дело №33а-3211 судья Шаталова Л.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 августа 2019 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе: председательствующего Епихиной О.М.,
судей Щербаковой Н.В., Старцевой Т.Г.,
при секретаре Павловой Д.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Тульской области Михалевой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Семенова В.Н. на решение Ефремовского районного суда Тульской области от 12 августа 2019 года по административному исковому заявлению Козловой Г.К. к территориальной избирательной комиссии Ефремовского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов, об отмене решения территориальной избирательной комиссии Ефремовского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов, № 18-5 от 27 июля 2019 года «О регистрации Семенова В.Н. кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному избирательному округу № 1».
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия
установила:
Козлова Г.К. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь в обоснование заявленных административных исковых требований на тот факт, что она зарегистрирована кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному избирательному округу №1, выдвинутого в порядке самовыдвижения. 27.07.2019 территориальной избирательной комиссией Ефремовского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии, принято решение № 18-5 о регистрации Семенова В.Н. кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением – Тульское областное объединение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Считает, что решение территориальной избирательной комиссии от 27.07.2019 № 18-5 является незаконным, нарушает ее избирательные права, поскольку регистрация кандидата, не выполнившего обязательные в равной степени для всех кандидатов требования закона, нарушает принцип равенства кандидатов и создает для него преимущественные условия для участия в избирательной кампании по следующим основаниям.
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. 24 ст. 38 указанного Закона. В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п. 2, 2.2 и 3 ст. 33 указанного Закона, иных предусмотренных Законом документов, представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Часть 2 статьи 21 Закона Тульской области от 08.07.2008 № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» содержит аналогичную норму.
В соответствии с п. 1 ст. 38, п.п. 2, 2.2 и 3 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 2 статьи 21 Закона Тульской области от 08.07.2008 № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов кандидата, представляемыми в комиссии разных уровней, которыми являются: заявление о согласии баллотироваться, копии паспорта и диплома о профессиональном образовании (при его наличии), документов, подтверждающих сведения о месте работе или роде занятий, при наличии: о перемене фамилии, имени, отчества, документы об исполнении депутатских полномочий на непостоянной основе, о партийности.
Также в соответствии с вышеуказанной нормой необходимым документом для выдвижения являются сведения о размере и источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. При этом пункт 9 статьи 59 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указывает, что Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.
Закон Тульской области от 08.07.2008 № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» установлена обязанность кандидата по представлению первого финансового отчета по форме, установленной избирательной комиссией области. Первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения включает в себя следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата избирательного объединения; первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения; справку об остатке средств фонда на дату отчета, выданную филиалом публичного акционерного общества «Сбербанк России» (а при его отсутствии - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет); копию договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, заверенную кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения. Первый финансовый отчет кандидата избирательного объединения считается представленным при представлении всех указанных документов. В соответствии с подп. «в» п. 24 ст. 34 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отсутствие в пакете документов кандидата документа, необходимого к представлению в силу закона, является основанием к отказу в регистрации в качестве кандидата.
Считает, что кандидатом Семеновым В.Н. не представлен первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения по причине отсутствия в его составе одного из требуемых законом для регистрации документов, а именно: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения; банковская справка по остаткам на счете на дату отчета. Указанные нарушения, по мнению административного истца, должны были явиться для комиссии основанием к отказу в регистрации кандидатом в депутаты.
Так, исходя из подтверждения о приеме документов на регистрацию (24.07.2019 в 10 час. 41 мин., 23.07.2017 в 10 час. 40 мин.), выданных территориальной избирательной комиссией Ефремовского района Семенову В.Н., а также из имеющегося в наличии комплекта документов, кандидатом в комиссию были сданы: первый финансовый отчет на 2 л., включающий в себя собственно финансовый отчет на 2-х листах от 24.07.2019; копия договора с ПАО Сбербанк об открытии специального избирательного счета на 8 л.; банковская справка по остаткам на счете на 23.07.2019. По состоянию на дату регистрации Семенова В.Н. в качестве кандидата в представленном пакете документов отсутствуют: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата; банковская справка по остаткам на счете на дату отчета, то есть на 24.07.2019.
Представление кандидатом Семенов В.Н. недостающих документов, которые могли быть приняты территориальной избирательной комиссией Ефремовского района Тульской области отдельно от документов, представленных на регистрацию, после даты принятия комиссией оспариваемого постановления о регистрации кандидатом в депутаты и за пределами установленного законом срока представления кандидатами документов для регистрации, является незаконным и не меняет ситуации с отсутствием составных частей финансового отчета, а соответственно с отсутствием всего документа, так как в силу п. 9 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч. 2 ст. 31 Закона Тульской области от 08.07.2008 № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» первый финансовый отчет кандидата считается представленным при представлении всех указанных документов и финансовый отчет должен предоставляться одновременно с представлением документов для регистрации кандидата.
Также указывает, что в соответствии с требованиями п. 1 ст. 38, п.п. 2, 2.2 и 3 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» одним из документов кандидата, представляемых в комиссии разных уровней, в том числе является документ, подтверждающий сведения о месте работе или роде занятий. Семенов В.Н. не представил сведения об основном месте работы, указав в заявлении сведения о роде занятий «индивидуальный предприниматель Семенов Василий Николаевич». В качестве документа, подтверждающего указанную деятельность, Семенов В.Н. представил справку от 15.06.2019, подписанную самим Семеновым В.Н., в которой утверждается, что он является индивидуальным предпринимателем. Вместе с тем указанная справка не может являться надлежащим документом, подтверждающим основное место работы (род занятий), поскольку документом, подтверждающим факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, является лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (форма № Р60009). Кроме того, родом занятий (если это не статус неработающего кандидата) является подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход (пункт 57 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). В соответствии с Налоговым кодексом РФ документом, подтверждающим доходы индивидуального предпринимателя, является декларация о доходах. Таким образом, для подтверждения такого рода занятий как индивидуальный предприниматель, Семенов В.Н. должен представить помимо листа записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей также декларацию о доходах, полученных им от предпринимательской деятельности, но данные документы также представлены не были.
С учетом вышеизложенного, просит отменить решение территориальной избирательной комиссии Ефремовского района Тульской области от 27 июля 2019 г. № 18-5 «О регистрации Семенова Василия Николаевича кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному избирательному округу № 1».
Административный истец Козлова Г.К. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного истца Козловой Г.К. по доверенности Минова А.А. в судебном заседании административный иск поддержала по тем же основаниям.
Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Ефремовского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель избирательной комиссии Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.
В соответствии с ч. 3 ст. 243 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Заинтересованное лицо Семенов В.Н. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал, пояснил, что первый финансовый отчет предоставлен им 24-го числа на двух листах, а 29-го числа к первому финансовому отчету он представил документ на 3 листах, то есть подал все необходимые документы в территориальную избирательную комиссию, в том числе и свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, копию трудовой книжки, декларацию о доходах за 2018 год и первый квартал 2019 года.
Решением Ефремовского районного суда Тульской области от 12 августа 2019 года административные исковые требования Козловой Г.К. удовлетворены;
решение территориальной избирательной комиссии Ефремовского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов, № 18-5 от 27 июля 2019 года «О регистрации Семенова Василия Николаевича кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному избирательному округу № 1» отменено.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Семенов В.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права при неправильном определении судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших об отложении судебного разбирательства административного истца Козловой Г.К., представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии Ефремовского района Тульской области, избирательной комиссии Тульской области, заинтересованного лица Семенова В.Н.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Першиной Т.К., заключение прокурора прокуратуры Тульской области Михалевой Л.В., полагавшей постановленное по административному делу судебное решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований закреплены Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
На территории Тульской области порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, а также дополнительные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральными законами, установлен Законом Тульской области от 8 июля 2008 года №1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления».
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением избирательной комиссии Тульской области от 02.12.2015 № 159-7 сформирована территориальная избирательная комиссия Ефремовского района Тульской области со сроком полномочий 2015-2020 годы в количестве 9 человек.
Постановлением избирательной комиссии Тульской области от 19.04.2018 № 33-3 на территориальную избирательную комиссию Ефремовского района Тульской области с 22 июня 2018 года возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования город Ефремов.
Решением Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов 1-го созыва от 13.06.2019 № 4-27 на 8 сентября 2019 назначены выборы депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва.
Территориальной избирательной комиссией Ефремовского района Тульской области издано постановление от 14.06.2019№ 7-2, которым полномочия окружных избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва, назначенных на 08 сентября 2019, возложены на территориальную избирательную комиссию Ефремовского района Тульской области.
14.07.2019 в территориальную избирательную комиссию Ефремовского района Тульской области обратился Семенов Василий Николаевич с заявлением о согласии баллотироваться по многомандатному избирательному округу – четырехмандатному избирательному округу № 1.
27.07.2019 территориальной избирательной комиссией Ефремовского района Тульской области принято постановление № 18-5 о регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному избирательному округу № 1 Семенова В.Н., выдвинутого Тульским областным отделением политической парии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
26.07.2019 территориальной избирательной комиссией Ефремовского района Тульской области принято постановление № 17-1 о регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному избирательному округу № 1 Козловой Г.К., выдвинутой в порядке самовыдвижения.
Приняв во внимание, что административный истец Козлова Г.К. и заинтересованное лицо Семенов В.Н. зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты по одному и тому же избирательному округу, суд первой инстанции с учетом положений ч. 11 ст. 239 КАС РФ обоснованно признал право административного истца Козловой Г.К. на обращение с настоящим иском в суд.
Исходя из даты принятия оспариваемого постановления (27 июля 2019 года) и обращения с настоящим административным исковым заявлением (06 августа 2019 года), суд первой инстанции пришел к верному выводу о соблюдении административным истцом, установленного ч. 4, ч. 5 ст. 240 КАС РФ, процессуального срока на обращение в суд, рассмотрев административное дело по существу заявленных требований по правилам главы 24 КАС РФ.
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 №67-ФЗ установлены условия выдвижения кандидата, в том числе перечень документов и сведений, которые должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию для его регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 38 этого же Закона.
Частью 2 ст. 21 Закона Тульской области от 08.07.2008 № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии, на которую распространяются положения федерального закона, предусматривающие, что сбор подписей избирателей не требуется.
В силу п. 9 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» законом может быть предусмотрено, что кандидат одновременно с представлением документов для регистрации представляет первый финансовый отчет.
Частью 1-1 ст. 18 Закона Тульской области от 08.07.2008 № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» предусмотрено, что при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, наделенного статусом городского округа, кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, первый финансовый отчет по форме, установленной избирательной комиссией области, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 29 настоящего Закона.
Частью 2 ст. 31 Закона Тульской области от 08.07.2008 № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» предусмотрено, что первый финансовый отчет избирательное объединение, а в случае, предусмотренном частью 1-1 статьи 18 настоящего Закона, - кандидат представляют одновременно с представлением документов для регистрации кандидата, списка кандидатов в соответствии с настоящим Законом. Первый финансовый отчет кандидата включает в себя следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата; первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата; справку об остатке средств фонда на дату отчета, выданную филиалом публичного акционерного общества «Сбербанк России» (а при его отсутствии - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет); копию договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет кандидата, заверенную кандидатом. Первый финансовый отчет кандидата считается представленным при представлении всех указанных документов.
В силу п. 18 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
В силу ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о выдвижении кандидата избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (п. 1). Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) (п. 2). Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов (п. 2.2). Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата (п. 3).
Основанием к отказу в регистрации кандидата указаны в п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, к которым отнесено отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подп. «в»).
В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом достоверно установлено, что 23.07.2019 Семеновым В.Н., выдвинутым избирательным объединением – Тульское областное объединение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», в территориальную избирательную комиссию Ефремовского района Тульской области были представлены следующие документы для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному избирательному округу № 1, а именно: заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу от 14.07.2019 (на 1 л.); документ, подтверждающий принадлежность к политической партии – справка Тульского областного отделения политической партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 14.07.2019 (на 1 л.); копия паспорта (на 5 л.); копия документа об образовании – копия диплома (на 5 л.); копия документа об основном месте работы – копия справки индивидуального предпринимателя Семенова Василия Николаевича № 1 от 15.06.2019 (на 1 л.), а также копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (на 1 л.).
24.07.2019 Семеновым В.Н. были представлены сообщение об изменении сведений о кандидате, представленных при выдвижении, либо об отсутствии таких изменений (на 1 л.); сообщение об открытии специального избирательного счета с указанием его реквизитов (на 1 л.); первый финансовый отчет (на 2 л.)
Также были представлены справка ПАО Сбербанк от 23.07.2019 об открытии Семеновым Василием Николаевичем 23.07.2019 специального избирательного счета кандидата в валюте Российской Федерации для формирования и расходования избирательного фонда при проведении избирательной компании; договор специального избирательного счета кандидата от 23.07.2019 с выпиской из лицевого счета.
Как следует из письменного подтверждения получения документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов по многомандатному избирательному округу № 1 Семеновым В.Н. 29.07.2019 было представлено приложение к первому финансовому отчету на 3 листах – учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Семеновым В.Н. в территориальную избирательную комиссию Ефремовского района Тульской области не были представлены все предусмотренные законом документы, а именно – учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, справка об остатке средств фонда на дату отчета, выданную кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет, при том, что данные документы вместе с первым финансовым отчетом о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата составляют первый финансовый отчет кандидата.
При этом, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание факт предоставления Семеновым В.Н. справки ПАО Сбербанк от 23.07.2019 (а не на дату отчета) об открытии Семеновым В.Н. специального избирательного счета кандидата в валюте Российской Федерации для формирования и расходования избирательного фонда при проведении избирательной компании, а также после его регистрации в качестве кандидата в депутаты - учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата от 29.07.2019, поскольку по смыслу положений п. 9 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 2 ст. 31 Закона Тульской области от 08.07.2008 № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» первый финансовый отчет кандидата считается представленным при представлении всех указанных документов и финансовый отчет должен предоставляться одновременно с представлением документов для регистрации кандидата.
С указанным выводом суда первой инстанции соглашается и судебная коллегия.
Не вызывает сомнение у судебной коллегии и вывод суда первой инстанции о невыполнении Семеновым В.Н. обязанности по представлению документа, подтверждающего сведения об основном месте работы, роде занятий.
В силу ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются, в том числе, заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Аналогичная норма предусмотрена ст. 12 Закона Тульской области от 8 июля 2008 года № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления».
Согласно п. 57 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, род занятий – это документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно не работающий.
Положения Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Тульской области от 8 июля 2008 года №1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» не содержат прямого указания на вид документа, которым могут быть подтверждены сведения о роде занятий являющегося индивидуальным предпринимателем лица, желающего зарегистрироваться в качестве кандидата в депутаты, в связи с чем в данном случае подлежат применению нормы налогового законодательства.
На основании ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 2).
В силу п. 2 ст. 84 Налогового кодекса РФ налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной российской организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать (направить) российской организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, индивидуальному предпринимателю – свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось или не направлялось) и уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Во исполнение п. 3 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» приказом Федеральной налоговой службы от 12 сентября 2016 года №ММВ-7-14/481@ в качестве документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ, утверждена форма № Р60009 «Лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей», форма № Р61003 «Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя» признана утратившей силу с 01 января 2017 года.
Пунктом 2 названного Приказа признан утратившими силу пункт 3 приказа ФНС России от 11 августа 2011 года №ЯК-7-6/488@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2011 года, регистрационный номер 21794), которым определено, что свидетельства по формам №1-1-Учет и №2-1-Учет, утвержденным настоящим Приказом, выдаются на бланке, образец которого утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от 23 ноября 2004 года №САЭ-3-09/123@ «Об утверждении образца бланка свидетельства».
Как следует из представленного территориальной избирательной комиссией Ефремовского района комплекта документов в отношении кандидата в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов по многомандатному избирательному округу № 1 Семенова В.Н. последний представил справку от 15.06.2019, выданную самим индивидуальным предпринимателем Семеновым В.Н., согласно которой он является индивидуальным предпринимателем, а также свидетельство о постановке его на учет в налоговом органе по месту жительства, как физического лица.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что данные документы не могут являться надлежащими документами, поскольку по смыслу п. 57 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», приказа ФНС России от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481@ данным документом является лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (Форма № Р60009).
Кроме того, по смыслу налогового законодательства документом, подтверждающим доходы индивидуального предпринимателя, является декларация о доходах, в связи с чем Семенов В.Н. должен был представить декларацию о доходах от предпринимательской деятельности, чего им не было сделано.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что регистрация Семенова В.Н. территориальной избирательной комиссией Ефремовского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов, кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному избирательному округу № 1» произведена с нарушением положений Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Тульской области от 08.07.2008 № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления», в связи с чем решение территориальной избирательной комиссии Ефремовского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов, от 27 июля 2019 года № 18-5 «О регистрации Семенова Василия Николаевича кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному избирательному округу № 1» является незаконным и подлежит отмене.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права и дал надлежащую оценку установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия находит несостоятельными, не основанными на материалах дела.
Вопреки доводам жалобы, оснований для вывода о реализации 29.07.2019 Семеновым В.Н. права на уточнение кандидатом ранее представленной информации в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не имеется, поскольку по смыслу указанных положений закона, неполнота сведений о кандидате, отсутствие каких-либо документов, несоблюдение требований закона к оформлению документов, могла быть восполнения до регистрации кандидата.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ефремовского районного суда Тульской области от 12 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Семенова В.Н. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: