ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3150/19 от 09.04.2019 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Ахметов Р.М.

Дело № 33а - 3150/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 апреля 2019 года город Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Волкова А.Е.,

судей Симоновича В.Г., Погорельцевой Т.В.,

при секретаре Калининой Д.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рафаелян А.В. к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (далее Минобрнауки России) и Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее Департамент образования ХМАО-Югры) об оспаривании отказа в признании в Российской Федерации ученой степени доктора медицинских наук,

по апелляционной жалобе Рафаелян А.В. на решение Ханты-Мансийского районного суда от 18 января 2019 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Симоновича В.Г., объяснения представителя административного истца Рафаелян А.В – адвоката Рудик О.С., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Рафаелян А.В. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением с требованием признать незаконным отказ Минобрнауки России в признании в Российской Федерации его ученой степени доктора медицинских наук. Полагает, что при наличии Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях, одобренного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2001 года № 667 (далее Соглашение об образовании) экспертиза оценки иностранной ученой степени не проводится, при этом экспертный совет Высшей аттестационной комиссии при Минобранауке России не является полномочным лицом на ее проведение.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое Рафаелян А.В. в апелляционной жалобе просит отменить как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований. Отмечает, что суд не принял во внимание: положения Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (заключена в г. Гааге 5 октября 1961 года), так как диплом о присвоении Рафаелян А.В. ученой степени имеет апостиль; положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации от 27 июня 1995 года, согласно которым квалификационные документы государственного образца о присуждении ученых степеней, выдаваемые соответствующим органом другой Стороны, признаются каждой из сторон; Соглашение об образовании, согласно которому признание и установление эквивалентности дипломов кандидата и доктора наук проводится на основе общего порядка, установленного законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Армения; письмо МИД России. Названное нормативное регулирование указывает на необходимость автоматического признания ученой степени административного истца в Российской Федерации, без проведения соответствующих экспертиз. Полагает, что в данном случае по аналогии закона также подлежало применению Соглашение Правительств государств-участников СНГ от 15 мая 1992 года о сотрудничестве в области образования. Считает, что заключение экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России является нелегитимным, так как заполнено от руки, без номера, подписано тремя членами комиссии без указания их ученых степеней.

В возражениях на апелляционную жалобу Департамент образования ХМАО-Югры указывает на несостоятельность ее доводов, просит решение суда оставить без изменения.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие административного истца Рафаелян А.В., представителя административного ответчика Минобрнауки России, представителя административного ответчика Департамента образования ХМАО-Югры, представителя заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, следует из материалов административного дела, что (дата) гражданин Республики Армения Рафаелян А.В. обратился в Минобрнауки России с заявлением о признании в Российской Федерации ученой степени доктор медицинских наук, присужденной ему решением Высшей аттестационной комиссии Республики Армения.

(дата) экспертным советом Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России по хирургическим наукам принято заключение о несоответствии диссертации административного истца критериям, установленным Положением о присуждении ученых степеней, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 года № 842 «О порядке присуждения ученых степеней».

(дата) президиум вышеуказанной Высшей аттестационной комиссии рекомендовал Минобрнауке России отказать в признании в Российской Федерации ученой степени доктора медицинских наук, присужденной Рафаеляну А.В.

(дата) Минобрнауки России издан соответствующий приказ (номер)/нс об отказе в признании ученой степени Рафаелян А.В.

Полагая данный отказ незаконным по вышеуказанным основаниям, Рафаелян А.В. обратился в суд с административным иском.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нормам международного права.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 23 августа 1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» признание в Российской Федерации ученых степеней, ученых званий, полученных в иностранном государстве (далее - иностранные ученые степени, иностранные ученые звания), осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации (часть 1).

В Российской Федерации признаются иностранные ученые степени, иностранные ученые звания, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации, а также полученные в иностранных научных организациях и образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия иностранных ученых степеней, иностранных ученых званий ученым степеням и ученым званиям, полученным в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. Критерии и порядок включения в указанный перечень иностранных научных организаций и образовательных организаций утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2).

В случае, если иностранные ученые степени, иностранные ученые звания не соответствуют условиям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, признание иностранных ученых степеней, иностранных ученых званий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, на основе экспертизы, в рамках которой проводятся оценка иностранных ученых степеней, иностранных ученых званий, определение равноценности академических и (или) профессиональных прав, предоставляемых обладателям таких степеней или званий в иностранном государстве, в котором получены иностранные ученые степени, иностранные ученые звания, и прав, предоставленных обладателям соответствующих ученых степеней и ученых званий, которые получены в Российской Федерации.

По результатам экспертизы федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, принимается одно из следующих решений: признание иностранной ученой степени, иностранного ученого звания; отказ в признании иностранной ученой степени, иностранного ученого звания.

В случае признания иностранной ученой степени, иностранного ученого звания их обладателю выдается свидетельство о признании иностранной ученой степени или иностранного ученого звания (часть 3).

Таким образом, признание ученой степени иного государства в Российской Федерации производится двумя способами: путем выдачи свидетельства о признании иностранной ученой степени и без выдачи такового. При этом свидетельство о признании иностранной ученой степени не требуется в случаях, если имеется договор между Российской Федерацией и иностранным государством о признании в Российской Федерации ученой степени или ученого звания, полученных в этом государстве, либо если иностранная организация, выдавшая документ об ученой степени или ученом звании, включена в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 582-р «Об утверждении перечня иностранных научных организаций и образовательных организаций, которые выдают документы об ученых степенях и ученых званиях, признаваемых в Российской Федерации».

Во всех остальных случаях требуется получение свидетельства о признании иностранной ученой степени, в порядке предусмотренном приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2014 года № 1632 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по признанию ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве, выдаче свидетельства о признании ученой степени или ученого звания, полученных в иностранном государстве» (далее Административный регламент).

Отношения между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросу признания ученой степени урегулированы Соглашением об образовании, согласно статье 11 которого, признание и установление эквивалентности диплома доктора наук, выдаваемых в Российской Федерации и Республика Армения, проводится на основе общего порядка, установленного законодательством каждой из указанных стран.

При таких обстоятельствах, учитывая, что договора о безусловном признании в Российской Федерации ученой степени (без проведения дополнительных процедур) между Российской Федерацией и Республикой Армения нет, а Высшая аттестационная комиссия Республики Армения не включена в перечень иностранных научных организаций и образовательных организаций, которые выдают документы об ученых степенях и ученых званиях, признаваемых в Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о применении к данным правоотношениям законодательства Российской Федерации, определяющего порядок признания ученых степеней в России.

При этом установив, что порядок рассмотрения заявления административного истца по вопросам приема и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги, проверки оформления документов заявителя, оформления документов, представленных заявителем для предоставления государственной услуги и принятых к рассмотрению по существу, рассмотрения аттестационного дела экспертным советом, президиумом ВАК и выдачи Минобрнауки России рекомендации президиума ВАК, а также издания приказа Минобрнауки России об отказе в выдаче свидетельства о признании иностранной ученой степени, соответствовал пунктам 51, 69, 71, 74, 76, 80 Административного регламента, суд правомерно признал оспариваемый отказ в признании иностранной ученой степени законным и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Ссылки автора жалобы на положения Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (заключена в г. Гааге 5 октября 1961 года) несостоятельны, так как данная Конвенция освобождает от легализации документы договаривающихся стран, под которой понимается формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, а не порядка признания документа.

Также не могут быть приняты во внимание положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации от 27 июня 1995 года, так как порядок признания ученых степеней регулируется более поздним международным правовым актом такого же уровня – Соглашением об образовании от 2001 года, отсылающим к внутреннему законодательству страны.

Аналогичным образом подлежат отклонению ссылки в жалобе на письмо МИД, которое не является нормативным правовым актом и к тому же, не содержит разъяснений по вопросам разрешения рассматриваемой ситуации. Нет в данном случае оснований и для применения по аналогии закона Соглашения Правительств государств-участников СНГ от 15 мая 1992 года, так как возникшие правоотношения имеют свое правовое регулирование на международном и внутреннем уровнях.

Довод апелляционной жалобы о несоответствии заключения экспертного совета правилам его оформления и подписания несостоятелен, поскольку данное заключение оформлено и подписано в соответствии с требованиями пунктов 5 и 19 Положения об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 1393.

Помимо этого, в силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1), пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено законом (часть 7).

Как следует из материалов административного дела, об оспариваемом решении административному истцу было известно из уведомления и приказа, направленных 22 марта 2018 года по указанному им в заявлении в качестве своей контактной информации адресу электронной почты (л.д. 120, 127).

С данным административным иском Рафаелян А.В. обратился в суд 5 октября 2018 года, то есть со значительным пропуском установленного законом срока.

На наличие уважительных причин пропуска указанного процессуального срока административный истец не ссылался, не усматривается таких причин и из материалов административного дела.

Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В целом доводы апелляционной жалобы основаны на субъективном и ошибочном толковании норм права, не опровергают изложенных выводов суда, следовательно, не могут быть положены в основу изменения либо отмены законного и обоснованного судебного решения.

Нарушений норм материального и процессуального закона судебной коллегией не установлено, оснований к отмене или изменению правильного по существу решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда от 18 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рафаелян А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий Волков А.Е.

Судьи коллегии: Симонович В.Г.

Погорельцева Т.В.