Судья Грибкова Т. В. Дело № 33а-31525/2020 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Брыкова И.И., судей Соколовой Н.М., Белой С.Л., при помощнике судьи Ляпустиной К.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании от 30 ноября 2020 года апелляционную жалобу Купреенко О. П. на решение Ногинского городского суда Московской области от 3 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Купреенко О. П. к администрации Богородского городского округа Московской области о признании незаконным решения от 29 января 2020 года об отказе в предоставлении земельного участка, об обязании предоставить результат государственной услуги о предоставлении земельного участка, подготовить, подписать, заверить печатью и направить договор аренды земельного участка, заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя Купреенко О.П. – Ворончева Д.А., представителя Комитета лесного хозяйства Московской области Дюдякова Д.И., у с т а н о в и л а : Административный истец Купреенко О.П. обратилась в суд с административным иском к административному ответчику администрации Богородского городского округа Московской области о признании незаконным решения от 29.01.2020 об отказе в предоставлении земельного участка, об обязании предоставить результат государственной услуги о предоставлении земельного участка, подготовить, подписать, заверить печатью и направить договор аренды земельного участка. Свой административный иск мотивировала теми обстоятельствами, что ей на праве собственности принадлежит нежилое здание (кафе), расположенное по адресу: Московская обл., Ногинский р-он, г. Электроугли, мкр. Вишняковские Дачи, ул. Бисерово озеро, д. 47. Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0601065:32 площадью 4 547 кв.м с видом разрешенного использования «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» и категорией земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного социального назначения». 12.12.2019 она обратилась в местную администрацию с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:16:0601065:32. Решением администрации Богородского городского округа Московской области от 29.01.2020 в предоставлении государственной услуги было отказано по причине пересечения границ испрашиваемого земельного участка с землями государственного лесного фонда, с чем она не согласна. Просила признать незаконным решение администрации Богородского городского округа Московской области от 29.01.2020 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов; обязать администрацию Богородского городского округа Московской области предоставить результат государственной услуги о предоставлении земельного участка, подготовить, подписать, заверить печатью и направить ей договор аренды земельного участка. Представитель административного ответчика администрации Богородского городского округа Московской области административный иск не признал. Представитель заинтересованного лица Комитета лесного хозяйства Московской области административный иск не поддержал. Заинтересованные лица Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство лесного хозяйства, Управление Росреестра по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство по экологии и природопользованию Московской области своих представителей в суд не направили. Решением Ногинского городского суда Московской области от 03.07.2020 в удовлетворении административного иска отказано. Не согласившись с решением суда, административный истец ФИО1 подала на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям. Разбирательством по административному делу установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0601065:32 площадью 4 547 кв.м находится нежилое здание с кадастровым номером 50:16:0000000:50836 площадью 182,1 кв.м, которое принадлежит на праве собственности ФИО1 Решением администрации Богородского городского округа Московской области от 29.01.2020 ФИО1 отказано в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в связи с наложением границ на земли государственного лесного фонда (сельских лесов) при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Также было указано на то обстоятельство, что площадь находящегося на испрашиваемом земельном участке здания составляет 4 процентам от площади земельного участка, в связи с чем площадь земельного участка не является необходимой для эксплуатации здания. Кроме того, было указано и на то обстоятельство, что согласно сведениям ИСОГД Московской области земельный участок полностью расположен в охранной зоне памятника природы областного значения «Озеро Бисерово». Руководствуясь положениями подп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, ч. 1 ст. 42, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», ст.ст. 7, 92 ЛК РФ, и исходя из того, что испрашиваемый земельный участок имеет пересечение с землями лесного фонда (63,04 процента), полностью расположен в водоохранной зоне озера Бисерово, прибрежной защитной полосе озера Бисерово, а также в охранной зоне памятника природы областного значения «Озеро Бисерово», суд сделал вывод о том, что наличие пересечений испрашиваемого земельного участка с землями лесного фонда свидетельствует об ограничении его оборотоспособности, при этом границы земель лесного фонда установлены в соответствии с действующими материалами лесоустройства, которые в установленном порядке не оспорены, а административным истцом не соблюден порядок исключения сведений о земельном участке лесного фонда из государственного лесного реестра. Суд также исходил и из того, что в соответствии со схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11.02.2009 № 106/5, испрашиваемый земельный участок входит в границы охранной зоны памятника природы областного значения «Озеро Бисерово», утвержденной решением Исполкома Мособлсовета от 13 декабря 1990 года № 901/35. Судебная коллегия соглашается с таким решением суда, поскольку оно основано на материалах административного дела и действующем законодательстве. Ст. 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В соответствии с п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. В соответствии со ст. 1 ГрК РФ под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В силу ч. 3 этой статьи документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. В соответствии с п. 1 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и этим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27). В соответствии с подп. 2, 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ к числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, отнесены земельные участки из состава земель лесного фонда, а также земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (п. 1 ст. 101 ЗК РФ). По смыслу указанной нормы права земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. В соответствии со ст. 71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам (ч. 1). Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в аренде граждан земельных участков из состава земель лесного фонда. Как следует из материалов административного дела, отказывая в предоставлении земельного участка местная администрация указал на информацию, полученную от Комитета по архитектуре и градостроительства Московской области о пересечении границ данного земельного участка с границами земель государственного лесного фонда (63,04 процента) (т.1 л.д. 70-76). Представленные в административное дело документы подтверждают факт пересечения границ испрашиваемого земельного участка с землями государственного лесного фонда. В соответствии со ст. 67, 68 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 настоящего Кодекса. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 92 ЛК РФ). В соответствии со ст.ст. 4.2, 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», для уточнения границ земельного участка. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии). Информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости. Участок государственного лесного фонда, на который накладывается испрашиваемый земельный участок, входит в состав земель лесного фонда Ногинского лесничества Московской области, границы которого были внесены в ЕГРН на основании протокола от 13.05.2020 (т. 1 л.д. 111, 173-250, т. 2, т. 3, т. 4 л.д. 1-87). Согласно Федеральному закону от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» сведения о земельных участках, которые в соответствии с лесным законодательством являются лесными участками, содержащиеся в государственном лесном реестре, приводятся в соответствие со сведениями, которые содержатся в ЕГРН. Принятие указанного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР. Если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами - к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 01.01.2016 (ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ). Административный истец не является правообладателем испрашиваемого земельного участка, а заявление о предоставлении земельного участка (является первичным предоставлением) было подано ею после 01.03.2015, следовательно, положения Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ к такому земельному участку не применяются. Кроме того, в соответствии со схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11.02.2009 № 106/5, испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах охранной зоне памятника природы областного значения «Озеро Биссерово», утвержденных решением исполкома Мособлсовета от 13.12.1990 № 901/35, к запрещенным видам деятельности на территории которого относится отвод земель гослесфонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, перевод лесных площадей в нелесные. Ст. 39.16 ЗК РФ предусматривает основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. Согласно п.п. 1, 2 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу подп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, ограниченным в обороте, отнесены находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи. В п. 5 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»" предусмотрено, что земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации. Согласно п. 1 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Поскольку испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте по указанным основаниям, то административный ответчик правомерно отказал в его предоставлении в аренду без проведения торгов. Кроме того, имеется и другое самостоятельное основание для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов. Из системного толкования ст.ст. 39.3, 39.16, 39.17, 39.20 ЗК РФ следует, что лицо, обратившее с заявлением о приобретении земельного участка, не освобождается от обязанности предоставить доказательства соответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, а собственник здания, строения, обратившийся с заявлением о приобретении земельного участка,-от обязанности предоставить экономическое обоснование размера испрашиваемого земельного участка для эксплуатации находящегося на нем объекта недвижимости. Площадь принадлежащего административному истцу здания по отношению к испрашиваемому земельному участку составляет 4 процента, то есть, испрашиваемый земельный участок в испрашиваемой площади не является необходимым для эксплуатации здания. С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов. С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : Решение Ногинского городского суда Московской области от 3 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |