ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-315/2015 от 07.04.2015 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

 Судья Ширяев А.С. Дело №33А – 315/2015

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 город Ставрополь 07 апреля 2015 года

 Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда

 в составе председательствующего Чернышовой Н.И.

 судей Строчкиной Е.А., Товчигречко М.М.

 при секретаре судебного заседания Антонове А.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 07 апреля 2015 года

 дело по апелляционным жалобам представителей комитета градостроительства администрации города Ставрополя Б.С.И., администрации города Ставрополя Ш.Д.Ю.

 на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 29 декабря 2014 года

 по заявлению Б.Л.С. о признании незаконным уведомления № <…> от 21.11.2014 года об отказе в оформлении документов по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте - соответствующей территории» и о предоставлении земельного участка в аренду, расположенного по адресу: город <…>, в районе нежилого здания № <…>по ул. <…>,

 заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,

 У С Т А Н О В И Л А:

 Б.Л.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным уведомления № <…> от 21.11.2014 года об отказе в оформлении документов по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте - соответствующей территории» и о предоставлении земельного участка в аренду, расположенного по адресу: город <…>, в районе нежилого здания № <…>по ул. <…>.

 В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с договором подряда от 01.03.2010 года заключенного между Б.Л.С. и ООО «<…><…>», указанное юридическое лицо выполнило в срок согласно акту приема-передачи имущества от 20.03.2010 года работы по изготовлению и размещению торгового павильона, площадью <…> кв.м., расположенного на территории города Ставрополя, в районе нежилого здания № <…>по ул. <…>.

 Постановлением администрации города Ставрополя от 01.09.2011 года № 2478 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя. Постановлением администрации города Ставрополя от 16.07.2012 года № 2032 о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя, утвержденную постановлениям администрации города Ставрополя от 01.09.2011 года № 2478, внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя.

 В соответствии с указанными постановлениями администрации г.Ставрополя, предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта с назначением - под плодоовощной продукцией, вид нестационарного торгового объекта павильон, расположенного по ул. <…>. <…>, сроком размещения до 31.12.2014 года.

 Обратившись в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» в отношении земельного участка, расположенного в районе нежилого здания № <…>по ул. <…>, в его адрес поступило уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» № <…>от 21.11.2014 года.

 В обоснование отказа указано, на отсутствие права на последующее приобретение формируемого земельного участка в соответствии с законодательством, а именно в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденными решением Ставропольской городской Думы от 27 октября 2010 года № 97 запрашиваемый вид использования земельного участка соответствует вспомогательному виду и не может быть сформирован как самостоятельный. В пояснительной записке к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельный участок формируется под временный (нестационарный) объект торговли. В соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 27 февраля 2013 года № 333 запрашиваемый земельный участок не входит в перечень нестационарных торговых объектов.

 Считает отказ в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» незаконным, нарушающим его права и свободы, поскольку, проведены работы по формированию земельного участка, а именно подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

 Просил суд признать незаконным уведомление № <…> от 21.11.2014 года об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории»; обязать администрацию города Ставрополя, комитет градостроительства администрации города Ставрополя в установленный законом срок, оказать Б.Л.С. в установленном порядке муниципальную услугу по оформлению документов на земельный участок площадью <…> кв.м.. расположенного по адресу: г. <…>, ул. <…>, в районе нежилого здания № <…>в кадастровом квартале <…>- под объектом розничной торговли, путем свершения следующих действий: - в двадцатидневный срок утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории представленную заявителем от 30.10.2014 года; - в тридцатидневный срок, с момента постановки земельного участка площадью <…> кв.м.. расположенного по адресу: г. <…>, ул. <…>, в районе нежилого здания № <…> на кадастровый учет подготовить и издать постановление о предоставлении земельного участка в аренду и заключить договор аренды земельного участка сроком на пять лет.

 Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 29 декабря 2014 года заявление Б.Л.С. удовлетворено в полном объеме.

 В апелляционной жалобе представитель комитета градостроительства администрации г. Ставрополя Б.С.И. считает решение незаконным, принятым с неправильным определением обстоятельств, имеющих важное значение для дела, а также вынесенным с неправильным применением норм процессуального и материального права. Указывает, что основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги послужило отсутствие у заявителя права на последующее приобретение формируемого земельного участка в соответствии с законодательством. Решением Ставропольской городской Думы от 27 февраля 2013 года № 333 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя. В соответствии с данным решением запрашиваемый земельный участок не входит в перечень нестационарных торговых объектов. Правовые основания для предоставления муниципальной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка по улице <…>, в районе жилого дома № <…>, под объектом розничной торговли на кадастровом плане или кадастровой карте территории отсутствуют. Полагает, что требования к администрации города Ставрополя заявлены преждевременно, так как Б.Л.С. с заявлением о предоставлении ему земельного участка по улице <…>, в районе жилого дома № <…>, не обращался и отказа не получал. Просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в заявленных требованиях Б.Л.С. отказать.

 В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ставрополя Ш.Д.Ю. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене в полном объеме. Указывает, что решением Ставропольской городской Думы от 27 февраля 2013 года № 333 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя. В соответствии с данным решением запрашиваемый земельный участок не входит в перечень нестационарных торговых объектов. В связи со вступлением в силу указанного решения Ставропольской городской Думы несостоятелен довод заявителя о том, что в соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 01.09.2011 года№ 2478 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя" (в ред. постановления от 16.07.2012 года № 2032) предусмотрено размещение павильона, назначение которого - плодовоовощная продукция, сроком до 31.12.2014 года, поскольку указанное постановление признано утратившим силу согласно постановлению администрации г. Ставрополя от 11.06.2013 года № 1886 «О признании утратившими силу отдельных постановлений администрации города Ставрополя» (распространяется на правоотношения, возникшие с 22 марта 2013 года). Необоснованны требования заявителя о предоставлении спорного земельного участка сроком на 5 лет, в связи с тем, что согласно утратившему силу постановлению администрации города Ставрополя от 01.09.2011 года № 2478 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя" (в ред. постановления от 16.07.2012 года № 2032) предусмотрено размещение павильона, назначение которого - плодовоовощная продукция, сроком до 31.12.2014 года. Полагает, что на момент принятия судом решения истек срок размещения объекта даже по утратившему силу постановлению.

 В отзыве на апелляционную жалобу представитель Б.Л.С. – А.Е.М. считает решение законным и обоснованным. Указывает, что у заявителя имеется право на последующее приобретение формируемого земельного участка в соответствии с законодательством. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

 Б.Л.С., А.Е.М., представители администрации города Ставрополя, в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; cведений об уважительности причин неявки не предоставили.

 Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя комитета градостроительства администрации города Ставрополя Б.С.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Б.Л.С. – Ф.И.Н., полагавшую решение законное, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

 К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

 Статья 258 ГПК РФ предусматривает, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч.1).

 Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч.4).

 Таким образом, для удовлетворения заявленных требований необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов гражданина.

 В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

 Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).

 Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с договором подряда от 01.03.2010 года заключенного между Б.Л.С. и ООО «<…><…>», указанное юридическое лицо выполнило в срок согласно акту приема-передачи имущества от 20.03.2010 года работы по изготовлению и размещению торгового павильона, площадью <…> кв.м., расположенного на территории города Ставрополя, в районе нежилого здания № <…>по ул. <…>.

 Постановлением администрации города Ставрополя от 01.09.2011 года № 2478 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя.

 Постановлением администрации города Ставрополя от 16.07.2012 года № 2032 о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя, утвержденную постановлениям администрации города Ставрополя от 01.09.2011 года № 2478, внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя.

 В соответствии с указанными постановлениями администрации города Ставрополя, предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта с назначением - под плодоовощной продукцией, вид нестационарного торгового объекта павильон, расположенного по ул. <…>. <…>, сроком размещения до 31.12.2014 года.

 Б.Л.С. обратился в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» в отношении земельного участка, расположенного в районе нежилого здания № <…>по ул. <…>.

 В адрес заявителя поступило уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» № <…>от 21.11.2014 года.

 Удовлетворяя заявленные требования Б.Л.С. и признавая незаконным уведомление №<…>от 21.11.2014 года об отказе в оформлении документов по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте – соответствующей территории» расположенного по адресу: г. <…>, в районе нежилого здания № <…>по ул. <…>, суд первой инстанции, установив, что заявителем проведены работы по формированию земельного участка, подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, руководствуясь ст. ст. 28, 29, 34 ЗК РФ, Правилами землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденными решением Ставропольской городской Думы от 27 октября 2010 года № 97 пришел к выводу, что отказ в предоставлении муниципальной услуги администрации г. Ставрополя нарушает конституционные права заявителя на получение в аренду земельного участка.

 В соответствии с Постановлениями администрации города Ставрополя от 01.09.2011 года № 2478 и от 16.07.2012 года № 2032, утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя, согласно которой на территории города Ставрополя в районе дома по ул. <…> № <…>, предусмотрено размещение торгового павильона по осуществлению торговой деятельности плодовоовощной продукцией, сроком до 31.12.2014 года.

 Как правильно указал суд первой инстанции срок предоставления не истек, целевое назначение «плодовоовощная продукция» торгового павильона не нарушалось. В соответствии с договором подряда от 01.03.2010 года заключенного между Б.Л.С. и ООО «<…><…>», указанное юридическое лицо выполнило в срок согласно акту приема-передачи имущества от 20.03.2010 года работы по изготовлению и размещению торгового павильона, площадью <…>кв.м., расположенного на территории города Ставрополя, в районе нежилого здания № <…> по ул. <…>. Фактическое пользование земельным участком и установленным торговым павильоном считается с момента подписания акта приема-передачи имущества от 20.03.2010 года.

 Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции в данной части правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона, которым руководствовался суд.

 В силу п. 3 статьи 21 Правил землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденными решением Ставропольской городской Думы от 27 октября 2010 года № 97, запрашиваемый вид использования земельного участка «под объектом розничной торговли» может являться самостоятельным и основным.

 Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования тортовой деятельности в Российской Федерации», утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения схемы утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 27 февраля 2013 года № 333.

 В соответствии с частью 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 Судебная коллегия считает решение суда в части возложения обязанности на администрацию города Ставрополя, комитет градостроительства администрации города Ставрополя в установленный законом срок, оказать Б.Л.С. в установленном порядке муниципальную услугу по оформлению документов на земельный участок площадью <…> кв.м.. расположенного по адресу: г. <…>, ул. <…>, в районе нежилого здания № <…>, в кадастровом квартале <…>- под объектом розничной торговли, путем совершения следующих действий: в двадцатидневный срок утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории представленную заявителем от 30.10.2014; в тридцатидневный срок, с момента постановки земельного участка площадью <…> кв.м.. расположенного по адресу: г. <…>, ул. <…>, в районе нежилого здания № <…>на кадастровый учет подготовить и издать постановление о предоставлении земельного участка в аренду и заключить договор аренды земельного участка сроком на пять лет – подлежащим отмене, поскольку судом первой инстанции избраны чрезмерные меры восстановления нарушенного права Б.Л.С.

 Из материалов дела следует, что Б.Л.С. обращался в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» в отношении земельного участка, расположенного в районе нежилого здания № <…>по ул. <…>, с заявлением о предоставлении ему земельного участка по ул. <…>, в районе жилого дома №<…>, он не обращался.

 Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

 Ввиду того, что установлены фактические обстоятельства дела, судебная коллегия находит возможным постановить в отмененной части новое решение, которым возложить обязанность на администрацию города Ставрополя устранить допущенные нарушения и принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по улице <…>, в районе жилого дома №<…>под объектом розничной торговли.

 Руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 29 декабря 2014 года в части удовлетворения требований о признании незаконным уведомления № <…>от 21.11.2014 года об отказе в оформлении документов по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте - соответствующей территории» и о предоставлении земельного участка в аренду, расположенного по адресу: город <…>, в районе нежилого здания № <…>по ул. <…> - оставить без изменения.

 В остальной части это же решение отменить, и постановить по делу в этой части новое решение. Возложить обязанность на администрацию города Ставрополя устранить допущенные нарушения - утвердить схему расположения земельного участка площадью <…> кв.м., расположенного по адресу: г. <…>, ул. <…>, в районе нежилого здания № <…> в кадастровом квартале <…>- под объектом розничной торговли, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

 Председательствующий:

 Судьи: