Судья Запятова Н.А. Дело № 33а-54/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Холчевой О.П., судей Хрящевой А.А., ЩегловойЕ.С.,
при секретаре Жаворонковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ЩегловойЕ.С.
административное дело по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 21октября 2015 года по административному исковому заявлению Вичугского районного потребительского общества к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального бюджетного государственного учреждения«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ивановской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛА:
Вичугское районное потребительское общество (далее – Вичугское РАЙПО) обратилось в суд в порядке главы 23 ГПК РФ с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ******, ****** равной их рыночной стоимости по состоянию на 2ноября 2011года.
В обоснование своих требований Вичугское РАЙПО указало, что является собственником указанных вновь образованных земельных участков, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке № **, выполненным 15 июля 2015года оценщиком ООО«Р.» К.М.Г., что затрагивает права и обязанности заявителя как плательщика земельного налога.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 8 марта 2015 года №22-ФЗ «Овведении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», заявление Вичугского РАЙПО рассмотрено и разрешено в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Решением Ивановского областного суда от 21 октября 2015года административное исковое заявление Вичугского РАЙПО удовлетворено в полном объеме, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** равная его рыночной стоимости по состоянию на 2 ноября 2011 года в размере *****рублей, земельного участка с кадастровым номером ****** – в размере ***** рублей, установлена дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков – 10 августа 2015 года.
В апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ивановской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ивановской области) ставится вопрос об изменении решения суда в части удовлетворения административных исковых требований, предъявленных к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ивановской области, и принятии по делу в указанной части нового решения об отказе в иске к данному административному ответчику.
В заседании судебной коллегии представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ивановской области ФИО1 поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, представитель административного истца - адвокат Воронин В.Г. поддержал письменные возражения на жалобу от 8 декабря 2015 года, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, по неизвестным причинам не обеспечили явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции, будучи извещенными о его времени и месте надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не направили, явка представителей указанных лиц судом обязательной не признавалась.
Заслушав представителей административного истца и заинтересованного лица, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Судом бесспорно установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат два земельных участка с кадастровыми номерами ******, *******, расположенных по адресу: ****, относящихся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: для строительства автодорожного комплекса.
Эти Земельные участки образовались в период проведения государственной кадастровой оценки земель промышленности Ивановской области в результате разделения находившегося в собственности Вичугского РАЙПО земельного участка с кадастровым номером ******, сведения о них были внесены в государственный кадастр недвижимости 2 ноября 2011 года.
Постановлением Правительства Ивановской области от 28 декабря 2011 года №521-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Ивановской области по состоянию на 01 января 2009 года, в том числе определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** в размере ***** рублей.
Из кадастровых справок от 3 августа 2015года и возражений ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ивановской области следует, что кадастровая стоимость вновь образованных спорных Земельных участков с кадастровыми номерами ****** и ****** определена по состоянию на 2 ноября 2011 года в размере ***** рублей ** копеек и ***** рубля ** копеек соответственно актами об утверждении кадастровой стоимости, составленными 17января 2014 года ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ивановской области.
При этом, определение кадастровой стоимости спорных Земельных участков производилось ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ивановской области в порядке, предусмотренном статьей 24.19 Федерального закона от 29июля 1998 года №135-ФЗ «Обоценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) и пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12августа 2006 года № 222 (в редакции от 17 ноября 2011года) расчетным путем с использованием удельного показателя кадастровой стоимости исходного земельного участка с кадастровым номером ****** в размере 1253, 11 рубля за 1 кв.м.
В суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не оспаривали право административного истца на обращение в суд с настоящим заявлением о пересмотре в порядке статьи 24.18Закона об оценочной деятельности кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости принадлежащих ему Земельных участков, являющихся объектами недвижимого имущества, указанными в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Сторонами и заинтересованными лицами не ставилась под сомнение законность и обоснованность решения суда в части установления размера рыночной стоимости спорных Земельных участков, а также даты подачи Вичугским РАЙПО заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Проверив оспариваемое решение в полном объеме по правилам статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия полностью разделяет выводы суда первой инстанции о наличии в настоящем деле достаточной совокупности доказательств, указывающих на наличие правовых и фактических оснований для удовлетворения административного иска Вичугского РАЙПО об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости двух земельных участков.
