ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3137/20 от 26.10.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Лазарева Е.В.

№ 33а-3137/2020 (10RS0011-01-2020-004760-85)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.

судей Соляникова Р.В., Колбасовой Н.А.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19.06.2020 по административному делу № 2а-3707/2020-19 по административному исковому заявлению Шевченко Е. В. к администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконным уведомления.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административным истцом оспорено уведомление администрации Петрозаводского городского округа от 25.05.2020№ 151/1-2019 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, по ул. Шуйская, в связи с недопустимостью размещения объекта ИЖС или садового домика ввиду его расположения в границах зоны охраны объектов культурного наследия – зоны регулирования застройки «А» и зоны охраны историко-культурного памятника «ансамбль ул. Шуйская». Полагая, что расположение земельного участка в указанных зонах не препятствует строительству индивидуального жилого дома (садового дома), также учитывая фактическое отсутствие на земельном участке объекта культурного наследия, административный истец просил суд признать указанное уведомление незаконным.

Решением суда административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

С принятым судебным постановлением не согласенадминистративный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в административном иске.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия (далее – Управление по охране) выражает согласие с решением суда.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Лушин В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав явившееся лицо, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Распоряжением от 05.09.2018 № 2088-м/20р Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) предоставлен бесплатно в общую долевую собственность правопредшественникамадминистративного истца земельный участок с кадастровым номером (...), общей площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: г. Петрозаводск, ул. Шуйская (далее – земельный участок 198).

Административный истец по договору купли-продажи от 12.02.2019 приобрел участок 198 в собственность, в этот же день был подготовлен межевой план, в соответствие с которым произведен его раздел на земельные участки площадью 760 кв.м и 740 кв.м соответственно, которым в последующем 01.03.2019 были присвоены кадастровые номера (...) (далее – земельный участок 200) и (...) (далее – земельный участок 201); за административным истцом зарегистрировано право собственности на данные участки.

Оба земельных участка имели общую границу и располагались: земельный участок 200 – северо-западнее общей границы, земельный участок 201 – юго-восточнее общей границы.

Юго-западнее земельных участков 202 и 203 расположен (имея с ними общую границу) земельный участок с кадастровым номером (...), на котором располагается дом 14 по ул. Шуйская в г. Петрозаводске, являющийся объектом культурного наследия «Дом Алешиной (деревянный), 1879 г.» согласно акту государственной историко-культурной экспертизы от 11.03.2020 (далее – акт от 11.03.2020).

Распоряжением Министерства от 03.04.2019 № 625-м/20р (далее – распоряжение № 625) по обращению административного истца утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка общей площадью 1015 кв.м, образованного при перераспределении земельного участка 201, площадью 740 кв.м и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 275 кв.м, расположенных в кадастровом квартале 10:01:0200103 юго-восточнее земельного участка 201.

Пунктом 4 распоряжения № 625 на административного истца возложена обязанность соблюдать ограничения в использовании земельного участка, установленные Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).

Указанный земельный участок 11.04.2019 был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер (...):202, после чего 19.06.2019 заключено соглашение № 06-м/01 (далее – соглашение от 19.06.2019) о перераспределении земельного участка 201, принадлежащего административному истцу, и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 275 кв.м, в результате которого образовался спорный земельный участок, площадью 1015 кв.м.

Северо-западная граница земельного участка 202 совпадает с юго-восточной границей земельного участка с кадастровым номером (...):203, имеющего большую площадь, чем ранее расположенный земельный участок 200.

В силу пункта 3.4 соглашения от 19.06.2019 административный истец обязался соблюдать ограничения в использовании земельного участка, расположенного в зоне регулирования жилой застройки в соответствие с Федеральным законом № 73-ФЗ.

Регистрация перехода права собственности заявителя на спорный земельный участок по соглашению от 19.06.2019 осуществлена 08.07.2019.

Спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и согласно данным ЕГРН имеет вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома, территориальная зона Жи – зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной постройки.

Согласно основному чертежу Генерального плана города Петрозаводска, утвержденного решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 №XXVI/XX-361 (далее – генеральный план), спорный земельный участок находится в границах жилой зоны индивидуальной, блокированной и коттеджной застройки, в которой запрещено новое строительство.

Постановлением Совета Министров Карельской АССР от 21.04.1971 № 199 «Об утверждении сводного списка памятников истории и культуры Карельской АССР, подлежащих государственной охране и мерах по их сохранению» (далее – постановление от 21.04.1971) к памятникам архитектуры местного значения в г. Петрозаводске отнесен образец застройки деревенской улицы XIX-начала XX вв. (Сулажгора, бывший Сулажгорский починок): Дом Курланского (деревянный), 1873 г. (Шуйская ул., 7), Дом Панфилова (деревянный), 1885 г. (Шуйская ул., 9), Дом Пянтиной (деревянный), 1883 г. (Шуйская ул., 10), Дом Афонькина (деревянный), 80-е XIX в. (Шуйская ул., 11), Дом Лузгина (деревянный), 1890 г. (Шуйская ул., 12), Дом Бокарева (деревянный), 1913 г. (Шуйская ул., 13), Дом Алешиной (деревянный), 1879 г. (Шуйская ул., 14), Дом Аверкина (деревянный), 1929 г. (Шуйская ул., 15), Дом Маркова (деревянный), 1893 г. (Шуйская ул., 16), Дом Аверкиных (деревянный), 1906 г. (Шуйская ул., 17), Дом Аверкиных (деревянный), 1881 г. (Шуйская ул., 18).

В соответствие с картой зон охраны памятников и культуры генерального плана спорный земельный участок полностью располагается в зоне регулирования застройки «А».

При этом в соответствие с таблицей 8-1 текстовой части генерального плана установлены следующие ограничения для зоны регулирования застройки «А»: сохранение планировочного модуля кварталов, традиционного характера застройки; ограничение высоты застройки до 12 м; строгий запрет на размещение высотных акцентов; вынос из зоны производственных и коммунальных объектов.

Кроме того, в разделе 8 текстовой части генерального плана отражено, что:

в целях сохранения историко-культурного наследия города Петрозаводска решения указанного генерального плана базируются на проекте «Зоны охраны памятников истории и культуры», утвержденном распоряжением Председателя Правительства Республики Карелия от 05.09.1996 № 518-р (далее – зоны охраны от 05.09.1996);

указанными зонами охраны от 05.09.1996 в соответствии со статьей 59 Федерального закона № 73-ФЗ определены наиболее ценные градоформирующие элементы и объекты, к которым относятся, в том числе, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), отдельные здания и сооружения, застройка площадей и улиц, а также отдельных кварталов г. Петрозаводска;

к числу наиболее ценных объектов историко-культурного наследия отнесена, в том числе, индивидуальная застройка в районе Сулажгоры, вдоль ул. Шуйской, застройка которого предусмотрена в соответствии с регламентом проекта зон охраны памятников;

виды разрешенного землепользования и застройки в историческихзонах определены зонами охраны от 05.09.1996.

В соответствие с разделом «Охранные зоны историко-архитектурных памятников» зон охраны от 05.09.1996 установлено, что границы всех охранных зон представлены на чертеже «Зоны охраны памятников истории и культуры исторической части города», согласно которому установлена охранная зона бывшей Дмитриевской церкви (п. Сулажгора), а также определен режим использования указанной охранной зоны.

Согласно установленному режиму использования в указанной зоне предусмотрено: восстановление первоначальной функции; создание благоприятных условий обзора; реставрация памятников и санация средовой застройки; восстановление элементов исторического благоустройства.

Кроме того, во исполнение распоряжение Председателя Правительства Республики Карелия от 05.09.1996 № 518-р, которым было установлено, что на территории города необходимо выделить два участка исторической застройки, статус, границы и режим содержания и использования которых определены разработанными проектами, осуществляемыми в настоящее время, включая «Проект охранной зоны улицы Шуйской», НИБ «Зодчество».

Распоряжением Председателя Правительства Республики Карелия от 29.04.1999 № 277-р в целях обеспечения охраны памятников истории и культуры и в соответствии со статьями 33 и 34 Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» установлена зона охраны памятников ансамбля ул. Шуйской в г. Петрозаводске (далее – зона охраны от 29.04.1999), в границах которой полностью находится спорный участок.

В соответствии с установленным указанным распоряжением режимом содержания и использования в границах охранной зоны:

запрещается любое строительство и изменение планировочной структуры, наносящие ущерб сохранению памятников архитектуры, и требуется выполнение мероприятий по воссозданию исторического облика на основе специально разработанной проектной документации;

условия строительной деятельности назначаются в зависимости от ценностной категории здания: для памятников архитектуры – реставрация зданий, воссоздание утраченных элементов, приспособление для новых функций.

В том числе, на территории спорного земельного участка ранее располагался объект культурного наследия регионального значения – памятник архитектуры «Дом Маркова (деревянный)», 1893 года постройки (постановление от 21.04.1971), утраченный согласно акту от 19.07.2000.

В соответствие с Правилами землепользования и застройки г.Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденными решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 №26/38-771 (далее – ПЗЗ), спорный участок относится к территориальной зоне Жи – зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки, в которой согласно статье 38 ПЗЗ в качестве основного вида разрешенного использования допускается индивидуальное жилищное строительство.

Вместе с тем согласно пункту 8 статьи 38 ПЗЗв случае если земельный участок или объект капитального строительства находится в границах зоны с особыми условиями использования территорий, на них устанавливаются ограничения использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На карте градостроительного зонирования ПЗЗ, отображающей в соответствие с частью 5 статьи 30 ГрК РФ границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, спорный земельный участок целиком находится в границах:

зоны охраны объектов культурного наследия – зоне регулирования застройки «А»;

зоны охраны историко-культурного памятника «ансамбль ул. Шуйская».

18.05.2020 административный истец уведомил администрацию Петрозаводского городского округа о планируемом строительстве двухэтажного жилого дома высотой 6 м, площадь застройки 120 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером (...):202.

25.05.2020 администрацией Петрозаводского городского округа в адрес административного истца направлено уведомление № 151/1-2019 о недопустимости размещения объекта жилищного строительства на земельном участке в связи с нахождением земельного участка с кадастровым номером (...)202 в границах зоны охраны объектов культурного наследия – зоны регулирования застройки «А»; в границах историко-архитектурной заповедной территории участка исторической застройки, статус, границы и режим содержания и использования которых определены разработанными проектами, осуществляемыми в настоящее время («Проект охранной зоны улицы Шуйской»); отсутствием документов, подтверждающих согласование с уполномоченным органом земляных и строительных работ.

01.06.2020 административный истец обратился с настоящим административным иском в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии уведомления закону и отсутствии нарушений прав административного истца.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.

Частью 1 статьи 51.1 ГрК РФ установлено, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органыпосредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Случаи направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке предусмотрены частью 10 статьи 51.1 ГрК РФ.

Так, такое уведомление направляется застройщику в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Как указано выше и подтверждается материалами дела, на спорном земельном участке ранее располагался Дом Маркова (деревянный), 1893 г. (Шуйская ул., 16), включенный в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании постановления от 21.04.1971 и до настоящего времени не исключенный из реестра.

В соответствие с этим же постановлением в указанный реестр внесены и до настоящего времени не исключались из него: Дом Пянтиной (деревянный), 1883 г. (Шуйская ул., 10), Дом Афонькина (деревянный), 80-е XIX в. (Шуйская ул., 11), Дом Лузгина (деревянный), 1890 г. (Шуйская ул., 12), Дом Бокарева (деревянный), 1913 г. (Шуйская ул., 13), Дом Алешиной (деревянный), 1879 г. (Шуйская ул., 14), Дом Аверкина (деревянный), 1929 г. (Шуйская ул., 15), Дом Аверкиных (деревянный), 1881 г. (Шуйская ул., 18), которые расположены юго-западнее, западнее и севернее спорного участка.

Названные объекты культурного наследия включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в составе образца застройки деревенской улицы.

С учетом изложенного, а также положений части 5 статьи 3 Федерального закона № 73-ФЗ все указанные в постановлении от 21.04.1971 объекты, включенные в составе образца застройки деревенской улицы XIX-начала XX вв. в реестр объектов культурного наследия, образуют самостоятельный вид объекта культурного наследия – ансамбль, то есть четко локализуемую на исторически сложившейся территории группу объединенных памятников, строений и сооружений жилого и общественного назначения, каковыми являются, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, относящиеся к градостроительным ансамблям.

Это же следует из распоряжения Председателя Правительства Республики Карелия от 29.04.1999 № 277-р, которым установлена зона охраны памятников именно ансамбля, а также из акта от 11.03.2020.

При этом из указанного распоряжения, акта от 11.03.2020 следует, что зона охраны памятников устанавливалась в отношении всего ансамбля, а не составляющих его отдельных памятников.

В силу части 5 статьи 63 Федерального закона № 73-ФЗ зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, отнесены соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2016 № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 95-ФЗ) решения об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятые в соответствии с законодательством РСФСР и Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть с учетом статьи 4 указанного Федерального закона – до 03.10.2016), признаются действующими.

Исходя из взаимосвязанных положений частей 1 и 2 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ, режима содержания зоны охраны, установленного распоряжением Председателя Правительства Республики Карелия от 29.04.1999 № 277-р, судебная коллегия приходит к выводу, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия (образца застройки деревенской улицы XIX-начала XX вв. Сулажгора, бывший Сулажгорский починок) в его исторической среде, распространяются правила зоны охраны объекта культурного наследия: охраннойзоны объекта культурного наследия, каковой является территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении установлен особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной среды объекта культурного наследия.

Режим содержания и использования охранной зоны от 29.04.1999, согласно которому в ее границах запрещается любое строительство и изменение планировочной структуры, наносящие ущерб сохранению памятников архитектуры, и требуется выполнение мероприятий по воссозданию исторического облика на основе специально разработанной проектной документации; условия строительной деятельности назначаются в зависимости от ценностной категории здания: для памятников архитектуры – реставрация зданий, воссоздание утраченных элементов, приспособление для новых функций, не противоречат содержанию части 2 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ, в связи с чем до настоящего времени сохраняет свою силу.

Поскольку зона охраны устанавливалась распоряжением Председателя Правительства Республики Карелия от 29.04.1999 № 277-р в отношении всего ансамбля зданий, расположенных по ул. Шуйская, сама по себе утрата дома 16 (Дома Маркова), с трех сторон окруженного иными объектами культурного наследия, не влечет прекращения зоны охраны или защитной зоны.

Иной подход фактически влечет утрату целостности образца застройки деревенской улицы XIX-начала XX вв., позволяя застраивать уничтоженные единичные объекты зданиями, облик которых не отвечает историческому окружению, что влечет утрату объекта культурного наследия – ансамбля зданий, расположенных по ул. Шуйская.

При этом судебная коллегия учитывает, что вхождение спорного земельного участка в зону регулирования застройки «А» с учетом генерального плана и пункта 3 статьи 74 ПЗЗ обязывает обеспечивать сохранение исторической планировочной структуры и планировочного модуля кварталов как устойчивого элемента планировочной структуры (в силу акта от 11.03.2020 традиционным типом застройки ул. Шуйская является уличная застройка с расположением домов в один ряд с соблюдением единой линии застройки (лишь с некоторым отступлением от нее)).

Соответственно размещение на спорном земельном участке самостоятельного жилого дома, располагающегося вторым рядом (за домом на земельном участке 203), не будет отвечать требованиям сохранения планировочной структуры, обязательной для зоны регулирования застройки «А».

В силу пункта 6 статьи 1 ЗК РФ к основным принципам земельного законодательства отнесен приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения земель, занятых объектами культурного наследия для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Факт полного включения спорного земельного участка в границы зон охраны от 05.09.1996, следует как из ее графического описания, так и из принятых с учетом распоряжения Председателя Правительства Республики Карелия от 29.04.1999 № 277-р генерального плана и ПЗЗ.

Отнесение спорного земельного участка к зоне охраны от 05.09.1996 следует из акта от 11.03.2020, а также распоряжения № 625 и соглашения от 19.06.2019.

При этом распоряжение № 625 и соглашение от 19.06.2019 прямо накладывают на административного истца обязанность соблюдать установленные Федеральным законом № 73-ФЗ ограничения в использовании спорного участка, расположенного в зоне регулирования жилой застройки.

Соответственно, само по себе отнесение спорного участка к территориальной зоне Жи не дает оснований для размещения на нем объекта ИЖС, в том числе с учетом положения пункта 8 статьи 38 ПЗЗ, прямо устанавливающего, что в случае если земельный участок или объект капитального строительства находится в границах зоны с особыми условиями использования территорий, на них устанавливаются ограничения использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия находит правомерными содержащиеся в оспариваемом уведомлении выводы о недопустимости размещения на спорном участке объекта ИЖС и необходимости предварительного согласования параметров строительства с Управлением по охране.

Это же вытекает из взаимосвязанных положений пункта 1 части 4 и части 7 статьи 36 ГрК РФ, согласно которым на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, действие градостроительного регламента не распространяется, в связи с чем их использование определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, по мнению судебной коллегии, оспариваемое уведомление вынесено при наличии к тому фактических и правовых оснований, с соблюдением установленного порядка, компетентным должностным лицом, в связи с чем совокупность установленных пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, отсутствует.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19.06.2020по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи