Судья: Юдин А.Л. № 33А-3256
Докладчик: Быкова С.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«16» марта 2016 г. Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Быковой С.В.,
судей: Михеевой С.Н., Пронченко И.Е.,
при секретаре: Ламбиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. административное дело по апелляционной жалобе администрации Междуреченского городского округа на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 16 декабря 2015 года
по делу по административному исковому заявлению прокурора г. Междуреченска в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Междуреченского городского округа,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Междуреченск в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Междуреченского городского округа, выразившееся в невключении в Реестр муниципальных услуг, утвержденный постановлением администрации Междуреченского городского округа от 27.12.2013 № 3051-п муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельных участков и неразработке проекта административного регламента по предоставлению названной муниципальной услуги.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Междуреченска в соответствии с заданием прокуратуры Кемеровской области от 14.08.2015г. в сентябре 2015г. проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Междуреченского городского округа законодательства в сфере земельных правоотношений.
Проверкой установлено, по заявлениям директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1, директора ЗАО «<данные изъяты>» ФИО2, директора ООО «<данные изъяты>» ФИО3, генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО4 об изменении вида разрешенного использования земельного участка постановлениями главы Междуреческого городского округа от 21.01.2014№<данные изъяты>, от 29.01.2014 г. №<данные изъяты>, от 17.11.2014 г. №<данные изъяты>, от 28.11.2014 г. изменен вид использования указанных в заявлениях земельных участков.
Указанная муниципальная услуга по изменению вида разрешенного использования земельных участков предоставлялась юридическим лицам в отсутствии соответствующего административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги, что является нарушением требований п.1 ч.1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч.1 ст. 13 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
С января 2014г. и по настоящее время администрацией Междуреченского городского округа в нарушение норм федерального законодательства муниципальная услуга по изменению вида разрешенного использования земельных участков предоставляется в отсутствии нормативного правового акта, устанавливающего порядок и стандарт ее предоставления, названная муниципальная услуга не включена в Реестр муниципальных услуг, утвержденный постановлением администрации Междуреченского городского округа от 27.12.2013г. № 3051-п.
Прокуратурой города Междуреченска главе Междуреченского городского округа 29.09.2015 г. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере земельных правоотношений, в удовлетворении которого незаконно отказано.
Просят признать бездействие администрации Междуреченского городского округа, выразившееся в не включении в Реестр муниципальных услуг, утвержденный постановлением администрации Междуреченского городского округа от 27.12.2013г. №3051-п муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельных участков и не разработке проекта административного регламента по предоставлению названной муниципальной услуги, незаконным.
Обязать администрацию Междуреченского городского округа в течение одного месяца с момента вступления в силу решения Междуреченского городского суда по названному заявлению прокурора включить в Реестр муниципальных услуг, утвержденный постановлением администрации Междуреченского городского округа от 27.12.2013г. № 3051-п муниципальную услугу по изменению вида разрешенного использования земельных участков.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 16 декабря 2015 года постановлено:
Признать бездействие администрации Междуреченского городского округа, выразившееся в не включении в Реестр муниципальных услуг, утвержденный постановлением Междуреченского городского округа от 27.12.2013г. №3051-п муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельных участков и не разработке проекта административного регламента по предоставлению названной услуги, незаконным.
Обязать администрацию Междуреченского городского округа в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда включить в реестр муниципальных услуг, утвержденный постановлением администрации Междуреченского городского округа от 27.12.2013г. № 3051-п муниципальную услугу по изменению вида разрешенного использования земельных участков.
В апелляционной жалобе администрация Междуреченского городского округа просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, т.к. судом не учтены положения пунктов 1, 9, 31, 34 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014г. № 843. Изменение вида разрешенного использования земельных участков – это государственная услуга, а не муниципальная услуга.
Типовым перечнем муниципальных услуг органов местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, предоставление которых осуществляется в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляющих свою деятельность на территории Кемеровской области, спорная услуга также не предусмотрена.
На уровне субъекта РФ отсутствует регламент предоставления Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области государственной услуги по изменению вида разрешенного использования земельных участков.
В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.
Суд неправомерно обязал администрацию Междуреченского городского округа в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда включить в реестр муниципальных услуг, так как согласно ч.ч. 4-10 ст. 13 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления. Срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, указывается при размещении проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соответствующем официальном сайте. Данный срок не может быть менее одного месяца со дня размещения проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соответствующем официальном сайте.
На апелляционную жалобу прокуратурой г. Междуреченска принесены возражения (л.д. 95-98).
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Самойлова А.А., просившего оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что прокуратурой г. Междуреченска в соответствии с заданием прокуратуры Кемеровской области от 14.08.2015г. в сентябре 2015г. проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Междуреченского городского округа законодательства в сфере земельных правоотношений.
Проверкой установлено, что по заявлениям директора ООО «<данные изъяты>» ФИО5, директора ЗАО «<данные изъяты>» ФИО6., директора ООО «<данные изъяты>» ФИО7, генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО8 об изменении вида разрешенного использования земельного участка постановлениями главы Междуреческого городского округа от 21.01.2014№<данные изъяты>, от 29.01.2014 г. №<данные изъяты>, от 17.11.2014 г. №<данные изъяты>, от 28.11.2014 г. изменен вид использования указанных в заявлениях земельных участков.
Прокуратурой г. Междуреченск главе Междуреченского городского округа 29.09.2015г. внесено представление об устранении нарушений законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в удовлетворении которого отказано.
Разрешая спор по существу, суд сделал правильный вывод о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка является муниципальной услугой, которая должна быть включена в Реестр муниципальных услуг, утвержденный постановлением администрации Междуреченского городского округа от 27.12.2013г. №3051-п, однако это требование закона не выполнено.
Согласно п.2 ст.2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Согласно п.п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона под органами, оказывающими государственные услуги, понимаются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами. В соответствии с подпунктами 2 и 8 статьи 2 указанного Федерального закона под органами, оказывающими муниципальные услуги, понимаются органы местного самоуправления, а под подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организациями - государственные или муниципальные учреждения либо унитарные предприятия, созданные государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка относится к вопросам местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 2 и п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами - нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно ст.11 ч.1 указанного закона государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Муниципальная услуга по изменению вида разрешенного использования земельного участка не включена в Реестр муниципальных услуг, утвержденный постановлением администрации Междуреченского городского округа от 27.12.2013 №3051-п, хотя с января 2014г. и по настоящее время администрацией Междуреченского городского округа предоставляется.
Суд обоснованно не принял довод административного ответчика о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка относится к государственной услуге, т.к. согласно ст.2 п.1 2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги и изменение вида разрешенного использования земельного участка не относится к государственной услуге.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования прокурора г.Междуреченск.
Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку не основаны на законе и опровергаются установленными судом обстоятельствами, срок для включения указанной муниципальной услуги судом определен правильно, а обстоятельства, на которые ссылается административный ответчик, не влияют на правильность решения суда в этой части.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 16 декабря 2015 г.оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Междуреченского городского округа – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: