ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-31989/2023 от 09.09.2023 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Павлова С.А. Дело №33а-31989/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Хлопушиной Н.П.,

судей Бакулина А.А., Вердияна Г.В.,

с участием прокурора Луниной Е.А.,

при секретаре Набиуллиной К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 9 сентября 2023 года апелляционную жалобу Регионального отделения в Московской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» на решение Щелковского городского суда Московской области от 04 сентября 2023 года по делу по административному исковому заявлению Регионального отделения в Московской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» к Территориальной избирательной комиссии города Щелково об оспаривании решений территориальной избирательной комиссии от 26 мая 2023 года №43/2, №43/3, №43/15, №43/5, №43/7, №43/11, №43/10, №43/9, №43/6, №43/8, №43/12, №43/13, №43/14, №43/17, №43/18, №43/19, №43/20, №43/21, №43/22, №43/23, №43/16, №43/24, №43/31, №43/26, №43/27, №43/28, №43/29, №43/32, №43/33, №43/34, №43/35, №43/36, №43/37, №43/38, №43/39, №43/40, №43/41, №43/42, №43/44, №43/46, решения от 26 мая 2023 г. «О формировании участковой избирательной комиссии №3418», решения от 26 мая 2023 г. «О формировании участковой избирательной комиссии №3495», решения от 26 мая 2023 г. «О формировании участковой избирательной комиссии №4204», обязании принятия решения о формировании соответствующих участковых избирательных комиссий.

Заслушав доклад судьи Бакулина А.А., объяснения представителяРегионального отделения в Московской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» <данные изъяты> О.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителяТерриториальной избирательной комиссии города Щелково <данные изъяты> И.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора прокуратуры Московской области <данные изъяты> Е.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Региональное отделение в Московской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» уточнив исковые требования обратился в Щелковский городской суд Московской области с административным иском к территориальной избирательной комиссии города Щелково с требованиями об отмене незаконно принятых решений территориальной избирательной комиссией г. Щелково:

- решения от 26 мая 2023 года № 43/2 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3381»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/3 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3383»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/15 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3405»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/5 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3385»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/7 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3390»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/11 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3399»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/10 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3398»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/9 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3395»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/6 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3387»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/8 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3393»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/12 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3400;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/13 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3401»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/14 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3404»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/17 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3408»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/18 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3409»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/19 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3410»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/20 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3411»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/21 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3412»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/22 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3413»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/23 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3415»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/16 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3407»;

- решения от 26 мая 2023 года № «О формировании участковой избирательной комиссии № 3418»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/24 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3416»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/31 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3427»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/26 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3420»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/27 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3422»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/28 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3423»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/29 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3424»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/32 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3428»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/33 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3430»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/34 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3431»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/35 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3432»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/36 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3435»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/37 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3438»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/38 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3442»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/39 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3444»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/40 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3448»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/41 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3450»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/42 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3456»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/44 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3462»;

- решения от 26 мая 2023 года № 43/46 «О формировании участковой избирательной комиссии № 3498»;

- решения от 26 мая 2023 года «О формировании участковой избирательной комиссии № 3495»;

- решения от 26 мая 2023 г. «О формировании участковой избирательной комиссии №4204»;

- обязать территориальную избирательную комиссию города Щелково Московской области принять решения о формировании соответствующих участковых избирательных комиссий в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных Постановлением ЦИК России от 15.03.2023 №111/863-8.

Требования мотивированы тем, что территориальная избирательная комиссия города Щелково нарушила права Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» при формировании составов участковых избирательных комиссий, зачислив предложенные ею кандидатуры в резерв составов участковых избирательных комиссий, вместо назначения в соответствующие комиссии.

Так, по мнению истца, территориальная избирательная комиссия г. Щелково сформировала участковые избирательные комиссии в нарушение требований, предусмотренных п. 2 ст. 22, пп. 4,5 ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 7.7 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных Постановлением ЦИК России от 15.03.2023 №111/863-8.

Решением Щелковского городского суда Московской области от 4 сентября 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с решением суда, административный истец подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда, ссылаясь на незаконность и необоснованность, и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Согласно п. 11 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 67-ФЗ) решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, решением Избирательной комиссии Московской области от 01.04.2021 № 198/1901-6 сформирована территориальная комиссия города Щелково.

Партией «НОВЫЕ ЛЮДИ» представлено в территориальную избирательную комиссию города Щелково – 43 кандидатуры.

Во исполнение вышеуказанных Методических рекомендаций ЦИК России Избирательной комиссией Московской области установлена процедура отбора кандидатур для назначения в состав участковых комиссий, которая проводится в форме рейтингового голосования (решение от 12.12.2012 №89/1182-5).

Ввиду того, что общее количество кандидатур, представленных политическими партиями: Партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, КПРФ, Партия «НОВЫЕ ЛЮДИ», ПАРТИЯ «РОДИНА» превысило 1/2 установленного числа членов участковых комиссий, территориальными комиссиями приняты решения о проведении рейтингового голосования (в протокольной форме).

В результате по каждой кандидатуре, представленной в территориальные комиссии, проведено открытое и последовательное рейтинговое голосование, что подтверждается протоколами заседаний соответствующих территориальных комиссий. Кандидатуры, набравшие в ходе рейтингового голосования наибольшее число голосов относительно других кандидатур, избраны в состав участковых комиссий.

По результатам рейтингового голосования от РО МО ПП «Новые Люди» территориальной избирательной комиссией города Щелково – не назначено 42 кандидатуры.

Вместе с тем, Решением Территориальной избирательной комиссии города Щелково от 09.06.2023 № 44/1 кандидатуры от Партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», не вошедшие в составы участковых комиссий, зачислены в резерв составов участковых комиссий городского округа Щелково Московской области. При этом кандидатура <данные изъяты> не была зачислена в резерв составов участковых комиссий городского округа Щелково ввиду отсутствия в письменном согласии о назначении в участковые комиссии (зачислении в резерв) подписи и даты <данные изъяты> М.Ф.

Решением Территориальной избирательной комиссии города Щелково от 31.07.2023 № 49/7 членами участковой избирательной комиссии избирательного участка № 3435 с правом решающего голоса назначена <данные изъяты>, предложенная для назначения в состав комиссий Региональным отделением в Московской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ».

Решением Территориальной избирательной комиссии города Щелково от 12.07.2023 № 47/2 членами участковой избирательной комиссии избирательного участка № 3456 с правом решающего голоса назначена <данные изъяты>, предложенная для назначения в состав комиссий Региональным отделением в Московской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ».

Решением Территориальной избирательной комиссии города Щёлково от 17.07.2023 № 48/2 исключены из резерва составов участковых комиссий лиц, согласно приложению. При этом лица, которые были исключены из резерва составов участковых комиссий, являлись кандидатуры от Партии «НОВЫЕ ЛЮДИ».

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 22, 27 Федерального закона № 67-ФЗ; п.п. 7.7 Методических рекомендаций №111/863-8, разъяснениями, изложенными в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пришел к выводу, что ТИК г. Щелково соблюдена процедура рейтингового голосования, доказательств обратного не представлено.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона №67-ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном органе соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений других политических партий и иных общественных объединений.

Согласно ч.4 ст. 22 названного Федерального закона в комиссию по предложению каждой политической партии, каждого избирательного объединения, иного общественного объединения может быть назначено не более одного члена комиссии с правом решающего голоса. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 27 настоящего Федерального закона.

Территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном органе субъекта Российской Федерации; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования (ч. 5 ст. 27 Федерального закона № 67-ФЗ).

Согласно п. 7.7. Методических рекомендаций № 111/863-8, если число кандидатур, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в пункте 7.6 Методических рекомендаций, менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии, рекомендуется назначить часть состава участковой избирательной комиссии по предложениям иных политических партий с тем, чтобы общее число членов участковой избирательной комиссии, назначаемых на основе предложений политических партий, избирательных объединений, составило не менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии, а иные политические партии были представлены в участковых избирательных комиссиях на соответствующей территории на равных основаниях.

Если число кандидатур, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в пункте 7.6 настоящих Методических рекомендаций, более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии, рекомендуется определять конкретные кандидатуры из числа предложенных указанными политическими партиями, избирательными объединениями для назначения в состав участковой избирательной комиссии таким образом, чтобы политические партии, избирательные объединения, указанные в пункте 7.6 настоящих Методических рекомендаций, были представлены в участковых избирательных комиссиях на соответствующей территории на равных основаниях.

Отбор кандидатур проводится на основании процедуры, определенной решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а при его отсутствии - решением соответствующей территориальной избирательной комиссии. Процедура отбора может предусматривать рейтинговое голосование, жеребьевку, иные способы определения конкретных кандидатур для назначения в состав участковой избирательной комиссии.

Процедура отбора кандидатур для назначения в состав участковых избирательных комиссий утверждена решением Избирательной комиссии Московской области от 12.12.2012 г. № 89/1182-5 (далее также - Решение № 89/1182-5), согласно п. 1 которого отбор кандидатур для назначения в состав участковых избирательных комиссий проводится путем рейтингового голосования, в случае, если число кандидатур, предложенных политическими партиями, представленных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Московской областной Думе, избирательными объединениями, представленных в соответствующем Совете депутатов муниципальном образовании Московской области равно или более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии.

Вопреки утверждениям административного истца ТИК г. Щелково обеспечило исполнение требований п. 7.7 Методических рекомендаций № 111/863-8, предоставив возможность всем политическим партиям выдвинуть кандидатуры для назначения в члены УИК.

По результатам проведенного рейтингового голосования – утверждены составы участковых избирательных комиссий и кандидатуры Регионального отделения в Московской области Политической партии «Новые Люди», как не набравшие необходимого числа голосов зачислены в резервный состав УИК.

Порядок подсчета голосов, протокол не оспаривался стороной административного истца, жалобы на действия ТИК г. Щелково не подавались.

Довод апеллянта о том, что оспариваемые решения не содержат конкретную процедуры рейтингового голосования подлежит отклонению, так как по общему правилу рейтинговое голосование представляет собой однозначно понимаемым методом определения выбора одного из нескольких кандидатов и в законодательстве определяется как ряд последовательных голосований по каждому из кандидатов (постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; «Регламент Общественной палаты Российской Федерации», утвержденный решением Общественной палаты РФ, протокол от 21.12.2015 N 126-П и др.).

Подлежит отклонению довод апеллянта о том, что суд не проверил кандидатуры каких политических партий допущены в составы УИК, поскольку, в материалах дела имеется протокол заседания ТИК г. Щелково с результатами голосования по каждому кандидату, предложенному политическими партиями.

С учетом изложенных обстоятельств оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Щелковского городского суда Московской области от 4 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения в Московской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи