ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3164/2022 от 08.06.2022 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Шмидт Н.В. Дело № 33а-3164/2022

2а-53/2022

55RS0024-01-2022-000063-75

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Латышенко Н.Ф.

судей областного суда Круглова В.В., Шукеновой М.А.

при секретаре Сивожелезовой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 08 июня 2022 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нововаршавского района к Администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия

по апелляционной жалобе Администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области на решение Нововаршавского районного суда Омской области от 24 марта 2022 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Нововаршавского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и обязании принять меры к созданию единой дежурно-диспетчерской службы, системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории Нововаршавского городского поселения в срок до 01 марта 2022 года.

В обоснование заявленных требований указал, что в результате проверки, проведенной прокуратурой района в октябре 2021 года, в деятельности администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области были выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии единой дежурно-диспетчерской службы, системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе о террористических актах.

25 октября 2021 года прокуратурой района в адрес главы Нововаршавского городского поселения вносилось представление об устранении нарушений закона, однако, действенные меры к их устранению приняты не были.

Просил:

- признать незаконным бездействие Администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района в части непринятия мер к созданию единой дежурно-диспетчерской службы, системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории городского поселения;

- обязать Администрацию Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района в срок до 01 марта 2022 года принять меры к созданию единой дежурно-диспетчерской службы, системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории городского поселения.

Административный ответчик административные исковые требования не признал, пояснил, что на территории городского поселения единая дежурно-диспетчерская служба создана с 2008 года, а муниципальная система оповещения будет установлена до конца мая 2022 года.

По инициативе административного ответчика судом в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Нововаршавского муниципального района.

Административное дело рассмотрено с участием административного истца и административного ответчика.

Решением Нововаршавского районного суда Омской области от 24 марта 2022 года требования прокурора района удовлетворены частично путем обязания Администрации Нововаршавского городского поселения в срок до 01 марта 2023 года принять меры к созданию единой дежурно-диспетчерской службы, системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории городского поселения. В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия отказано.

В апелляционной жалобе Администрация Нововаршавского городского поселения Нововаршавского района просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований прокурора в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что Администрацией городского поселения фактически созданы и функционируют единая дежурно-диспетчерская служба, система обеспечения вызова экстренных служб и система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Кроме того, подготовлен договор на установку сирены оповещения, готовится проект автоматизированной системы. Полагает, что обжалуемое решение направлено на вмешательство в текущую деятельность Администрации городского поселения. Просит рассмотреть апелляционную жалобу в режиме ВКС.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя административного истца прокурора Никульшину Е.В., представителя административного ответчика Кошара А.В., судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции, в октябре 2021 года прокуратурой Нововаршавского района была проведена проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по итогам которой в деятельности администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области выявлены нарушения федерального законодательства.

Так, по состоянию на 25 октября 2021 года вопреки требованиям статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 7, 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 6 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» единая дежурно-диспетчерской служба, система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе о террористических актах, на территории Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района не созданы, нормативно-правовая база и комплекс средств автоматизации функционирования единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования не разработаны, финансовые средства на проведение соответствующих мероприятий в бюджете муниципального образования отсутствуют.

25 октября 2021 года прокурором Нововаршавского района в адрес главы Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области вносилось представление об устранении нарушений закона.

Вместе с тем, по результатам проведения повторной проверки установлено, что фактических действий по созданию единой дежурно-диспетчерской службы, системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также муниципальной системы оповещения не последовало.

24 января 2022 года, реализуя предоставленные статьей 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации и статьей 39 КАС РФ полномочия по защите прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов РФ, прокурор Нововаршавского района обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.

Оценивая правомерность выводов суда первой инстанции о необходимости частичного удовлетворения требований прокурора, судебная коллегия отмечает следующее.

Согласно пункту 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения городского поселения.

На основании подпунктов «г», «з», «л», «м», «н» пункта 2 части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктами 2, 3, 6 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (далее – Положение), единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления (пункт 11 Положения).

С учетом пунктов 3.6.1, 3.6.1.1 «ГОСТ Р 22.7.01-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного приказом Росстандарта от 27.01.2021 № 25-ст, в режиме повседневной деятельности единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В этом режиме единая дежурно-диспетчерская служба осуществляет, в том числе:

- прием от населения, организаций и дежурно-диспетчерских служб информации (сообщений) об угрозе или факте возникновения чрезвычайной ситуации (происшествия);

- сбор, обработку и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуации (происшествий) и обеспечения пожарной безопасности;

- обобщение и анализ информации о чрезвычайных ситуациях (происшествиях) за сутки дежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности;

- поддержание в готовности к применению программно-технических средств единая дежурно-диспетчерская служба, систем связи и оповещения;

- передачу информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации (происшествия) по подчиненности, в первоочередном порядке председателю Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, рководителю органа, уполномоченного на решение задач области ГО и ЧС муниципального образования, в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, которые необходимо направить к месту чрезвычайной ситуации (происшествия), в Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;

- получение и анализ данных от систем мониторинга, систем наблюдения и контроля за обстановкой в муниципальном образовании, состоянием потенциально опасных объектов, опасных производственных объектов, а также за состоянием окружающей среды, в том числе от аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и т.д.

Также дополнительно, при создании на базе ЕДДС центра обработки вызовов системы-112, осуществляет прием и обработку вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру «112» с территории муниципального образования, а также анализ и ввод в базу данных системы-112 информации, полученной по результатам реагирования.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, помимо прочего, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Аналогичные по смыслу положения, определяющие полномочия органов местного самоуправления в указанных сферах, предусмотрены Уставом Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, утвержденным решением Совета депутатов Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района от 28.11.2005 № 20 (л.д. 11-15 т.1).

С учетом изложенного, обязанности по созданию единой дежурно-диспетчерской службы, системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также муниципальной системы оповещения действующим законодательством возложены на органы местного самоуправления, в том числе на Нововаршавское городское поселение Нововаршавского муниципального района.

Исходя из частей 1, 2 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, в том числе городского поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является местная администрация, которой руководит глава муниципального образования.

Вопреки утверждениям административного ответчика, судебная коллегия полагает доказанными факты бездействия администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района в части организации на территории городского поселения единой дежурно-диспетчерской службы, системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также муниципальной системы оповещения.

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента РФ от 28.12.2010 № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации» органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано до 31 декабря 2012 года завершить работу по созданию дежурно-диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов РФ и единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, а также обеспечить разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для создания, развития и организации эксплуатации системы -112.

На основании пункта 2.1.5 «ГОСТ Р 22.7.01-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного приказом Росстандарта РФ от 27.01.2021 № 25-ст (далее – ГОСТ) единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования или ЕДДС - орган повседневного управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) муниципального уровня, обеспечивающий деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Согласно пунктам 3.3, 3.5 ГОСТ ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС, действующих на территории муниципального образования, по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией об угрозе и возникновении ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных ситуациях и при реагировании на происшествия.

ЕДДС муниципального образования функционирует круглосуточно и при этом должна обеспечить оповещение руководящего состава и сил РСЧС, в том числе ДДС экстренных оперативных служб, ДДС организаций (объектов), привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий); обеспечить взаимодействие с руководителями соответствующих служб с целью немедленного направления к месту ЧС (происшествия) сил и средств РСЧС; по решению главы муниципального образования (председателя КЧС ОПБ) обеспечить своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС; самостоятельно принимать необходимые решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления.

В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС осуществляется через ЕДДС муниципального образования. Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая в ЕДДС информация доводится до всех заинтересованных ДДС (пункт 3.6.4.1 ГОСТ).

На основании пункта 3.7 ГОСТ ЕДДС муниципального образования должна включать в себя персонал ЕДДС, технические средства управления, связи и оповещения, а также комплекс средств автоматизации ЕДДС и автоматизированные рабочие места специалистов ЕДДС.

Между тем, как следует из показаний специалиста Решетникова И.О., допрошенного судом первой инстанции (л.д. 203-204 т. 1), а также пояснений специалиста Краевского Я.П., заслушанного судебной коллегией, на территории Нововаршавского городского поселения ЕДДС, отвечающая требованиям ГОСТ, отсутствует, поскольку возложенные на нее законом функции в режиме круглосуточного функционирования не выполняет, специалистов, прошедших специальное обучение в Министерстве региональной безопасности Омской области, не имеет, специальным оборудованием, интегрированным в региональную систему управления, связи и оповещения, не располагает.

Представленное административным ответчиком в качестве доказательств существования ЕДДС Положение о единой дежурной диспетчерской службе Нововаршавского городского поселения, созданной на базе 46-ПЧ ФПС по охране р.п. Нововаршавка, утвержденное постановлением главы Нововаршавского городского поселения от 15.05.2013 № 69-п (с последующими изменениями от 20.09.2018 № 99-п, 20.02.2019 № 33-п, 03.03.2020 № 43-п, 08.06.2021 № 124-п (л.д. 112 – 128, 179-180, 185 т. 1), принятое без учета требований ГОСТ, не может свидетельствовать о создании и надлежащем функционировании ЕДДС.

Ссылка административного ответчика на проект соглашения о передаче осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения, согласно которому Администрация Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района должна была на период с 01 января 2022 года до 31 декабря 2022 года передать Администрации Нововаршавского муниципального района свои полномочия по созданию органов повседневного управления – ЕДДС муниципального образования (л.д. 29-33 т. 1), не подписанный сторонами по причине разногласий в части условия об оплате, также, по мнению судебной коллегии, не доказывает, что Администрацией Нововаршавского городского поселения были приняты исчерпывающие меры по созданию ЕДДС.

По информации Министерства региональной безопасности Омской области от 31 мая 2022 года, поступившей на основании запроса прокуратуры Нововаршавского района и приобщенной судебной коллегией по ходатайству прокурора в качестве одного из доказательств, в соответствии с техническим проектом системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» Омской области (далее – система – 112), согласованным Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, обработка вызовов, поступающих в систему – 112, осуществляется операторами регионального центра обработки вызовов, размещенного в г. Омске и операторами системы – 112 ЕДДС муниципальных районов области. В соответствии с ГОСТ центр обработки вызовов системы – 112 в муниципальных образованиях создается на базе ЕДДС. В связи с отсутствием в Нововаршавском городском поселении ЕДДС прием и обработка вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112» Администрацией Нововаршавского городского поселения в настоящее время не обеспечиваются.

В части реализации полномочий по созданию муниципальной системы оповещения судебной коллегией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 4 Положения о системах оповещения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2021 № 578/366, система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сигналов оповещения и (или) экстренной информации, которая состоит из комбинации взаимодействующих элементов, представляющих собой специальные программно-технические средства оповещения, включающие средства комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийскую комплексную систему информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения, а также обеспечивающие ее функционирование каналы, линии связи и сети передач данных единой сети электросвязи РФ.

По информации Министерства региональной безопасности Омской области от 31 мая 2022 года, состав муниципальной системы оповещения определяется на стадии проектирования при разработке технического задания на создание системы оповещения. При этом муниципальная система оповещения должна интегрироваться с системой оповещения Омской области. На территории Омской области региональная система оповещения построена на базе аппаратуры <...> В качестве оконечных средств оповещения используются электросирены и точки звукоусиления (ТЗУ). В настоящее время в Нововаршавском районе муниципальная система оповещения отсутствует, оборудование, установленное на площадях ПАО «Ростелеком» и Администрации Нововаршавского муниципального района <...>), находится на балансе Правительства Омской области.

Заключение главой Администрации Нововаршавского городского поселения с индивидуальным предпринимателем Баженовым М.Н. договора для установки электросирены С-40С от 14 февраля 2022 года № 16 (л.д. 169-172), по информации Министерства региональной безопасности Омской области, не может свидетельствовать о надлежащем исполнении требований закона, поскольку 1 автономная сирена не является системой оповещения. Кроме того, радиус действия электросирены С-40 составляет до 700 метров от места установки (при благоприятных условиях до 1000 метров), что не позволяет в полной мере обеспечить необходимый охват населения Нововаршавского городского поселения.

Факт длительного непринятия Администрацией Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района мер по созданию муниципальной системы оповещения подтверждается также постановлением мирового судьи судебного участка № 103 в Нововаршавском судебном районе Омской области от 24 августа 2021 года, в соответствии с которым Администрация Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей. Решением Нововаршавского районного суда Омской области от 07 октября 2021 года постановление мирового судьи судебного участка № 103 в Нововаршавском судебном районе Омской области от 24 августа 2021 года оставлено без изменения, жалоба Администрации Нововаршавского городского поселения – без удовлетворения. Как следует из указанных судебных постановлений, основанием для привлечения органа местного самоуправления к административной ответственности послужило неисполнение в установленный срок предписания Министерства региональной безопасности Омской области от 14 мая 2020 года № 13, выданного ему ввиду уклонения от создания муниципальной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и исполнения предписания данного органа государственного контроля, выданного ему 01 апреля 2019 года (материалы дела об административном правонарушении № 5-518/2021).

При изложенных обстоятельствах доводы административного ответчика о создании им единой дежурно-диспетчерской службы, системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб и системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, озвученные им при рассмотрении административного дела в суде первой инстанции, изложенные в апелляционной жалобе и подтвержденные в апелляционной инстанции, судебная коллегия полагает надуманными и подлежащими отклонению.

Ссылка административного ответчика в апелляционной жалобе на то, что требования административного иска направлены на вмешательство в деятельность органов местного самоуправления обоснованной не является, поскольку удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, так как направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, вследствие чего не может расцениваться как вмешательство в вопросы муниципального управления.

Исходя из смысла положений статьи 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судебная коллегия полагает доказанными как факты неисполнения административным ответчиком требований закона, так и факты нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия также отмечает, что возложение на административного ответчика обязанности по принятию мер к созданию единой дежурно-диспетчерской службы, системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории городского поселения является обоснованным, а установленный предельный срок для их устранения – до 01 марта 2023 года - с учетом обстоятельств дела – достаточным и разумным.

Полагая решение суда по существу верным, в то же время коллегия считает необходимым отметить следующее.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях, решение суда должно служить средством эффективной защиты нарушенного права и соответствовать конституционному принципу исполнимости судебного решения (постановления от 15 января 2002 года № 1-П, от 14 мая 2003 года № 8-П, от 14 июля 2005 года № 8-П, от 12 июля 2007 года № 10-П, от 14 мая 2012 года № 11-П, от 10 марта 2016 года № 7-П, от 9 июля 2020 года № 34-П).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (пункты 2 и 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»).

Между тем, как усматривается из оспариваемого решения по настоящему административному делу, требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района, выразившееся в непринятии мер к созданию единой дежурно-диспетчерской службы, системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории городского поселения, признаны несостоятельными и в их удовлетворении отказано.

Отказ суда мотивирован отсутствием совокупности обстоятельств, свидетельствующих о бездействии административного ответчика, и совершением им определенных действий по созданию самостоятельной службы ЕДДС.

Между тем судебная коллегия полагает факты длительного бездействия органа местного самоуправления доказанными совокупностью исследованных выше материалов.

По смыслу положений пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложение решением суда на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, возможно при условии удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, то есть не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Учитывая, что возложение на административного ответчика обязанности обусловлено наличием со стороны органа местного самоуправления незаконного бездействия, коллегия полагает необходимым решение суда изменить, требования административного иска в части признания незаконным бездействия администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района по непринятию мер к созданию единой дежурно-диспетчерской службы, системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории городского поселения, удовлетворить, дополнив соответствующим абзацем резолютивную часть.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нововаршавского районного суда Омской области от 24 марта 2022 года изменить, дополнив резолютивную часть абзацем следующего содержания:

«Признать незаконным бездействие Администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер к созданию единой дежурно-диспетчерской службы, системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории Нововаршавского городского поселения Нововаршавского района Омской области».

В остальной части решение Нововаршавского районного суда Омской области от 24 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение составлено 10 июня 2022 года

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи_________

секретарь судебного заседания

_______________Сивожелезова М.А.

(подпись)

« » июня 2022 года