В апелляционной жалобе решение суда оспаривается исключительно в части определения субъектного состава и процессуального статуса лиц, участвующих в настоящем административном деле.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы ФБГУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ивановской области о неправомерности привлечения данного учреждения к участию в настоящем деле в качестве административного ответчика. Этидоводы были предметом проверки суда и правомерно признаны несостоятельными по мотивам подробно изложенным в обжалуемом решении как основанные на неверном ограничительном толковании норм статей37, 38, 41, 247 КАС РФ без учета разъяснений, содержащихся в пункте 7 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 28).,
Судебная коллегия не усматривает оснований для иного применения и толкования норм законодательства Российской Федерации об административном судопроизводстве.
Согласно части 2 статьи 247 КАС РФ к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Из общих разъяснений содержащихся в абзаце 1 пункта 7 Постановления Пленума ВС РФ № 28 следует, что в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Вместе с тем, по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (абзац 3 пункта 7 Постановления Пленума ВС РФ №28).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457 в его действующей редакции от 27декабря 2014 года (далее – Положение), Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
В приказе Росреестра от 26 июня 2014 года № П/296 (в редакции от 28 августа 2015года) «О стратегии кадровой политики Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на период до 2020 года» со ссылкой на приведенную норму Положения указано, что именно Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке. Внастоящее время систему кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Российской Федерации составляют Росреестр, а также его подведомственные организации.
Согласно абзацу 3 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик с 1 марта 2012 года наделено ФГБУ«ФКП Росреестра» на основании приказа Росреестра от 26 декабря 2011 года №П/531 и приказа Росреестра от 12 мая 2015 № П/210.
Анализ приведенных нормативных положений в их системном единстве позволяет сделать вывод о том, что ФБГУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ивановской области как государственное бюджетное учрежждение, которым была рассчитана кадастровая стоимость спорных Земельных участков и внесена в ГКН в рамках реализации предусмотренных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности полномочий, делегированных государственным органом, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу наряду с Управлением Росреестра по Ивановской области как территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке.
Не являются основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части и доводы апелляционной жалобы об отсутствии в его вводной части сведений о сторонах и других лицах, участвующих в деле, а также об ошибочном указании в его описательной части наименования административного ответчика как «ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области», поскольку указанные особенности составления процессуального документа не привели к принятию по делу неправильного решения.
Действительно, во вводной и резолютивной частях обжалуемого решения суда в наименовании административного дела не указаны сведения о том, к каким административным ответчикам предъявлено административное исковое заявление Вичугского РАЙПО.
Вместе с тем, во вводной части решения указано, что настоящее административное дело было рассмотрено в открытом судебном заседании 21 октября 2015 года с участием представителя административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области ФИО2
Протоколом судебного заседания от 21 октября 2015 года также подтверждается факт участия в нем ФИО2 в качестве представителя административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ивановской области. Полномочия ФИО2 на участие в деле в указанном процессуальном статусе были признаны протокольным определением суда в порядке статей 58, 146 КАС РФ, на основании указанного определения она реализовывала в судебном заседании все свои процессуальные права представителя административного ответчика, в том числе на обращение с ходатайствами и участие в исследовании доказательств. В указанном протоколе судебного заседания имеются сведения обо всех лицах, участвующих в настоящем административном деле, включая двух административных ответчиков – Управление Росреестра по Ивановской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ивановской области, и заинтересованных лиц – Правительство Ивановской области, Департамент управления имуществом Ивановской области, Администрацию Вичугского муниципального района Ивановской области и Администрацию Октябрьского сельского поселения Ивановской области.
С учетом приведенных обстоятельств, указывающих на участие в настоящем деле двух административных ответчиков, судебная коллегия во вводной части настоящего апелляционного определения привела полное наименование административного дела с учетом требований статей 180, 311 КАС РФ и полное наименование административного ответчика, обратившегося с апелляционной жалобой на судебное решение, которым административный спор по существу был разрешен верно.
Судебной коллегией в настоящем деле не выявлено перечисленных в части 1 статьи310КАС РФ нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ивановского областного суда от 21 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ивановской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи