ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3238/2016 от 12.09.2016 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Фролова Е.В. Дело № 33а-3238/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 сентября 2016 года г. Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

судей Сафроновой Л.И. и Майоровой Л.В.,

при секретаре Паршиковой М.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии Болховского района Орловской области к ОАЛ об отмене регистрации кандидата в депутаты Болховского городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3,

по апелляционной жалобе ОАЛ на решение Болховского районного суда Орловской области от 02 сентября 2016 года, которым постановлено:

«Административное исковое требование Территориальной избирательной комиссии Болховского района Орловской области к ОАЛ об отмене регистрации кандидата в депутаты Болховского городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 удовлетворить.

Отменить регистрацию ОАЛ, выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Болховского городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3».

Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., выслушав объяснения представителя Территориальной избирательной комиссии Болховского района Орловской области ЯИЮ, полагавшего, что решение суда является законным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

Территориальная избирательная комиссия Болховского района Орловской области (далее по тексту – ТИК) обратилась в суд с административным иском к ОАЛ об отмене регистрации кандидата в депутаты Болховского городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3.

В обоснование требований указывала, что решением ТИК от <...>.08.2016 № <...>ОАЛ зарегистрирован кандидатом в депутаты Болховского городского Совета народных депутатов в порядке самовыдвижения.

Истец просил отменить регистрацию кандидата ОАЛ в депутаты Болховского городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3, поскольку при его регистрации избирательная комиссия не располагала сведениями о наличии у него гражданства Республики <...>.

<...>.08.2016 на представление комиссии о проверке сведений кандидата поступил ответ Управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области с информацией о наличии у гражданина Российской Федерации ОАЛОАЛ, <...> года рождения иного гражданства, а именно гражданства Республики <...>.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ОАЛ просит решение районного суда отменить, отказав административному истцу в удовлетворении заявленных требований

В обоснование доводов жалобы указывает, что на момент подачи документов в ТИК он не являлся гражданином Республики <...>.

Обращает внимание, что с 1988 года проживает на территории Российской Федерации, гражданства Республики <...> никогда не принимал, в Управление по вопросам миграции УМВД России по Орловской области с уведомлением о двойном гражданстве не обращался.

Ссылается на то, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о запросе в посольстве <...> данных о том, имел ли он гражданство данного государства; Управлением по вопросам миграции УМВД России по Орловской области не были представлены сведения о двойном гражданстве истца на момент подачи заявления, т.е. на <...>.07.2016.

Указывает на то, что механизм информирования Управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области об отсутствии (отказе) граждан Российской Федерации от второго гражданства законодательством не предусмотрен, в связи с чем, уведомление о втором гражданстве носит односторонний пожизненный характер.

Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67‑ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 67-ФЗ) гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Из положений пункта 3 и подпункта «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае отсутствия у него пассивного избирательного права.

Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в частности отсутствие у кандидата пассивного избирательного права.

Как указано в разъяснениях, содержащихся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»выясняя вопрос о том, обладает ли гражданин избирательным правом, за защитой которого он обращается в суд, необходимо учитывать следующее.

Право избирать (активное избирательное право) и право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), а также право участвовать в референдуме, по общему правилу, принадлежат гражданам Российской Федерации (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, статьи 2-4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).

Пунктом 3.1 статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 4 Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (подписанного в г. Москве 29.08.1997) (далее по тексту договор) предусмотрено, что постоянный житель пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания, за изъятиями, установленными настоящим Договором.

Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 2 статьи 4 Договора постоянный житель не пользуется следующими правами:

а) избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также в органы местного самоуправления Стороны проживания;

б) участвовать во всенародном голосовании (общегосударственном референдуме), проводимом Стороной проживания.

Из материалов дела усматривается, что решением Болховского городского Совета народных депутатов от 22.06.2016 № 335 назначены выборы депутатов Болховского городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 (л.д. 13).

<...>.08.2016 ТИК принято решение № <...> «О регистрации ОАЛ кандидатом в депутаты Болховского городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3».

Из заявления ОАЛ от <...>.07.2016 о даче согласия баллотироваться в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты, следует, что он является гражданином Российской Федерации.

Вместе с тем, из ответа Управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области от <...>.08.2016 усматривается, что ОАЛ, <...> года рождения, обращался в УФМС России по Орловской области с уведомлением о наличии у него иного гражданства, а именно гражданства Республики <...> (л.д. 9).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 04.06.2014 N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» были внесены изменения и статья 6 была дополнена частью 3 следующего содержания: если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также - документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О гражданстве Российской Федерации», если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также - документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Из письменного уведомления №<...>, имеющегося в материалах дела, усматривается, что ОАЛ<...>.09.2014 лично обращался в УФМС России по Орловской области с уведомлением о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве (л.д.52, 53).

Указанное обстоятельство подтвердила при рассмотрении дела свидетель ДВА- начальник отдела УФМС России по Орловской области (л.д. 69).

Из карточки (форма 16) видно, что ОАЛ,<...> года рождения, гражданин <...>, прибыл в Россию в 1997 году из <...> (л.д.58).

Установив изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт наличия у кандидата в депутаты Болховского городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 ОАЛ гражданства Республики <...>, установленный после его регистрации кандидатом, является вновь открывшимся обстоятельством, препятствовавшим его регистрации и влекущим отмену регистрации кандидата ввиду отсутствия у кандидата пассивного избирательного права.

Доводы апелляционной жалобы не влекут отмены состоявшегося по делу решения, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, в связи с чем, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Болховского районного суда Орловской области от 02 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАЛ – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи