ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3189/19 от 03.06.2019 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33а-3189/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

03 июня 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

ФИО2, Глушко А.Р.,

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 27 февраля 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении требований ФИО4, отказать.».

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, представитель заинтересованного лица Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., пояснения административного истца ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО5, полагавшей, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Административный истец ФИО4 обратился в суд с административным иском, с учетом последующего уточнения требований, о признании незаконным и исключении из решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 15 января 2019 года № 30-о об отказе ФИО4 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 905 кв.м., для размещения индивидуальной жилой застройки, основания отказа - не допускается разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам (на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения; запрещении Департаменту имущественных отношений Тюменской области вышеуказанное основание отказов в предварительном согласовании предоставления в аренду, собственность земельных участков для размещения индивидуальной жилой постройки; применении мер, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, или ответственность установленную федеральными законами к руководителям Департамента имущественных отношений Тюменской области за неисполнение согласно пункта 1 ст. 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившего в законную силу судебного акта, апелляционного определения Тюменского областного суда от 22 января 2018 года по делу № 33а-256/2018, установившего незаконность вышеуказанного основания отказа. Требования мотивированы тем, что решением Департамента имущественных отношений Тюменской области № 30-о от 15 января 2019 года административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для размещения индивидуальной жилой застройки, одним из оснований отказа являлось: не допускается разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам (на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Считая указанный отказ незаконным, административный истец, ссылаясь на письмо Департамента городского хозяйства г. Тюмени от 14.06.2017 г. № 32-07-445/17, указывал, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с материалами лесоустройства 2014 года не входит в состав лесничества «Городские леса города Тюмени» и лесопарка «Гилевская роща». Административный истец полагал данное основание для отказа незаконным и нарушающим его права.

Административный истец ФИО4 в судебном заседании заявленные требования с учетом их уточнений поддержал.

Представитель административного ответчика ФИО6 в судебном заседании против требований административного истца возражал.

Представитель заинтересованного лица Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен ФИО4, который в апелляционной жалобе просит решение Центрального районного суда г. Тюмени от 27 февраля 2019 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужило письмо директора Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени от 25 февраля 2019 года, однако данное письмо направлено в адрес Департамента имущественных отношений Тюменской области 25.02.2019 г., в то время как оспариваемый отказ был принят 15.01.2019 г. Отмечает, что Департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени не были представлены данные, на основании какого документа и когда принято решение о включении зеленых насаждений, находящихся на испрашиваемом земельном участке, в электронный реестр зеленых насаждений города Тюмени, и какие это именно деревья, каков процент занятой ими площади земельного участка. Согласно указанного электронного реестра, зеленых насаждений на испрашиваемом земельном участке не обнаружено. Отмечает, что испрашиваемый земельный участок не находится на землях зеленого фонда, не является лесопарковой зоной, другой озелененной территорией. Утверждает, что судом первой инстанции в нарушение действующего законодательства не было учтено апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 22 января 2018 года. Обращает внимание, что ходатайство ФИО4, изложенное в ходе судебного заседания 27.03.2019 г., об отложении судебного заседания для вызова в качестве третьего лица представителя Департамента городского хозяйства, не были принято, что, по мнению заявителя жалобы, оказало существенное влияние на принятое судом решение. Указывает, что ему не была предоставлена аудиозапись судебного заседания. ФИО4 не был согласен на проведение судебного заседания в отсутствие представителя Департамента городского хозяйства.

На апелляционную жалобу поступили возражения представителя Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО7, в которых он полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы административного истца удовлетворению не подлежащими.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 18 декабря 2018 года ФИО4 обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка по адресу: <.......> (участок <.......> в элементе планировочной структуры 07.01.04.06, проект межевания 7 планировочного района горда Тюмени «Гилевский», утверждённого постановлением Администрации города Тюмени от 29.09.2017 г. № 116), площадью 905 кв.м.

Департамент имущественных отношений Тюменской области, ссылаясь на Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Закон Тюменской области от 05.10.2001 г. № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области», постановлением Администрации г. Тюмени от 29.09.2017 г. № 116 «Об утверждении проектов межевания территорий в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района № 7 «Гилевский», принял решение № 30-о от 15.01.2019 года об отказе ФИО4 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства с указанием, в частности, на то, что не допускается разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам (на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения).

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных ФИО4 требований, исходил из того, что на испрашиваемом административным истцом земельном участке имеется древестно-кустарниковая растительность, сведения о произрастании которой учтены в Электронном реестре зеленых насаждений города Тюмени, что делает невозможным использование данного земельного участка по указываемому административным истцом назначению в соответствии с законом Тюменской области от 05 октября 2001 года № 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области».

В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения (пункт 1) На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения (абзац 2 пункта 2).

Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, согласно пункту 1.1.1 которых зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.

По смыслу приведённых норм ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1007 утверждено Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон.

Данным Положением установлен порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов. В соответствии с утвержденным Положением функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны. Функциональные зоны, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации. Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в государственный кадастр недвижимости в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.

В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В материалах дела отсутствуют и административным ответчиком не представлены данные о том, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, относятся к территории зеленого фонда города Тюмени, в пределах которого запрещается хозяйственная или иная деятельность.

Напротив, в соответствии с письмом Департамента городского хозяйства г. Тюмени от 14.06.2017 г. № 32-07-445/7 земельный участок с кадастровым номером <.......> с адресным описанием: <.......> не входит в границы лесничества «Городские леса города Тюмени» и лесопарка «Гилевская роща», соответственно зеленые насаждения, произрастающие на этом земельном участке, не входят в состав городских лесов г. Тюмени. Аналогичная информация содержится и в поступившем в суд первой инстанции 22.02.2019 г. объяснения Департамента городского хозяйства г. Тюмени от 20.02.2019 г.

Учитывая изложенное, отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства по мотиву нахождения испрашиваемого земельного участка на территории зеленого фонда, является неправомерным.

В то же время действительно, из письма Департамента городского хозяйства Администрации г. Тюмени от 25.02.2019 г. № 32-08-000820/19 следует, что по результатам натурного обследования установлено, что данные о произрастании зелёных насаждений на испрашиваемом земельном участке в Электронном реестре зелёных насаждений г. Тюмени имеются.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 ст. 6.1 Закона Тюменской области от 05.10.2001 г. № 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", основаниями для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, является наличие на образуемом земельном участке в границах населенного пункта деревьев, учтенных в установленном порядке и препятствующих его застройке в соответствии с максимальным процентом застройки земельного участка, установленным для соответствующей территориальной зоны (в случае образования земельного участка в целях его предоставления для размещения объектов капитального строительства), за исключением случаев обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из пунктов 4.1, и 4.2 Порядка и условий благоустройства (в том числе создания) озелененных территорий города Тюмени, проведения единичных посадок и пересадок зеленых насаждений в городе Тюмени, а также учета и контроля за их состоянием, утверждённого постановлением Администрации города Тюмени от 25.06.2010 г. № 65-пк следует, что электронный реестр зеленых насаждений г. Тюмени используется для учета зеленых насаждений, информация о проведении единичных посадок, пересадке зеленых насаждений на территории города Тюмени, контроля за состоянием зелёных насаждений, в том числе за состоянием пересаженных зеленых насаждений,

Однако вопрос о наличии на испрашиваемом административным истцом земельном участке деревьев, учтенных в установленном порядке и препятствующих его застройке в соответствии с максимальным процентом застройки земельного участка, установленным для соответствующей территориальной зоны, вне зависимости от вхождения данной территории в границы лесопарковых зон и зеленых зон, занесённых в государственный кадастр недвижимости в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории, основанием к отказу административным ответчиком в предварительном согласовании ФИО4 предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства не являлся и, соответственно, не может являться основанием к отказу административному истцу в удовлетворении заявленных им требований в соответствующей части.

Вследствие изложенных обстоятельств судебная коллегия считает ошибочными суждения суда об отказе в удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным оспариваемого решения административного ответчика в части того основания к отказу в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для размещения индивидуальной жилой застройки, что не допускается разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам (на территориях находящихся в составе зелёного фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

В то же время в остальной части заявленных требований судебная коллегия оснований к удовлетворению заявленных административным истцом требований, с учётом их последующего уточнения, не усматривает, поскольку Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в частности пунктом 1 части 2 ст. 227, предусмотрено, что по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возможность удовлетворения требований о запрещении административному ответчику указывать какие либо основания к отказу в удовлетворении последующих обращений административного истца не предусмотрена.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 27 февраля 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования ФИО4 удовлетворить в части. Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 15.01.2019 года № 30-о в части того основания к отказу в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для размещения индивидуальной жилой застройки, что не допускается разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам (на территориях находящихся в составе зелёного фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения).

В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.

Председательствующий

Судьи коллегии