ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3241/2021 от 01.12.2021 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 33а-3241/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курган 1 декабря 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:

председательствующего Арзина И.В.

судей Пшеничникова Д.В., Волосникова С.В.

при секретаре Русских Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Шадринского районного суда <адрес> от 31 августа 2021 г. по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г. Шадринска о признании незаконным решения об отказе во включении в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В., пояснения административного истца ФИО1, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение администрации города Шадринска от 9 июля 2021 г. об отказе во включении его в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска, возложить на администрацию города Шадринска обязанность включить его в состав указанной комиссии.

Судом постановлено решение об отказе ФИО1 в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что изложенные в решении выводы суда о законности отказа не соответствуют обстоятельствам административного дела, поскольку из содержания Положения о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав следует, что количественный состав Комиссии не определен, за последний год ее состав менялся неоднократно. Кроме того, Положение о Комиссии не содержит оснований для отказа во включении в ее состав, в том числе в заявительном порядке.

В возражениях на доводы жалобы администрация г. Шадринска просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 на доводах апелляционной жалобы и отмене решения суда первой инстанции настаивал.

Представитель администрации г. Шадринска в заседание судебной коллегии не явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещен своевременно и надлежаще путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Курганского областного суда в сети Интернет.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие неявившегося лица, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, явка которого не признана обязательной.

Заслушав пояснения административного истца, проверив письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами административного дела, 25 июня 2021 г. председатель Правления РОО «<...>» С.В. обратилась с заявлением на имя Врио Главы Администрации <адрес>А.К. о включении в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска ФИО1 (л.д. 9).

По результатам рассмотрения указанного заявления 9 июля 2021 г. принято решение об отказе во включении ФИО2 в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска, с указанием на то, что состав КДН и ЗП при Администрации города Шадринска уже сформирован, в него включены руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики города Шадринска, представители муниципальных органов, а также представители Общественной палаты муниципального образования - город Шадринск, Шадринской городской Думы и Общественной молодежной палаты при Шадринской городской Думе; состав КДН и ЗП при Администрации города Шадринска соответствует действующему законодательству, необходимость в расширении действующего состава комиссии отсутствует (л.д.8).

Полагая отказ администрации г. Шадринска незаконным и нарушающим его права, ФИО1 обратился с настоящим административным иском в районный суд.

Отказывая ФИО1 в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Курганской области от 28 октября 2002 г. № 241 (в редакции от 24 декабря 2020 г.) «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Курганской области», Закона Курганской области от 30 декабря 2005 г. № 107 (в редакции от 30 июня 2020 г.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области государственными полномочиями Курганской области по осуществлению отдельных видов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», пришел к выводу, что состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации г. Шадринска утвержден в соответствии с законом, уполномоченным должностным лицом - Главой города Шадринска, а отказ во включении в состав Комиссии ФИО1 не нарушает его прав.

Судебная коллегия по административным делам полагает возможным согласиться с решением суда первой инстанции.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее также Федеральный закон № 120-ФЗ) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий совершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

Статьей 4 Закона Курганской области от 28 октября 2002 г. № 241 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Курганской области» (далее Закон № 241) определен порядок создания и состав муниципальной комиссии.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона № 241 муниципальная комиссия создается органом местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа Курганской области (далее - органы местного самоуправления) в связи с наделением органов местного самоуправления полномочиями по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; муниципальные комиссии создаются в составе председателя, заместителя (заместителей) председателя, ответственного секретаря, инспекторов по работе с детьми и членов муниципальной комиссии.

Положение о муниципальной комиссии утверждается муниципальным нормативным правовым актом органа местного самоуправления на основании Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав». Численный и персональный состав муниципальной комиссии утверждаются муниципальным правовым актом органа местного самоуправления.

Членами муниципальных комиссий являются руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, а также могут являться представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты представительных органов соответствующих муниципальных образований Курганской области, другие заинтересованные лица (п. 2 ст. 4 Закона № 241).

Аналогичные нормы содержатся в п. 8 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995.

Статьей 1 Закона Курганской области от 30 декабря 2005 г. № 107 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области государственными полномочиями Курганской области по осуществлению отдельных видов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», предусмотрено, что органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по созданию в соответствии с Законом Курганской области от 28 октября 2002 г. № 241 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Курганской области» комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющих деятельность на территории соответствующих муниципальных образований (далее - муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав); по утверждению состава муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; по утверждению положений о муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав; по организации деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В соответствии со ст. 2 Закона Курганской области № 107 органы местного самоуправления организуют работу муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курганской области.

При осуществлении переданных в соответствии с настоящим Законом отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления вправе: формировать персональный состав муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Курганской области; утверждать положения о муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Курганской области.

Постановлением Администрации города Шадринска от 18 декабря 2019 г. утверждено Положение о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска.

Согласно п. 7 Положения в состав комиссии входят: председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии, члены комиссии. Членами комиссии могут быть руководители (заместители) органов и учреждений системы профилактики, представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты Шадринской городской Думы, а также другие заинтересованные лица.

Постановлением Администрации города Шадринска от 26 октября 2020 г. утвержден персональный состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска (л.д. 20-22).

В указанное постановление неоднократно вносились изменения, в том числе по составу комиссии, постановлением Администрации города Шадринска от 5 июля 2021 г. также внесены изменения в персональный состав комиссии путем исключения из состава комиссии трех членов комиссии И.Р., В.М., Ю.С., и включения в ее состав председателя Общественной молодежной палаты при Шадринской городской Думе А.В., члена Общественной палаты муниципального образования - <адрес>Н.И., депутата Шадринской городской Думы М.А. (л.д.25).

Таким образом, на момент обращения председателя Правления РОО «<...>» с заявлением о включении в состав комиссии дополнительно ФИО1 персональный состав Комиссии администрацией г. Шадринска был сформирован в соответствии с действующим правовым регулированием, которое, вопреки доводам апелляционной жалобы ФИО1, не содержит положений, которые возможно было бы признать нарушенными либо не соблюденными оспариваемым отказом.

Кроме того, как верно отражено в решении суда первой инстанции, отказ включить ФИО1 в сформированный состав Комиссии не может нарушать его прав и интересов, поскольку не создает последнему каких-либо препятствий в осуществлении правозащитной деятельности, общественного контроля, в том числе и за деятельностью мест принудительного содержания несовершеннолетних в составе общественной наблюдательной комиссии или в качестве ее члена, о чем заявитель пояснял суду апелляционной инстанции (ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 120-ФЗ).

Фактически, заявленные в административном иске требования ФИО1 обосновывает нарушением своего права, как гражданина, на непосредственное участие в деятельности органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Однако, Федеральным законом № 120-ФЗ в статье 4 определен исчерпывающий перечень субъектов воздействия, входящих в систему профилактики, к которым отнесены: соответствующие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы власти (всех уровней), осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы, а также создаваемые этими органами учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Закон не содержит положений, относящих граждан к участникам системы профилактики, а равно положений, закрепляющих за гражданами право на их непосредственное участие в деятельности перечисленных субъектов профилактики или проводимых ими мероприятиях.

Невозможность заявителя удовлетворить свое желание состоять в координационном органе системы профилактики – Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, само по себе не свидетельствует об ограничении либо нарушении каких-либо прав заявителя в рассматриваемых отношениях публичной сферы.

По изложенным выше мотивам судебной коллегией не принимаются доводы жалобы ФИО1 о том, что Положение о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска, по мнению заявителя, не отвечает требованиям федерального законодательства.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что судом первой инстанции обстоятельства дела установлены полно, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о законности отказа во включении ФИО1 в состав Комиссии и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.

Доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого судебного решения, а также доводов, которые бы носили правовой характер и подлежали оценке судом апелляционной инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Шадринского районного суда <адрес> от 31 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через Шадринский районный суд Курганской области.

В полном объеме апелляционное определение изготовлено 8 декабря 2021 г.

Председательствующий

Судьи: