Судья Попильняк Т.В. 64RS0044-01-2019-00484-29
(2а-50/2019)
Дело № 33а-3224/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июня 2020 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Чаплыгиной Т.В.,
судей Соболевой И.В., Черняевой Л.В.,
при секретаре Беловой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саратовской таможни к ФИО1 о взыскании таможенных платежей, пени,
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Заводского районного суда города Саратова от 20 января 2020 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Чаплыгиной Т.В., объяснения представителя ФИО1 – адвоката Осипова М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Саратовской таможни ФИО2, ФИО3, ФИО4, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Саратовская таможня обратилась в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной камеральной таможенной проверки № № выявлен факт неуплаты административным ответчиком таможенных платежей в отношении полуприцепа марки «<данные изъяты>», 2006 года выпуска, № (далее – полуприцеп) и использования полуприцепа вне территории Особой экономической зоны в Калининградской области без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Приобретение полуприцепа административным ответчиком было осуществлено на основании договора купли-продажи и акта приема-передачи от 21 марта 2015 года. На территории Саратовской области полуприцеп был поставлен на регистрационный учет 18 июня 2016 года с получением государственных регистрационных знаков № При регистрации полуприцепа представлялся паспорт транспортного средства № №, в графе 20 которого имеется отметка «помещение под таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области и использования в РФ вне Калининградской области при перевозке из/в Калининградской области с разрешения». Согласно центральной базе данных единой автоматизированной информационной системы Федеральной таможенной службы России данное транспортное средство было помещено 17 марта 2013 года под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. По сведениям Калининградской таможни полуприцеп неоднократно перемещался через Таможенную границу Союза по таможенной декларации на транспортное средство. Последний факт перемещения зафиксирован 11 апреля 2015 года по направлению выезда с территории Калининградской области через таможенный пост многостороннего автомобильного пункта пропуска Чернышевское Калининградской таможни. На транспортном средстве «<данные изъяты> в сцепке с полуприцепом осуществлялась международная перевозка товаров с территории Калининградской области на остальную часть территории Российской Федерации, перевозчиком выступало общество с ограниченной ответственностью «Атас Кемикл» (далее – ООО «Атас Кемикл»). С территории особой экономической зоны Калининградской области транспортное средство «<данные изъяты>» в сцепке с полуприцепом убыло 11 апреля 2015 года с соблюдением условий, установленных главой 48 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) и главой 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС). Факт обратного ввоза на территорию Калининградской области полуприцепа после вывоза и на остальную часть территории Российской Федерации не зафиксированы. На дату завершения таможенной проверки действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении полуприцепа не завершено. По результатам таможенного контроля принято решение о возложении на административного ответчика обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. В адрес ФИО1 Саратовской таможней было направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также процентов и пеней. Однако данное требование исполнено не было. Истец просил взыскать с административного ответчика таможенные платежи в размере 183 788 руб. 47 коп., пени за просрочку уплаты таможенных платежей с учетом увеличения суммы на дату вынесения решения (за период с 12 апреля 2015 года по 20 января 2020 года) в размере 91 073руб. 81 коп.
Решением Заводского районного суда города Саратова от 20 января 2020 года исковые требования удовлетворены.
ФИО1 не согласен с постановленным решением, в апелляционной жалобе просит его отменить, в иске отказать, ссылается на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, так как не являлся ни перевозчиком, ни декларантом товара, а также не являлся собственником товара при его перемещении через границу. Из результатов камеральной проверки следует, что он приобрел полуприцеп 21 марта 2015 года, не являясь жителем Калининградской области, в связи с чем полуприцеп потерял статус транспортного средства международной перевозки, кроме того истцом пропущен срок для направления в его адрес уведомления об уплате таможенных платежей, а также срок для обращения в суд.
В возражениях на апелляционную жалобу Саратовская таможня ссылается на необоснованность доводов данной жалобы, просит оставить обжалуемое решение без изменения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 является декларантом товара, приобрел условно выпущенный товар, пользуется льготой по уплате таможенного платежа при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение, вывез товар из свободной экономической зоны, обратно его не ввез, то есть обязан платить таможенные платежи. Истец в свою очередь своевременно обратился в суд с исковыми требованиями.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно частей 1, 3 статьи 12.2 Закона от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон от 10 января 2006 года № 16-ФЗ) транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, воздушные суда, водные суда, железнодорожный подвижной состав (включая порожние транспортные средства), помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, рассматриваются для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, при соблюдении следующих условий:
1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области;
2) транспортное средство принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.
Товары, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, являются условно выпущенными до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза, фактического уничтожения либо отказа в пользу государства.
Согласно части 3 пункта 1 и пункта 11 статьи 11 Соглашения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются иностранные товары, ввозимые на территорию Особой экономической зоны, созданной в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2006 года № 16-ФЗ на территории Калининградской области Российской Федерации (далее - ОЭЗ в Калининградской области), юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области, для размещения и использования в соответствии с целями, установленными Федеральным законом Российской Федерации № 16-ФЗ.
Декларантом товаров, указанных в части 3 пункта 1 настоящей статьи, ввозимых на территорию ОЭЗ в Калининградской области, может выступать юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области Российской Федерации.
При завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области декларантом товаров может быть юридическое лицо, которое являлось декларантом товаров при таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, и иные лица, указанные в подпункте 1) и абзаце пятом подпункта 2) статьи 186 Таможенного кодекса таможенного союза.
Согласно статье 186 ТК ТС декларантами могут быть: лицо государства - члена таможенного союза, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.
В силу ч. 1, 2 ст. 200 ТК ТС (действовавшего на момент возникновения правоотношений) условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.
Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот.
Согласно части 3 статьи 9 от 10 января 2006 года № 16-ФЗ иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Таможенного союза, могут размещаться и использоваться только на территории Особой экономической зоны, за исключением случаев, установленных Соглашением о СЭЗ в отношении Особой экономической зоны.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 13 Соглашения в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, если совершение таких операций соответствует условиям соглашения об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, в том числе операции, предусматривающие совершение сделок по передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 10 января 2006 года №16-ФЗ предусмотрено, что при вывозе с территории Особой экономической зоны транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в случаях, указанных в частях 1 и 2 статьи 12.2 настоящего Федерального закона, завершение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении таких транспортных средств не требуется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 15 и пункта 9 статьи 17 Соглашения действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, завершается помещением таких товаров и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом таможенного союза, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, с учетом статьи 17 настоящего Соглашения.
Таможенная процедура свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, завершается помещением под таможенные процедуры, указанные в подпунктах 1), 4), 5), 7), 8), 12) - 14) пункта 1 статьи 202 Таможенного кодекса таможенного союза.
Согласно статье 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.
В силу пункта 5 статьи 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре.
Согласно пункту 5 статьи 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.
При неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой (часть 6, 11, 17 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 151 Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно части 2 статьи 151 Федерального закона № 311-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что в ходе проведенной камеральной таможенной проверки № № выявлен факт неуплаты административным ответчиком таможенных платежей в отношении полуприцепа и использования полуприцепа вне территории Особой экономической зоны в Калининградской области без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Приобретение полуприцепа административным ответчиком было осуществлено на основании договора купли-продажи и акта приема-передачи от 21 марта 2015 года. На территории Саратовской области полуприцеп был поставлен на регистрационный учет 18 июня 2016 года с получением государственных регистрационных знаков №. При регистрации полуприцепа представлялся паспорт транспортного средства № №, в графе 20 которого имеется отметка «помещение под таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области и использования в РФ вне Калининградской области при перевозке из/в Калининградской области с разрешения». Согласно центральной базе данных единой автоматизированной информационной системы Федеральной таможенной службы России данное транспортное средство было помещено 17 марта 2013 года под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. По сведениям Калининградской таможни полуприцеп неоднократно перемещался через Таможенную границу Союза по таможенной декларации на транспортное средство. Последний факт перемещения зафиксирован 11 апреля 2015 года по направлению выезда с территории Калининградской области через таможенный пост многостороннего автомобильного пункта пропуска Чернышевское Калининградской таможни.
Несоблюдение условий и ограничений применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны влечет за собой обязанность по уплате таможенных платежей.
Неуплата таможенных платежей обнаружена в ходе камеральной проверки (акт от 13 июня 2019 года).
05 августа 2019 года в адрес ответчика было направлено уведомление об уплате задолженности по таможенным платежам № №, которое считает врученным в соответствии с частями 19, 23 статьи 73 Федерального закона № 289-ФЗ на шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма.
10 августа 2019 года письмо принято в отделении связи (почтовый идентификатор 41000037008038), то есть считается врученным 16 августа 2019 года.
В 15-дневный срок, установленный частями 19, 23 статьи 73 Федерального закона № 289-ФЗ, ответчик платежи не осуществил.
11 октября 2019 года таможенный орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
В этот же день приказ № 2а-4678/2019 выдан мировым судьей судебного участка № 3 Заводского района города Саратова.
23 октября 2019 года судебный приказ отменен.
18 ноября 2019 года истец обратился в суд с иском.
Расчет таможенных платежей и пени ответчиком не оспорен.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из того, что при вывозе с территории Особой экономической зоны в Калининградской области транспортного средства, ранее помещённого под таможенную процедуру «свободной таможенной зоны», ФИО1 не завершил действие таможенной процедуры «свободной таможенной зоны» в отношении транспортного средства, переместив его на таможенную территорию РФ, в связи с чем, ФИО1 обязан уплатить все таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении указанного транспортного средства под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Довод жалобы о том, что ФИО1 не является декларантом товара, товар ввезен юридическим лицом, подлежит отклонению.
Как следует из материалов дела, ФИО1 стал собственником транспортного средства в период нахождения транспортного средства в свободной таможенной зоне.
Транспортное средство было вывезено ФИО1 из Калининградской области свободной экономической зоны как собственником транспортного средства уже зарегистрированного за ним в ГИБДД Саратовской области.
Довод жалобы о том, что уведомление не было направлено в адрес должника в течение трёх лет, то есть направлено по истечении трёх лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, таким образом истец пропустил срок для обращения в суд, опровергается материалами дела, а также материалами дела № 2а-4678/2019 судебного участка № 3 Заводского района города Саратова, обозренными в судебном заседании. Кроме того, согласно части 3 статьи 12.2 Закона № 16-ФЗ спорный товар является условно выпущенным, в связи с чем трёх-летний срок исчисляется со дня обнаружения факта неуплаты таможенного платежа ( подпункт 1 пункта 8 статьи 71 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда города Саратова от 20 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: