ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-324 от 12.04.2018 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – Прокопенко-Елина О.П. дело № 33а-324

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 апреля 2018 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Красиковой О.Е.,

судей – Кокшаровой Е.А., Черткова С.Н.

при секретаре – Абашкиной А.Ф.,

с участием прокурора Дедина А.С.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Уланова Р на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 28 февраля 2018 года, которым

частично удовлетворены административные исковые требования ФКУ «ИК-1» УФСИН России по Республике Алтай.

В отношении Уланова Р, <дата> года рождения, установлен административный надзор сроком на 3 года; установлены административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в течение 3 лет в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания последнего, для прохождения регистрации, запрета выезда за пределы территории являющейся места жительства или пребывания без разрешения органа внутренних дел, а также запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в ночное время суток в период с 22 часов до 06 часов, запрета пребывания на территории школ и дошкольных учреждений.

Отказано в удовлетворении административных исковых требований ФКУ «ИК-1» УФСИН России по Республике Алтай об установлении в отношении Уланова Р административных ограничений в виде запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в них.

Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФКУ «ИК-1» УФСИН России по Республике Алтай обратилось в суд с административным иском об установлении в отношении Уланова Р.А. административного надзора сроком на 3 года; об установлении административных ограничений в виде явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывании, в виде запрета на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях с целью недопущения совершения преступлений, которые совершал ранее, в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время суток в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, в виде запрета на выезд за пределы территории, являющиеся местом жительства или пребывания, в виде запрета пребывания на территории школ и дошкольных учреждений. Требования мотивированы тем, что Уланов Р.А. 21 апреля 2016 года осужден приговором <данные изъяты> по <данные изъяты> Уголовного кодекса РФ к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Уланов Р.А. освобождается по отбытии срока наказания 20 апреля 2018 года из исправительной колонии № 1 строго режима.

Суд вынес вышеизложенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Уланов Р.А., указывая, что он не согласен с решением суда, так как суд не учел положительную характеристику от администрации ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай, что он официально трудоустроен, имеет поощрения, злостным нарушителем не является. Суд не учел, что он проживает с пожилыми родственниками: отцом, дедом и бабушкой. Ночной надзор с 22 часов до 06 часов будет нарушать их покой во время ночных проверок. Данными запретами ограничена его свобода, являются как дополнительное наказание.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Майминского района Республики Алтай Малютин А.Ю. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Уланова Р.А. – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Уланова Р.А., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Дедина А.С., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и главой 29 Кодекса административного судопроизводства.

В соответствии со ст. 2 вышеназванного Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Согласно пунктам 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 указанной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; за совершение преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 Уголовного кодекса РФ.

Частью 2 этой же статьи установлено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, совершении преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 указанного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Исходя из содержания п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ срок административного надзора в отношении вышеуказанных лиц исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, закреплены в статье 4 вышеназванного Федерального закона. Перечень административных ограничений является исчерпывающим.

Из материалов дела следует, что Уланов Р.А. был осужден приговором <данные изъяты> от 21 апреля 2016 года по <данные изъяты> Уголовного кодекса РФ к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Приговором в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, установлено наличие в действиях Уланова Р.А. рецидива преступлений. Преступление, совершенное Улановым Р.А., предусмотренное <данные изъяты> Уголовного кодекса РФ, относится к категории преступлений средней тяжести и направлено против <данные изъяты>.

Таким образом, Уланов Р.А., совершивший преступление против <данные изъяты>, подпадает под категорию лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор на основании ч. 2 ст. 3 указанного выше Федерального закона.

Давая оценку указанным обстоятельствам, а также учитывая требования названного закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для установления в отношении Уланова Р.А. административного надзора.

В соответствии с п. «в» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных за преступления средней тяжести, по истечении трех лет после отбытия наказания.

С учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь приведенными выше нормами права, принимая во внимание, что лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном рецидиве либо особо опасном рецидиве, совершение преступления против <данные изъяты> административный надзор устанавливается в обязательном порядке независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбывания наказания, суд первой инстанции обоснованно установил в отношении административного ответчика административный надзор на 3 года, подлежащий исчислению со дня постановки Уланова Р.А. на учет в органах внутренних дел по месту его жительства или пребывания после освобождения из исправительной колонии.

Доводы жалобы являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и не влекут отмены, принятого по существу решения.

Судом первой инстанции обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка, что нашло мотивированное отражение в судебном постановлении. Срок, в течение которого устанавливается административный надзор, не может быть произвольно сокращен судом, поскольку указанный срок является конкретным и определенным, установленным нормами закона. Порядок сокращения срока надзора и прекращения административного надзора предусмотрен отдельными нормами Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Административные ограничения, установленные Уланову Р.А. на весь срок административного надзора, соответствуют требованиям закона, целям охраны прав граждан и государства, не носят произвольного характера, направлены на предупреждение совершения Улановым Р.А. преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия, и не нарушают конституционных прав и свобод Уланова Р.А.

Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 28 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Уланова Р – без удовлетворения

Председательствующий судья О.Е. Красикова

Судьи Е.А. Кокшарова

С.Н. Чертков