу первому пункта 8.7 настоящего Положения, либо невывоза демонтированной рекламной конструкции ее владельцем со склада хранения в срок, указанный в пункте 8.3 настоящего Положения, рекламная конструкция подлежит обращению в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации».

Административный истец ИП ФИО4, оспаривая вышеприведенные положения пункта 8.3, абзаца третьего пункта 8.6, абзаца первого пункта 8.7, абзаца первого пункта 8.8 Положения, просит признать их недействующими, ссылаясь на то, что данными нормами ограничивается (тремя месяцами со дня демонтажа и помещения на хранение) срок, в течение которого Тюменское городское имущественное казначейство обязано обеспечить хранение демонтированной рекламной конструкции, а собственник или иной законный владелец конструкции должен заявить требование о возврате принадлежащего ему имущества (и представить документы, подтверждающие право владения (пользования) на демонтированную рекламную конструкцию и позволяющие ее идентифицировать), а также устанавливаются правовые последствия не обращения собственника или иного законного владельца демонтированной рекламной конструкции с требованием о ее возврате в течение указанного срока: запрет на возврат рекламной конструкции в таком случае и обращение рекламной конструкции в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Анализ содержания указанных выше пунктов Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Тюмени, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011г. №36-пк, не дает оснований считать их противоречащими действующему законодательству, в том числе Федеральному закону от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе». При этом право на утилизацию рекламной конструкции в силу норм названного Положения возникает у уполномоченного лица только в случае, если собственник или иной законный владелец рекламной конструкции в установленный срок не выявлен.

Администрация города Тюмени, в соответствии с предоставленными органам местного самоуправления законодателем полномочиями, а также возложенными обязанностями по демонтажу незаконных рекламных конструкций с последующим их хранением или в необходимых случаях по их уничтожению, руководствуясь при этом принципом эффективности использования бюджетных средств, установленным статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вправе была принять указанное Положение и закрепить в нем нормы о сроке хранения демонтированных рекламных конструкций, которые сами по себе не влекут нарушение прав владельцев рекламных конструкций.

По существу, позиция административного истца ИП ФИО4 со ссылкой на положения ст. 35 Конституции Российской Федерации, п.2 ст. 235, ст. 234, п.1 ст. 225, п.1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации сводится к ее несогласию с действиями МКУ «Комитет по рекламе», связанными с демонтажом и хранением рекламных конструкций, на основе норм законодательства о рекламе.

Однако действующим процессуальным законодательством предусмотрены иные средства правовой защиты для рассмотрения и разрешения подобного рода споров.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемые нормативные положения Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Тюмени, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011г. №36-пк, не нарушают права и законные интересы заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя ФИО4 о неправильном применении норм материального права основаны на неверном толковании закона, и поэтому не могут послужить поводом к отмене решения.

Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права; предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Тюмени от 13 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО4 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: