ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3210 от 08.04.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33а-3210

Судья Баранов Г.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 апреля 2019 года город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Поповой Н.В.,

судей Кустовой И.Ю., Овчинниковой Н.А.,

при секретаре Рогатневой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Березниковского городского суда Пермского края от 28 января 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации г. Березники о признании незаконным и недействующим с 18.05.2015 постановления администрации Усольского городского поселения № 87 от 18.05.2015, а также признания незаконным и недействующим с 03.04.2017 постановления администрации Усольского городского поселения № 83 от 03.04.2017, отказать».

Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения ФИО1, его представителя ФИО2, представителя администрации г. Березники – ФИО3, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Администрацией Усольского городского поселения 18.05.2015 принято постановление № 87 «Об утверждении Положения о комиссии по рассмотрению заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, о предоставлении земельных участков, на территории Усольского городского поселения», которым утверждено одноименное Положение (Приложение 1) и состав комиссии (Приложение 2): ФИО1 - заместитель главы администрации Усольского городского поселения, председатель комиссии; Р1. – начальник отдела развития инфраструктуры администрации, заместитель председателя комиссии; Ш1. – консультант отдела развития инфраструктуры администрации, секретарь комиссии; члены комиссии Ш2., Р2.

Администрацией Усольского городского поселения 03.04.2017 принято постановление № 83 «О внесении изменений в постановление администрации Усольского городского поселения от 18.05.2015 № 87 «Об утверждении Положения о комиссии по рассмотрению заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, о предоставлении земельных участков, на территории Усольского городского поселения», Приложение 2 изложено в новой редакции.

В соответствии с Законом Пермского края от 21.06.2018 № 252 – ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Усольского муниципального района, путем объединения с муниципальным образованием «Город Березники», администрация г. Березники является правопреемником администрации Усольского городского поселения.

Постановлением администрации г. Березники Пермского края от 21.12.2018 № 3125 «О признании утратившими силу отдельных постановлений администрации Усольского городского поселения» признаны утратившими силу ряд постановлений, в том числе указанные выше постановления от 18.05.2015 № 87, от 03.04.2017 № 83.

ФИО1 обратился в суд о признании незаконным и недействующим с 18.05.2015 постановление администрации Усольского городского поселения № 87 от 18.05.2015, Приложения №1, №2; признанании незаконным и недействующим с 03.04.2017 постановление администрации Усольского городского поселения № 83 от 03.04.2017. В обоснование требований административный истец указал, что из постановления от 18.05.2015 № 87 следует, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования в месячной подшивке «Усольской газеты», Пыскорской сельской библиотеке им. Ф. Павленкова, в библиотеке с.Березовка и на сайте Усольского городского поселения в сети Интернет, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.2015. Вместе с тем в указанных источниках постановление опубликовано не было, следовательно, не вступило в законную силу. В последующем, в постановление № 87 от 18.05.2015 на основании постановления администрации Усольского городского поселения от 03.04.2017 № 83 внесены изменения, указанное постановление также опубликовано не было. В настоящее время в отношении административного истца осуществляется предварительное расследование по уголовному делу, в рамках которого 13.06.2018 ему предъявлено обвинение как должностному лицу, исполнявшему обязанности председателя комиссии по рассмотрению заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ФИО1 как незаконное и необоснованное, мотивируя тем, что судом не учтено, что оспариваемыми постановлениями его права были нарушены 21.12.2018 при вручении обвинительного заключения, в котором имелись ссылки на данные постановления, в связи с чем срок обращения в суд с административным иском им не пропущен.

Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался ч.1 ст. 218, ч.ч.1,5,8 ст. 219, ч.9 ст. 226 КАС РФ, ч.ч. 1, 5 ст.1, ч.ч.1,2 ст.7 Закона Пермского края от 21.06.2018 № 252 – ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Усольского муниципального района, путем объединения с муниципальным образованием «Город Березники».

Судом установлено, что согласно постановления администрации Усольского городского поселения № 87 «Об утверждении Положения о комиссии по рассмотрению заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, о предоставлении земельных участков, на территории Усольского городского поселения», оно вступает в силу со дня его официального опубликования в месячной подшивке «Усольской газеты», которая находится в МКУК «УМБ» по адресу: <...>, в Пыскорской сельской библиотеке им. Ф. Павленкова по адресу: <...>, в библиотеке с. Березовка по адресу: <...>, на сайте Усольского городского поселения в сети Интернет (пункт 5), распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.2015 (пункт 4), контроль за его исполнением возложен на заместителя главы администрации ФИО1 (пункт 6).

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что о принятии постановления в силу должностных обязанностей заместителя главы администрации Усольского городского поселения ФИО1 стало известно не позднее 18.05.2015, что не оспаривается и самим административным истцом.

В последующем, в данное постановление на основании постановления администрации Усольского городского поселения от 03.04.2017 № 83 внесены изменения.

В январе и феврале 2018 представителем административного истца направлены адвокатские запросы относительно опубликования оспариваемых постановлений в МКУК «УМБ», Пыскорскую сельскую библиотеку им. Ф.Павленкова, в библиотеку с.Березовка, в МУ «Районная редакция «Усольская газета», на которые даны соответствующие ответы: из МКУК «УМБ» - 06.03.2018, из Пыскорской сельской библиотеки им. Ф.Павленкова, из библиотеки с.Березовка – 01.03.2018, из МУ «Районная редакция «Усольская газета» - 05.03.2018.

Следовательно, об обстоятельствах того, что данные правовые акты не были опубликованы ФИО1 стало известно не позднее марта 2018, между тем настоящее исковое заявление поступило в суд 09.01.2019 (направлено почтой 25.12.2018), то есть по истечении трехмесячного срока, оснований для его восстановления не имеется.

Доводы о том, что оспариваемые постановления нарушили права истца после утверждения обвинительного заключения по уголовному делу по обвинению ФИО1 в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.169 УК РФ, ч.2 ст.286 УК РФ, то есть – после 21.12.2018, судом отклонены как несостоятельные.

Поскольку пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в требованиях, суд отказал в удовлетворении административного иска.

Отказывая в требованиях, суд также указал, что поскольку оспариваемые акты утратили силу, в связи с чем не могут нарушать права и законные интересы административного истца.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда.

Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Необходимость совокупности условий для удовлетворения заявленных требований: незаконность оспариваемых решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд за их защитой, следует из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ.

Требования законодательства к официальному опубликованию для всеобщего сведения установлены для любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, что следует из положений ч.3 ст. 15 Конституции РФ.

Как указал Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомочным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполономоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Из положений п.1 ст. 25 Устава Усольского городского поселения, принятого Решением Думы Усольского городского поселения от 13.11.2013 № 25, действовавшего на момент спорных правоотношений, следует, что в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав Усольского городского поселения, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты Думы городского поселения; 3) правовые акты главы Усольского городского поселения, Администрации и иных органов местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.

Согласно ст. 29 Устава муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания. В муниципальных правовых актах может быть установлен другой порядок вступления их в силу. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования)

( пункт 1, абз.1 пункта 2).

Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию (обнародованию), направляются в официальное печатное средство массовой информации «Усольскую газету» в течение 7 дней после их подписания, либо текст правового акта помещается в месячную подшивку «Усольской газеты», которая находится в МКУК «УМБ», в Пыскорской сельской библиотеке им. Ф. Павленкова, в библиотеке с. Березовка. Муниципальные правовые акты могут быть доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, что следует из пункта 3 статьи 29 Устава.

Из анализа содержания Положения о комиссии и состава комиссии, которые были утверждены оспариваемыми постановлениями органа местного самоуправления, следует, что данные акты регулируют вопросы деятельности комиссии по рассмотрению заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, о предоставлении земельных участков на территории Усольского городского поселения, и его состав. Из чего следует вывод о том, что указанные акты относятся к правовым актам локального характера, направлены на регулирование вопросов по исполнению полномочий конкретного коллегиального органа, и не содержат правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, следовательно, к нормативным правовым актам, подлежащим обязательному официальному опубликованию, не относятся.

При таких обстоятельствах суд правильно рассмотрел заявленные требования в порядке главы 22 КАС РФ, и применил трехмесячный срок обращения в суд, установленный ч.1 ст. 219 КАС РФ, с момента, когда административный истец узнал о принятии правовых актов.

Доводы ФИО1 и его представителя о том, что срок обращения в суд не пропущен, поскольку о нарушении своих прав административному истцу стало известно 21.12.2018, когда ему было предъявлено обвинение в рамках уголовного дела, являются несостоятельные, поскольку основаны на неправильном толковании норм процессуального права.

Относительно существа заявленных требований судебная коллегия полагает отметить, что основания для их удовлетворения у суда также отсутствовали в связи с тем, что не установлена совокупность условий: незаконность постановлений и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Обязанность контроля по исполнению постановления от 18.05.2015 № 87 была возложена непосредственно на самого ФИО1 (пункт 6), что им сделано не было, постановление от 03.04.2017 № 83 к ФИО1 не применялось в связи с чем обстоятельство того, что постановления не были официально опубликованы, не привело к нарушению прав и законных интересов административного истца. Кроме этого, оспариваемые постановления утратили силу, в связи с чем признание их незаконными, не приведет к восстановлению прав административного истца, а потому цель административного судопроизводства не будет достигнута.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Березниковского городского суда Пермского края от 28 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи