ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-32139/2021 от 22.11.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья Дорохина И.В. Дело № 33а-32139/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Редченко Е.В., Вердияна Г.В.,

при секретаре Козловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 22 ноября 2021 года апелляционную жалобу Ганюшкина В. А., Трунцевой Е. В., Комаровой Т. В., Ганюшкина А. В. на решение Ногинского городского суда Московской области от 06 апреля 2021 года по административному делу по административному исковомузаявлению Ганюшкина В. А., Трунцевой Е. В., Комаровой Т. В., Ганюшкина А. В. к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения от 13 ноября 2020 года об отказе государственного учета, об обязании осуществить действия по государственному кадастровому учету,

заслушав доклад судьи Брыкова И.И.,

у с т а н о в и л а :

Административные истцыГанюшкиныВ.А., А.В., ТрунцеваЕ.В., КомароваТ.В.обратились в суд с административным иском к административному ответчикуУправлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения от 13.11.2020 об отказе государственного учета, об обязании осуществить действия по государственному кадастровому учету.Свой административный иск мотивировали теми обстоятельствами, что 26.07.2020 они обратились в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете части дома - <данные изъяты>, расположенной по адресу: <данные изъяты>, в соответствии с решением и определением Ногинского городского суда Московской области от 16.11.2009, 15.06.2020.Решением Управления Росреестра по Московской области от 12.08.2020 проведение государственного кадастрового учета было приостановлено на срок до 12.11.2020№ в качестве причины приостановки было указанона непредоставление документов, являющихся основанием для изменения вида объекта.13.11.2020 Управление Росреестра по Московской областивынесло решение об отказе в кадастровом учете; свой отказ мотивировало тем, что не были устранены причины приостановки кадастрового учета, а именно, не были предоставлены акт органа власти или органа местного самоуправления, уполномоченных присваивать адрес. Они не согласны с решением об отказе государственного кадастрового учета, поскольку целью обращения с заявлением о государственном кадастровом учете было изменение вида объекта - со здания на квартиру, а не присвоение или изменение адреса (почтовый адрес объекта был указан в выписке из ЕГРН); и поскольку согласно выписки из ЕГРН на принадлежащее им жилое помещение в графе «вид объекта» указано «жилой дом», однако,определением Ногинского городского суда Московской области от 15.06.2020 было дано разъяснение решения суда от 01.11.2009, согласно которому жилое помещение является квартирой. Именно на основании указанных судебных актов они обратились с заявлением о кадастровом учете изменений в части вида объекта. Просили признать незаконным решение УправленияРосреестра по Московской области от 13.11.2020 об отказе государственного учета; обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить действия по государственному кадастровому учету.

Представительадминистративного ответчикаУправления Росреестра по Московской области административный иск не признала.

Решением Ногинского городского суда Московской области от 06.04.2021 в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с решением суда, административныеистцыГанюшкиныВ.А., А.В., ТрунцеваЕ.В., КомароваТ.В.подали на него апелляционную жалобу, в которой просят его отменить.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Разбирательством по административному делу установлено, что26.07.2020 представитель Ганюшкина В.А. обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете характеристик объекта недвижимости, расположенного по адресу: <данные изъяты>: изменение назначения здания –с «жилой дом» на «квартира (помещение <данные изъяты>)».

Решением Управления Росреестра по Московской области от 12.08.2020 государственный кадастровый учет был приостановлен на том основании, что не были представлены необходимые документов, являющиеся основанием для изменения вида объекта.

Решением Управления Росреестра по Московской области от 13.11.2020 было отказано в государственномкадастровом учете на том основании, что не были представлены необходимые документы.

Руководствуясь положениями ч.ч. 1, 2 ст. 8, ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», суд свое решение по административному делу мотивировал теми обстоятельствами, чтоза административным истцами зарегистрировано право собственности на вид объекта «здание», назначение «жилое», и поскольку назначение здания может быть двух видов «жилое» и «нежилое», то изменение характеристики «жилой дом» на «квартира» является изменением вида объекта.

Суд также сделал вывод о том, что поскольку для осуществления кадастрового учета помещения государственному регистратору необходимо внести в ЕГРН основные и дополнительные сведения о таком объекте недвижимости, которые в упорядоченном виде представляются в орган регистрации прав в виде технического плана, а решение суда не подменяет технический план, поскольку, среди прочего, сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета помещения в необходимом объеме указываются в техническом плане по специально установленной форме, утвержденной приложением № 1 к приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», то для изменения вида объекта для проведения надлежащих учетно-регистрационных действий административные истцы должны были подать заявление о регистрации вновь образованного объекта «квартиры» с приложениемк нему технического плана, решения и определения суда, но такие документы в полном объеме в регистрирующий орган представлены не были.

Судебная коллегия соглашается с таким решением суда, поскольку оно основано на материалах административного дела и действующем законодательстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права осуществляются на основании заявления, за исключением установленных этим федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим федеральным законом порядке.

К указанному заявлению прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. 18 указанного Федерального закона). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 указанного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с данным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено названным федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 указанного Федерального закона).

Вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5 ч. 2 ст. 14 указанного Федерального закона). В частности, согласно п. 4 ч. 8 ст. 41 указанного Федерального закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.

Вместе с тем государственный регистратор правомерно указал на необходимость представления технического плана на вновь образованный объект недвижимого имущества.

В соответствии с ч. 7 ст. 1указанного Федерального закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) (п. 1 ч. 2 ст. 7указанного Федерального закона).

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 8 указанного Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в ч. 4 ст. 8 указанного Федерального закона.

Указанные сведения, как следует из ст. 24 указанного Федерального закона, содержатся в техническом плане. Последний состоит из графической и текстовой частей и представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

В графической части технического плана помещения отображается план этажа или части этажа здания либо сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения - план здания или сооружения либо план соответствующей части здания или сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения (ч. 4 ст. 24 указанного Федерального закона). При этом подп. 37 п. 3.5 Порядка составления технического плана предусмотрено, что при описании местоположения помещения указывается описание местоположения помещения в пределах этажа (этажей) или в пределах здания или сооружения, или в пределах соответствующей части здания или сооружения в объеме сведений, предусмотренных техническим планом помещения, техническим планом здания, сооружения.

В текстовой части технического плана, как следует из ч. 10 ст. 24 указанного Федерального закона, указываются, в том числе, сведения о площади помещения, его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения. Более подробный перечень из 17 пунктов основных сведений в отношении помещения, подлежащих внесению в ЕГРН, содержится в подп. 35 п. 3.5 Порядка.

Таким образом, для осуществления кадастрового учета изменений в сведениях об объекте недвижимости с «жилой дом» на «квартира (помещение <данные изъяты>») государственному регистратору необходимо будет внести в ЕГРН основные и дополнительные сведения о таком объекте недвижимости, которые в упорядоченном виде представляются в орган регистрации прав в виде технического плана.

Действительно, решение суда является одним из оснований для осуществления, в том числе, государственного кадастрового учета, однако, в соответствии с п. п. 2, 3 ч. 4 ст. 18 указанного Федерального закона к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации права заявитель прилагает как документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета, так и иные документы, предусмотренные названным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Решение суда не подменяет технический план, поскольку, среди прочего, сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета помещения в необходимом объеме, указываются в техническом плане по специально установленной форме, которая утверждена приложением № 1 к приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».

Следовательно, государственный регистратор обоснованно сначала приостановил осуществление государственного кадастрового учета характеристик объекта недвижимости (изменения назначения здания: с «жилой дом» на «квартира (помещение <данные изъяты>)), а затем отказал в осуществлении такого государственного кадастрового учета, поскольку в регистрирующий орган не был представлен необходимый для этого документ: технический план на объект недвижимости, который не могут подменить судебные постановления о правах на объект недвижимости.

Таким образом, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов.

С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Ногинского городского суда Московской области от 06 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ганюшкина В. А., Трунцевой Е. В., Комаровой Т. В., Ганюшкина А. В. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи