Председательствующий по делу Дело №33а-3205/2019
судья Петров А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Толстоброва А.А.
и судей краевого суда Пичуева В.В., Цыдендамбаевой О.Ч.
при секретаре Дружининой Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 14 августа 2019 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Черновского района г.Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита», Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края по доверенности ФИО1,
на решение Черновского районного суда г.Читы от 24 мая 2019 г., которым постановлено требования административного искового заявления прокурора Черновского района г.Читы удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать в г.Чите остановочные пункты на ул.1-я Станкозаводская в районе строения №97 и проезде Кутузовский в районе строения №2 - автопавильоном, скамьей, урной для мусора, стационарным искусственным освещением.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» в течение 1 месяца дня вступления решения суда в законную силу оборудовать в г.Чите остановочный пункт на ул.1-я Станкозаводская в районе строения №1 - урной для мусора, стационарным искусственным освещением.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» в течение 1 месяца дня со вступления решения суда в законную силу оборудовать в г.Чите остановочный пункт на проезде Кутузовский в районе строения №2 указателем содержащим информацию в соответствии с п.п.14, 15 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112.
Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить в соответствии со ст.42, 43 Градостроительного кодекса РФ проект планировки и межевания земельного участка под размещение индивидуальной жилой застройки с указанием земель общего пользования в г.Чите, юго-восточнее пересечения федеральной трассы М55 и проезда Кутузовский (мкр. Черемушки), в том числе дорог общего пользования по ул.Кадастровых инженеров, ул.Архитектурной, ул.Проектировщиков г.Читы.
Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда законную силу совершить действия по постановке на кадастровый учет земельных участков общего пользования, образованных в результате подготовки и выполнения проекта межевания земельного участка под размещение индивидуальной жилой застройки с указанием земель общего пользования в г.Чите, юго-восточнее пересечения федеральной трассы М55 и проезда Кутузовский (мкр.Черемушки).
Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу передать в администрацию городского округа «Город Чита» документацию по проекту планировки и межеванию земельного участка под размещение индивидуальной жилой застройки с указанием земель общего пользования в г.Чите, юго-восточнее пересечения федеральной трассы М55 и проезда Кутузовский (мкр.Черемушки), а также по постановке на кадастровый учет земельных участков общего пользования, образованных в результате подготовки и выполнения проекта межевания земельного участка под размещение индивидуальной жилой застройки с указанием земель общего пользования в г.Чите, юго-восточнее пересечения федеральной трассы М55 и проезда Кутузовский (мкр.Черемушки).
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Толстоброва А.А., выслушав пояснения представителей административного ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края по доверенности ФИО1 и ФИО2, поддержавших доводы жалобы, прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Выскубовой С.А., представителя административного ответчика администрации городского округа «Город Чита» и Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» ФИО3, представителя Комитета градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» ФИО4, представителя Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» ФИО5, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
22 марта 2019 года заместитель прокурора Черновского района г.Читы Балданов С.Л. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующее. Прокуратурой района по обращению ФИО6 проведена проверка по вопросам местного значения, по результатам которой установлено, что в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка, согласованной с главным архитектором г.Читы 8 апреля 2011 года, юго-восточнее пересечения федеральной трассы М55 и проезда Кутузовский (мкр.Черемушки) в г.Чите находится площадка под размещения индивидуальной жилой застройки. Данная схема выполнена в соответствии с генеральным планом развития г.Читы, в ней учтена автомобильная дорога; ширина проездов (с твердым дорожным покрытием) между участками в красных линиях 20 м., ширина проезжей части 7 м. В настоящее время обозначенная территория застроена индивидуальными жилыми домами на оформленных в собственность граждан земельных участках, в том числе ФИО6, между которыми образованы проезды: ул.Кадастровых инженеров, ул.Архитектурная, ул.Проектировщиков. Данные проезды - дороги не поставлены на кадастровый учет, сведения о государственной регистрации права собственности на них в ЕГРП отсутствуют. Дороги не включены в реестр дорог местного значения городского округа «Город Чита». Бездействие администрации городского округа «Город Чита», выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и в непринятии мер по оформлению права собственности на обозначенные автомобильные дороги, влечет нарушение требований законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц - пользователей автомобильных дорог на безопасность дорожного движения. По состоянию на 10 марта 2019 года остановочные пункты на ул.1-я Станкозаводская в районе строения №97, на проезде Кутузовский в районе строения №2 не оборудованы автопавильонами, скамьей, урной для мусора, стационарным искусственным освещением; на ул.1-я Станкозаводская в районе строения №1 – урной для мусора, стационарным искусственным освещением, чем нарушены пункты 5.3.1 и 4.6.1 ГОСТР 52766-2007. На остановочном пункте на проезде Кутузовский в районе строения №2 отсутствует информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, адресе, номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Создание остановочных пунктов является обязанностью владельца дороги, а дорожные информационно-указательные знаки являются одним из элементов остановочного пункта. Также, указанной выше схемой планировочной организации земельного участка предусмотрено строительство детского сада. В настоящее время в обозначенном районе отсутствует необходимое количество дошкольных учреждений, вследствие чего нарушается право граждан, проживающих по обе стороны Кутузовского проезда, на общедоступное дошкольное образование. В связи с изложенным прокурор просил обязать администрацию городского округа «Город Чита» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать в г.Чите остановочные пункты на ул.1-я Станкозаводская в районе строения №9 и проезде Кутузовский в районе строения №2 - автопавильоном, скамьей, для мусора, стационарным искусственным освещением; в течение месяца - оборудовать в г.Чите остановочный пункт на ул.1-я Станкозаводская в районе строения №1 - урной для мусора, стационарным искусственным освещением; в течение месяца - оборудовать в г.Чите остановочный пункт на проезде Кутузовский в районе строения №2 указателем, содержащим информацию в соответствии с п.п.14, 15 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112; в течение 6 месяцев - совершить предусмотренные Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» действия по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог общего пользования по ул.Кадастровых инженеров, ул.Архитектурной, ул. Проектировщиков г.Чите с последующей регистрацией права собственности и внесением сведений о них в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Чита»; в течение 9 месяцев - организовать предоставление общедоступного дошкольного образования путем принятия мер к открытию муниципального дошкольного образовательного учреждения в радиусе 500 м. от земельного массива, в границах которого размещаются ул.Кадастровых инженеров, ул.Архитектурная, ул.Проектировщиков г.Читы.
Определением суда от 9 апреля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» и Комитет образования администрации городского округа «Город Чита».
Определением суда от 22 апреля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Комитет градостроительной политикой администрации городского округа «Город Чита», Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
В ходе судебного разбирательства 20 мая 2019 года заместителем прокурора района Балдановым С.Л. подано заявление об уточнении исковых требований, в котором прокурор просил обязать администрацию городского округа «Город Чита», Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить в соответствии со статьями 42, 43 Градостроительного кодекса РФ проект планировки и межевания земельного участка под размещение индивидуальной жилой застройки с указанием земель общего пользования в г.Чите, юго-восточнее пересечения федеральной трассы М55 и проезда Кутузовский (мкр.Черемушки), в том числе дорог общего пользования по ул.Кадастровых инженеров, ул.Архитектурной, ул.Проектировщиков г.Читы; в течение 5 месяцев - совершить действия по постановке на кадастровый учет земельных участков общего пользования, образованных в результате подготовки и выполнения проекта межевания земельного участка под размещение индивидуальной жилой застройки с указанием земель общего пользования в г.Чите, юго-восточнее пересечения федеральной трассы М55 и проезда Кутузовский (мкр.Черемушки). Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу передать в администрацию городского округа «Город Чита» документацию по проекту планировки и межеванию земельного участка под размещение индивидуальной жилой застройки с указанием земель общего пользования в г.Чите, юго-восточнее пересечения федеральной трассы М55 и проезда Кутузовский (мкр.Черемушки), а также по поставке на кадастровый учет земельных участков общего пользования, образованных в результате подготовки и выполнения проекта межевания земельного участка под размещение индивидуальной жилой застройки с указанием земель общего пользования в г.Чите, юго-восточнее пересечения федеральной трассы М55 и проезда Кутузовский (мкр.Черемушки) (т.1 л.д.197).
Определением суда от 20 мая 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (т.1 л.д.204.1-204.5).
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края ФИО1 считает решение суда в части удовлетворения исковых требований к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края незаконным и необоснованным. Указывает на то, что Департамент был привлечен к участию в деле только в качестве заинтересованного лица (определением от 22 апреля 2019 года), в качестве соответчика Департамент не привлекался, судебное определение по данному факту не выносилось, соответственно Департамент был лишен возможности предоставления мотивированных возражений относительно заявленных требований. Кроме того, судом не привлечено к участию в деле Министерство территориального развития Забайкальского края, как лицо, реализующее на уровне края полномочия в сфере градостроительной политики. Также указывает, что возложенная судом обязанность по подготовке документации по планировке территории установлена без исследования полномочий Департамента и является обязанностью администрации городского округа «Город Чита». Полагает необоснованными выводы суда о возложения обязанности по постановке на кадастровый учет земель общего пользования, поскольку данная обязанность должна быть возложена на лицо заинтересованное в приобретении права на территории общего пользования, таким лицом по настоящему делу является администрация городского округа «Город Чита», так как указанные земли ей необходимы для решения вопросов местного значения. Поэтому она просила отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований к Департаменту государственного имущества и земельных отношении Забайкальского края, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В письменных возражениях помощник прокурора района Ушакова О.В. выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы и указывает на то, что судом правильно применены нормы материального и процессуального права, просит оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции представители Комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита», Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка, согласованной с главным архитектором г.Читы 8 апреля 2011 года, юго-восточнее пересечения федеральной трассы М55 и проезда Кутузовский (мкр.Черемушки) в Черновском административном районе городского округа «Город Чита» находится площадка под размещение индивидуальной жилой застройки.
Согласно пояснительной записке схема планировочной организации земельного участка выполнена в соответствии с Генеральным планом развития г.Читы, учтена планируемая автомобильная дорога и железнодорожный путь не общего пользования для обслуживания промышленной зоны, находящейся в районе окружного проезда. На участке планируется разместить 164 участка различной площади, 2 магазина, аптеку с медпунктом, опорный пункт полиции, детский сад, детскую площадку, площадку для отдыха, две площадки ТБО, ширина проездов между участками в красных линиях 20 м., ширина проезжей части 7 м. (л.д.29).
Земельные участки гражданам на данной территории предоставлялись Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением с учетом уточнений, в одном из требований прокурор просил понудить администрацию городского округа «Город Чита» и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края выполнить проект планировки и проект межевания названного земельного участка под размещение индивидуальной жилой застройки в Черновском административном районе городского округа «Город Чита» и обязать совершить действия по постановке на кадастровый учет земельных участков общего пользования, образованных в результате подготовки и выполнения проекта межевания данного земельного участка.
Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края обязанность выполнить проект планировки и межевания земельного участка под размещение индивидуальной жилой застройки, совершить действия по постановке на кадастровый учет земельных участков общего пользования, образованных в результате подготовки и выполнения проекта межевания земельного участка под размещение индивидуальной жилой застройки, передать в администрацию городского округа «Город Чита» документацию по проекту планировки и межеванию земельного участка под размещение индивидуальной жилой застройки, суд исходил из того, что проезды по улицам Кадастровых инженеров, Архитектурной, Проектировщиков, признакам автомобильной дороги, установленным законом, не отвечают и земельные участки, на которых они расположены, не сформированы и в муниципальную собственность не переданы.
Между тем суд не учел, что положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) не связывают с данными обстоятельствами возникновение обязанности выполнения проекта планировки и межевания земельного участка.
В соответствии со статьей 41 ГрК РФ проект планировки территории и проект межевания территории являются видами документов по планировке территории.
Согласно статье 1 ГрК РФ деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулирует законодательство о градостроительной деятельности (пункт 1 статьи 4 ГрК РФ).
Порядок отнесения полномочий на принятие решения о подготовке и утверждение документов по планировке территории установлен в отношении уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации частями 3, 3.1 и 4.2 статьи 45 ГрК РФ, согласно которым уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документов по планировке территории (за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 ГрК РФ), обеспечивают подготовку документов по планировке территории и утверждают документы по планировке территории, предусматривающую размещение: 1) объектов регионального значения, расположенных в границах одного субъекта Российской Федерации; 2) иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 статьи 45 ГрК РФ.
В отношении уполномоченных органов местного самоуправления порядок отнесения полномочий на принятие решения о подготовке и утверждение документов по планировке территории установлен частями 4 - 5.2 статьи 45 ГрК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
Из приведенной нормы закона следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа не относится принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории лишь в случаях, указанных в части 1.1 статьи 45 ГрК РФ и утверждение документации по планировке территории в границах городского округа, в случаях, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 ГрК РФ, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 ГрК РФ.
В иных случаях решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории, утверждение документации по планировке территории в границах городского округа принимаются органами местного самоуправления городского округа.
Частью 1.1 статьи 45 ГрК РФ установлено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно: 1) лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления; 2) лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса; 3) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции; 4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; 5) садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
Частями 2 - 4.2, 5.2 статьи 45 ГрК РФ установлено, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, за исключением случая, указанного в части 3.1 настоящей статьи (часть 2).
Уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 настоящей статьи (часть 3).
Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта регионального значения, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и размещение которого планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу, осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств бюджета которого планируется финансировать строительство, реконструкцию такого объекта, по согласованию с иными субъектами Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта регионального значения. Предоставление согласования или отказа в согласовании документации по планировке территории органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств бюджета которого планируется финансировать строительство, реконструкцию такого объекта, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления им указанной документации (часть 3.1).
В случае отказа в согласовании документации по планировке территории одного или нескольких органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта регионального значения, утверждение документации по планировке территории осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с учетом результатов рассмотрения разногласий согласительной комиссией, требования к составу и порядку работы которой устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3.2).
Уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 настоящей статьи (часть 4).
Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта местного значения муниципального района, городского округа, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств местного бюджета муниципального района, городского округа и размещение которого планируется на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов, имеющих общую границу, в границах субъекта Российской Федерации, осуществляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, за счет средств местных бюджетов которых планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, по согласованию с иными муниципальными районами, городскими округами, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта. Предоставление согласования или отказа в согласовании документации по планировке территории органу местного самоуправления муниципального района или городского округа, за счет средств местных бюджетов которых планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления им указанной документации (часть 4.1).
В случае отказа в согласовании документации по планировке территории одного или нескольких органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта местного значения муниципального района, городского округа, утверждение документации по планировке территории осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом результатов рассмотрения разногласий согласительной комиссией, требования к составу и порядку работы которой устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4.2).
Учитывая, что спорный земельный участок на территории Черновского административного района городского округа «Город Чита» юго-восточнее пересечения федеральной трассы М55 и проезда Кутузовский (мкр.Черемушки) расположен в границах городского округа «Город Чита» и принимая во внимание что обстоятельства, указанные в частях 1.1, 2 - 4.2, 5.2 статьи 45 ГрК РФ, для возложения обязанности на принятие решения о подготовке и утверждение документов по планировке территории на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отсутствуют, такая обязанность должна быть исполнена органом местного самоуправления городского округа - администрацией городского округа «Город Чита».
При таком положении выводы суда о возложении на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края обязанности выполнить проект планировки и межевания земельного участка под размещение индивидуальной жилой застройки и передаче в администрацию городского округа «Город Чита» документации по проекту планировки и межевания земельного участка под размещение индивидуальной жилой застройки, нельзя признать правомерными, поскольку они противоречат приведенным выше нормам закона и установленным по делу обстоятельствам.
При этом обстоятельства, по которым суд пришел к таким выводам, в частности, что проезды по улицам Кадастровых инженеров, Архитектурной, Проектировщиков не отвечают признакам автомобильной дороги, установленным законом, и земельные участки на которых они расположены, не сформированы и в муниципальную собственность не переданы, не являются основаниями для обязания Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края выполнить проект планировки и межевания земельного участка, поскольку в силу приведенных выше норм закона принятие решения о подготовке и утверждение документов по планировке территории не связано с их наличием или отсутствием.
Ссылку представителя администрации городского округа «Город Чита» на пункт 12 статьи 5 Закона Забайкальского края от 1 апреля 2009 года №152-ЗЗК «О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края», как на основание для удовлетворения иска к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку положения данной нормы регулируют порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет; гражданам (в том числе молодым семьям), признанным в установленном порядке, нуждающимися в жилом помещении; 6) детям-инвалидам, либо семьям, имеющим ребенка-инвалида; 7) жителям монопрофильных муниципальных образований Забайкальского края, уволившимся с градообразующих предприятий в связи с их консервацией и выразившим согласие на переезд в иной населенный пункт Забайкальского края и трудоустройство в нем. Однако из материалов дела не следует и сторонами не оспаривается, что спорный участок выделялся для бесплатного предоставления в собственность указанным категориям граждан.
С выводом суда об обязании Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края совершить действия по постановке на кадастровый учет земельных участков общего пользования судебная коллегия не может согласиться.
Из содержания административного искового заявления прокурора следует, что территория юго-восточнее пересечения федеральной трассы М55 и проезда Кутузовский (мкр.Черемушки) в Черновском административном районе городского округа «Город Чита» застроена жилыми домами на оформленных в собственность граждан земельных участках, в том числе и ФИО6, между которыми образованы проезды улиц Кадастровых инженеров, Архитектурной и Проектировщиков. В схеме планировочной организации земельного участка, согласованной с главным архитектором г.Читы 8 апреля 2011 года, выполненной в соответствии с Генеральным планом развития г.Читы, учтена автомобильная дорога: ширина проездов (с твердым дорожным покрытием) между участками в красных линиях 20 м., ширина проезжей части 7 м. Данные проезды – дороги не поставлены на кадастровый учет и не включены в реестр дорог местного значения городского округа «Город Чита». Отсутствие государственной регистрации права собственности на указанные дороги, расположенные в границах муниципального образования, создает препятствия в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения, что влечет нарушение прав жителей данных улиц и неопределенного круга пользователей указанных дорог. Поэтому прокурор просил обязать администрацию городского округа «Город Чита» в течение 6 месяцев совершить предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» действия по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог общего пользования по ул.Кадастровых инженеров, ул.Архитектурной, ул.Проектировщиков г.Читы с последующей регистрацией права собственности и внесением сведений о них в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Чита».
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 5 Устава городского округа «Город Чита», принятого решением Думы городского округа «Город Чита» от 25 мая 2017 года №53 (ред. от 18 апреля 2019 года) администрация городского округа «Город Чита» осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организацию дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №257-ФЗ) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Из положений статьи 14 Федерального закона №257-ФЗ следует, что планирование дорожной деятельности осуществляется, в том числе, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» под кадастровой деятельностью понимается выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету (часть 4.1 этой же статьи).
Земельные участки, занятые зданиями или сооружениями, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории являются объектами комплексных кадастровых работ (пункт 2 части 1 статьи 42.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ).
В результате выполнения комплексных кадастровых работ: 1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков; 2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 настоящей статьи; 3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами; 4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами; 5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости (часть 2 статьи 42.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ).
В силу части 1 статьи 42.2 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ заказчиком комплексных кадастровых работ является уполномоченный орган местного самоуправления городского округа.
Пунктом 43 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Изложенное указывает на то, что решение вопросов, связанных с постановкой на кадастровый учет, земельных участков общего пользования, в частности дорог местного значения в границах городского округа «Город Чита», как и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, относится к ведению администрации городского округа «Город Чита».
То обстоятельство, что указанные дороги общего пользования в границах городского округа «Город Чита», расположены на земельных участках, собственность на которые не разграничена, не отменяет обязанности администрации городского округа «Город Чита» после их надлежащего оформления по постановке на кадастровый учет.
С учетом изложенного решение суда подлежит частичной отмене с вынесением в этой части нового решения.
Довод апелляционной жалобы о том, что Департамент был привлечен к участию в деле только в качестве заинтересованного лица, а в качестве соответчика не привлекался, судебная коллегия находит необоснованным. В деле имеется определение суда от 20 мая 2019 года, согласно которому Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края привлечен к участию в деле в качестве соответчика. Определение направлено 21 мая 2019 года (т.1 л.д.204.1-204.5)
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Черновского районного суда г.Читы от 24 мая 2019 г. в части обязания Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить в соответствии со статьями 42, 43 Градостроительного кодекса РФ проект планировки и межевания земельного участка под размещение индивидуальной жилой застройки с указанием земель общего пользования, в течение 5 месяцев - совершить действия по постановке на кадастровый учет земельных участков общего пользования, образованных в результате подготовки и выполнения проекта межевания земельного участка под размещение индивидуальной жилой застройки с указанием земель общего пользования, в течение 6 месяцев - передать в администрацию городского округа «Город Чита» документацию по проекту планировки и межеванию земельного участка под размещение индивидуальной жилой застройки с указанием земель общего пользования в г.Чите, юго-восточнее пересечения федеральной трассы М55 и проезда Кутузовский (мкр.Черемушки), и об отказе в иске в этой части к администрации городского округа «Город Чита» отменить.
В иске к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в этой части отказать.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить в соответствии со статьями 42, 43 Градостроительного кодекса РФ проект планировки и межевания земельного участка под размещение индивидуальной жилой застройки с указанием земель общего пользования в г.Чите, юго-восточнее пересечения федеральной трассы М55 и проезда Кутузовский (мкр.Черемушки), в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по постановке на кадастровый учет земельных участков общего пользования, образованных в результате подготовки и выполнения проекта межевания этого земельного участка под размещение индивидуальной жилой застройки с указанием земель общего пользования в г.Чите, юго-восточнее пересечения федеральной трассы М55 и проезда Кутузовский (мкр.Черемушки).
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: Толстобров А.А.
Судьи: Пичуев В.В.
Цыдендамбаева О.Ч.