ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3200/18 от 13.12.2018 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Курило Ю.В. Дело № 33а-3200/2018

Докладчик Неволина Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 декабря 2018 года г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Крылова Н.А.,

судей Качура И.О., Неволиной Е.В.,

при секретаре Филипповой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

по апелляционной жалобе Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области на решение Томаринского районного суда от 27 сентября 2018 года, которым требования прокурора удовлетворены:

признано незаконным бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер к проведению лесоустроительных работ на территории Ильинского участкового лесничества Красногорского лесничества;

на Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области возложена обязанность в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов на территории Ильинского участкового лесничества Красногорского лесничества площадью 94,664 тысяч га.

Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., представителя Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области С, поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, прокурора Афанасьева Д.А., полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

установила:

Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области с административным иском об оспаривании бездействия по непроведению лесоустройства путем таксации лесов на территории Ильинского участкового лесничества Красногорского лесничества.

В обоснование административного иска указано, что Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, в ходе которой установлено, что министерством длительный период времени не принимается мер по организации проведения лесоустройства путем таксации лесов, что не соответствует требованиям действующего законодательства. Так, на территории Красногорского лесничества Томаринского городского округа, включающего в себя, в том числе Ильинское участковое лесничество, на площади 94,664 тысяч га лесоустройство проведено в 1995 году, то есть более 20 лет назад. Несоблюдение требований Лесоустроительной инструкции в части сроков проведения таксации не позволяет с точностью установить границы лесотаксационных выделов, определить преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высоту и объемы древесины, лесорастительные условия, а также другие характеристики лесных ресурсов, что в свою очередь не позволяет обеспечить в Ильинском участковом лесничестве соблюдение режима охраны указанной территории, установленных запретов и ограничений деятельности, связанных с рубками лесных насаждений, проведение комплекса необходимых работ по воспроизводству лесов, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий. Несмотря на внесенное в адрес министерства представление об устранении нарушений федерального законодательства, меры к устранению нарушений не приняты.

По изложенным основаниям прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по не проведению лесоустройства путем таксации лесов на территории Ильинского участкового лесничества Красногорского лесничества и обязать административного ответчика в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов на данной территории.

В судебном заседании суда первой инстанции прокурор Зайцева И.В. административный иск поддержала, представитель административного ответчика С требования прокурора не признала.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилось Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области. В апелляционной жалобе исполняющий обязанности министра просит отменить решение в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права. Не соглашается с наличием бездействия министерства. Ссылается на проведение в 2013 году лесоустройства арендаторами лесных участков на части территории Ильинского участкового лесничества площадью 38,075 га. Полагает необоснованной возложенную судом обязанность проведения таксации на части участкового лесничества, указывая, что минимальным объектом работ по таксации лесов при выполнении работ по государственным и муниципальным контрактам являются лесничество, лесопарк (в отдельных случаях участковое лесничество).

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области является уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области в сфере лесных отношений, в функции которого входит осуществление полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе, указанных в пункте 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (п. 1.4 Положения о названном Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 17 февраля 2017 года № 72).

Аналогичное полномочие содержалось в пункте 1.3 действовавшего до 2017 года Положения о министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 04 октября 2010 года № 474.

Таксация лесов является одним из составляющих мероприятий лесоустройства (пункт 4 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

Правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, закреплены в Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122.

Разделом 5 данной инструкции регламентирована процедура по таксации лесов.

Пунктами 31 и 32 инструкции определена периодичность проведения таксации лесов, которая составляет:

а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет;

б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет;

в) для резервных лесов - 20 лет.

Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (далее - камеральные работы).

Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории Томаринского района расположено Красногорское лесничество, включающее в себя, в том числе Ильинское участковое лесничество площадью 132,739 тысяч га.

В 2013 году по Красногорскому лесничеству в Ильинском участковом лесничестве на площади 38,075 тысяч га проведено лесоустройство силам арендатора ООО «Т». На территории площадью 94, 664 тысяч га лесоустройство не проводилось с 1995 года.

Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается тот факт, что на отдельных площадях Ильинского участкового лесничества Красногорского лесничества Томаринского района Сахалинской области мероприятия по таксации не проводились с 1995 года, и это обстоятельство в силу приведенных норм препятствует надлежащему планированию и реализации мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, суд первой инстанции правомерно возложил на Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области обязанность по устранению указанных нарушений лесного законодательства.

Приведенный в апелляционной жалобе довод об отсутствии бездействия министерства, со ссылкой на то, что Лесоустроительная инструкция введена в действие с 29 марта 2018 года, является несостоятельным, поскольку до введения в действие в 2018 году названной Лесоустроительной инструкции действовала Лесоустроительная инструкция, утвержденная приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года № 516, в пункте 1.7 которой также были определены сроки повторяемости лесоустроительных работ, которые составляли от 10 до 20 лет, в зависимости от вида лесоустройства и степени интенсивности лесного хозяйства и лесоэксплуатации.

Как видно из материалов дела, вопреки требованиям лесного законодательства, таксация на площади 94,664 тысяч га Ильинского участкового лесничества не проводилась более 23 лет.

Ссылка в апелляционной жалобе на пункт 34 Лесоустроительной инструкции, согласно которому при выполнении работ по государственным и муниципальным контрактам минимальным объектом работ по таксации лесов являются лесничество, лесопарк (в отдельных случаях участковое лесничество), не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку не препятствует проведению таксации в границах всего Ильинского участкового лесничества, включая указанную в решении суда территорию.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, оценка исследованных доказательств произведена в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены вынесенного судом решения не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Томаринского районного суда от 27 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области – без удовлетворения.

Председательствующий Н.В. Крылов

Судьи И.О. Качура

Е.В. Неволина