ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3173 от 13.09.2018 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Шишкина Н.И. Дело № 33а-3173

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров «13» сентября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего Кощеева А.В.,

судей Елсукова А.Л., Моисеева К.В.

при секретаре Шурминой Н.В.,

с участием прокурора Блиновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по по апелляционной жалобе Бакина В.В. на решение Юрьянского районного суда Кировской области от 04.06.2018 г., которым административное исковое заявление Бакина В.В. к администрации Гирсовского сельского поселения Юрьянского района Кировской области об оспаривании нормативного правового акта в части оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Моисеева К.В., судебная коллегия

установила:

Бакин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Гирсовского сельского поселения Юрьянского района Кировской области о признании недействующим Административного регламента по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Гирсовское сельское поселение», утвержденного постановлением администрации Гирсовского сельского поселения Юрьянского района Кировской области от 27.08.2010 г. № 18, в части слов «либо принятие решения о проведении внеплановой проверки» в п. 1.1.1; в части слов «внеплановой (ые) проверки» в п. 2.6; в части слов «внеплановых проверок» в п. 4.2; в части слов «или внеплановый характер» в п. 4.2.2. В обоснование иска указал, что оспариваемые положения Административного регламента по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Гирсовское сельское поселение» противоречат положениям ст.ст. 71.1 и 72 ЗК РФ, поскольку нормы федерального законодательства, имеющие большую юридическую силу, не предусматривают возможность принятия органом местного самоуправления актов, регулирующих дополнительные основания для проведения внеплановой проверки в рамках муниципального земельного контроля, выявление признаков нарушений законодательства, за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность, может явиться основанием для проведения внеплановой проверки только в рамках государственного земельного надзора.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Бакин В.В. ставит вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы привел доводы, аналогичные изложенным в суде первой инстанции, относительно противоречия оспариваемого им нормативного правового акта положениям законодательства, имеющим большую юридическую силу.

Выслушав представителя Бакина В.В. – Зырянова К.В., поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, прокурора Блинову А.В., полагавшую апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Пункт 20 части 1 статьи 14, часть 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривают возможность отнесения вопроса осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения к вопросам местного значения сельского поселения в случае закрепления соответствующего вопроса за сельским поселением законом субъекта Российской Федерации и уставом сельского поселения.

Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Кировской области от 29.12.2004 г. № 292-ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области», пп. 20 п. 1 ст. 8 Устава муниципального образования Гирсовское сельское поселение Юрянского района Кировской области осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.

В целях урегулирования отношений в области организации и проведения муниципального земельного контроля на территории Кировской области постановлением Правительства Кировской области от 15.09.2015 г. № 60/595 утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Кировской области.

Пункт 7 названного Порядка устанавливает, что в рамках муниципального земельного контроля осуществляется организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения гражданами требований законодательства Российской Федерации, Кировской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Кировской области предусмотрена административная и иная ответственность; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Порядок организации и проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении граждан определяется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящего Порядка (п. 9 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Кировской области).

Согласно п. 10 Порядка сроки и последовательность административных процедур и административных действий должностных лиц, включая порядок уведомления проверяемого лица о проведении проверки, устанавливаются соответствующими административными регламентами осуществления муниципального земельного контроля, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Кировской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований.

Постановлением администрации Гирсовского сельского поселения Юрьянского района Кировской области от 27.08.2010 г. № 18 утвержден Административный регламент по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Гирсовское сельское поселение».

Данный нормативный акт обнародован 28.08.2010 г. посредством вывешивания для всеобщего ознакомления на информационных стендах по адресам: п. Гирсово, ул. Заводская, 5, п. Гирсово, ул. Заводская, 6, п. Гирсово, ул. Строителей, 5.

Постановлением администрации Гирсовского сельского поселения Юрьянского района Кировской области от 04.09.2017 г. № 45 в Административный регламент по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Гирсовское сельское поселение» внесены изменения.

Административный регламент по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Гирсовское сельское поселение», в редакции постановления администрации Гирсовского сельского поселения Юрьянского района Кировской области от 04.09.2017 г. № 45 обнародован 05.09.2017 г. посредством вывешивания для всеобщего ознакомления на информационных стендах по адресам: п. Гирсово, ул. Заводская, 5, п. Гирсово, ул. Заводская, 6, п. Гирсово, ул. Строителей, 5.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Устава муниципального образования Гирсовское сельское поселение Юрянского района Кировской области, принятого решением Думы Гирсовского сельского поселения от 25.09.2013 г. № 15/1, официальным обнародованием муниципального правового акта считается первое вывешивание его полного текста для всеобщего ознакомления на информационных стендах, досках, в общественных местах по адресам, определяемым решением Думы Гирсовского сельского поселения.

Согласно п. 1 ст. 34, пп. 24 п. 5 ст. 34 Устава муниципального образования Гирсовское сельское поселение Юрянского района Кировской области администрация поселения является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, к полномочиям которого отнесено осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.

Таким образом, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом - администрацией Гирсовского сельского поселения Юрьянского района Кировской области в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, порядке и официально обнародован в установленном порядке.

Административным истцом оспаривается подпункт 1.1.1 пункта 1.1 Административного регламента по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Гирсовское сельское поселение» устанавливающий, что административный регламент определяет сроки и последовательность осуществления проверок соблюдения земельного законодательства, в том числе: планирование проверок соблюдения земельного законодательства либо принятие решения о проведении внеплановой проверки, издание приказа о проведении проверки, проведение проверки и составление акта проверки соблюдения земельного законодательства, направление материалов в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области. Также административный истец оспаривает положения пункта 2.6, подпункта 4.2.2 пункта 4.2 Административного регламента, предусматривающие возможность проведения органом местного самоуправления внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства в рамках муниципального земельного контроля.

В подтверждение нарушенния прав Бакин В.В. сослался на предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 28.05.2017 г. № 1, вынесенное в отношении него инспектором муниципального земельного контроля по результатам внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства.

В соответствии с п. 6 ст. 71.1 ЗК РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях: 1) предусмотренных ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; 2) выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность; 3) поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан; 4) предусмотренных ч. 23 ст. 8 Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 5) предусмотренных п. 16 ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Пунктом 1 статьи 72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Согласно п.п. 2, 5 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

Анализ положений статей 71.1, 72 ЗК РФ позволяет сделать вывод о том, что нормативными правовыми актами органов местного самоуправления может устанавливаться порядок проведения проверок, в том числе внеплановых, соблюдения гражданами земельного законодательства, осуществляемых в рамках муниципального земельного контроля.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемых положений Административного регламента противоречащими положениям статей 71.1, 72 ЗК РФ, имеющим большую юридическую силу.

Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 111 КАС РФ расходы по уплате государственной пошлины, понесенные Бакиным В.В. при подаче апелляционной жалобы в размере 150 руб. 00 коп. относятся на него и возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Юрьянского районного суда Кировской области от 04.06.2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи: