ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-31771/19АП от 22.08.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Малахай Г.А. Дело № 33а-31771/2019 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 августа 2019 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Шелудько В.В.,

судей Шулико О.Г., Пархоменко Г.В.,

по докладу судьи Шелудько В.В.,

при секретаре Мотько Д.Ю.

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Шапаренко Н.О. на решение Краснодарского краевого суда от 24 июля 2018 г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

представитель ОАО «Краснодарбыттехника» по доверенности Гейденрих Р.О. обратился в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости следующих земельных участков:

с кадастровым номером <...> площадью 661 кв. м, расположенного по адресу: <...>;

с кадастровым номером <...> площадью 1 816 кв. м, расположенного по адресу: <...>;

с кадастровым номером <...> площадью 2 981 кв. м, расположенного по адресу: <...>.

Обжалуемым решением Краснодарского краевого суда от 24 июля 2018 г. результаты определения кадастровой стоимости указанных земельных участков признаны недействительными, их кадастровая стоимость установлена в следующих размерах:

с кадастровым номером <...> – 12624828 рублей 99 копеек;

с кадастровым номером <...> – 10751864 рубля 08 копеек;

с кадастровым номером <...> – 24049068 рублей 45 копеек.

В апелляционной жалобе представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Шапаренко Н.О. просит отменить решение суда, полагая его незаконным, необоснованным, и отказать в удовлетворении иска.

Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя департамента имущественных отношений Шапаренко Н.О., настаивавшего на доводах и требованиях апелляционной жалобы, пояснения представителя ОАО «Краснодарбыттехника» по доверенности Гейденрих Р.О., просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 указанного Федерального закона.

В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:

- с кадастровым номером <...> площадью 661 кв. м, расположенный по адресу: <...>;

- с кадастровым номером <...> площадью 1 816 кв. м, расположенный по адресу: <...>.

Право собственности удостоверено свидетельствами о государственной регистрации права.

Также административному истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 2981 кв. м, расположенный по адресу: <...>, что подтверждается договором аренды от 19 апреля 2016 г. № 4300022462.

В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость спорных земельных участков определена уполномоченным органом по состоянию на 1 января 2016 г. в следующих размерах:

- с кадастровым номером <...> – 14313723 рубля 65 копеек;

- с кадастровым номером <...> – 15221258 рублей;

- с кадастровым номером <...> – 57078220 рублей 54 копейки.

В силу ст. 24.18 Федеральный закон от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Право административного истца оспаривать кадастровую стоимость земельных участков в связи с недостоверностью сведений об этих участках, использованных при определении его кадастровой стоимости регламентировано также статьями 24.15 и 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-Фз и статьей 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. № 2640 (далее – Приказ № 2640).

Согласно письму департамента имущественных отношений Краснодарского края от 9 июня 2017 г., в отчете от 7 ноября 2015 г. № 2300-ГКОЗНП-2016 «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» выполненном ООО «АФК-Аудит» - организацией, проводившей работы по государственной оценке земель населенных пунктов на территории Краснодарского края, была допущена ошибка в части определения кадастровой стоимости указанных земельных участков.

ООО «АФК-Аудит» в письме от 29 мая 2017 г. сообщило, что земельный участок с кадастровым номером <...> был передан в перечне объектов оценки для проведения работ по государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края. Разрешенное использование в соответствии с классификатором Росреестра «Для размещения административных зданий» В соответствии с правоустанавливающими документами разрешенное использование земельного участка: «Для эксплуатации административного здания».

В связи с ошибкой присвоения (кода КЛАДР) земельному участку была допущена техническая ошибка при определении расстояний по ценообразующим факторам, использованным в расчетах.

После подстановки в формулу верных значений ценообразующих факторов кадастровая стоимость составит 12624828,99 рублей (л.д. 31).

Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0302011:56 был передан в перечне объектов оценки для проведения работ по государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края. Разрешенное использование в соответствии с классификатором Росреестра «Под иными объектами специального назначения» В соответствии с правоустанавливающими документами разрешенное использование земельного участка: «Для эксплуатации цеха и складских помещений».

В связи с ошибкой присвоения (кода КЛАДР) была допущена техническая ошибка при определении расстояний по ценообразующим фактора, использованным в расчетах.

После подстановку в формулу верных значений ценообразующих факторов кадастровая стоимость составит 10751864 рубля 08 копеек (л.д. 31).

Земельный участок с кадастровым номером <...> был передан в перечне объектов оценки для проведения работ по государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края. Разрешенное использование в соответствии с классификатором Росреестра «для размещения производственных зданий». В соответствии с правоустанавливающими документами разрешенное использование земельного участка: «Ремонтные мастерские и мастерские технического обслуживания».

В результате была допущена техническая ошибка при проведении группировки земельных участков, данный земельный участок был отнесен к ВРИ 5 вместо ВРИ 9.

После отнесения данного участка к ВРИ 9 кадастровая стоимость составит 24049068 рублей 45 копеек (л.д. 31).

Установление иной кадастровой стоимости свидетельствует о недостоверности сведений о земельных участках, использованных при определении их кадастровой стоимости.

Административным истцом доказан факт недостоверности сведений о земельных участках, использованных при определении их кадастровой стоимости, что затрагивает права административного истца, как плательщика земельного налога и арендных платежей.

На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

ОАО «Краснодарбыттехника» 29 декабря 2017 г. обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Решением комиссии от 25 января 2018 г. № 3/56 заявление отклонено.

Поскольку, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость спорных земельных участков, которая является предметом оспаривания, внесена в реестр 1 февраля 2017 г., именно с указанной даты подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельных участков.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом первой инстанции верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.

Доводы жалобы не содержат обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции и могли бы повлечь отмену судебного решения.

На основании изложенного, судебная коллегия считает решение Краснодарского краевого суда от 24 июля 2018 г. законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 24 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи