ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3257 от 06.09.2017 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Атрашкевич В.В.

дело № 33а-3257

поступило 24 июля 2017 года

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

06 сентября 2017 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РБ в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В.

судей Тубденовой Ж.В., Назимовой П.С.

при секретаре Черепановой О.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 8 по РБ к Татарникову П.В. о взыскании задолженности по налогам

по апелляционной жалобе Татарникова П.В.

на решение Северобайкальского городского суда РБ от 06 июня 2017 года, которым административный иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

1. Межрайонная ИФНС России № 4 по РБ предъявила к Татарникову П.В. иск о взыскании задолженности по налогам.

Требования мотивированы тем, что 25 апреля 2016 года Татарников представил по телекоммуникационным каналам связи в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2013 год с суммой к уплате в бюджет 174056 рублей и налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2014 год с суммой к уплате в бюджет в размере 82599 рублей.

Эти налоговые декларации представлены Татарниковым в связи с тем, что он дважды получил имущественный налоговый вычет по приобретению недвижимого имущества – первый в 2007-2008 годах и второй в 2013-2014 годах. Повторно налоговый имущественный вычет представлен путем перечисления на расчетный счет Татарникова 174056 рублей – налога на доходы физических лиц, удержанного работодателем в 2013 году с заработной платы, и путем неудержания налога на доходы физических лиц с заработной платы налоговым агентом в 2014 году в сумме 85 944 рубля.

Повторное предоставление налогового вычета является необоснованным, поэтому Татарников обязан возвратить суммы, указанные в представленных налоговых декларациях. Свою обязанность Татарников не исполняет, поэтому налоговая инспекция просила суд взыскать с него задолженность по налогу за 2013 год в сумме 174056 рублей, за 2014 год в сумме 82599 рублей и пеню в размере 2729 рублей.

В период рассмотрения дела в суде межрайонная ИФНС России № 4 по РБ реорганизована путем присоединения к межрайонной ИФНС России № 8 по РБ, в связи с чем суд произвел замену административного истца на межрайонную ИФНС России № 8 по РБ.

Татарников требования не признал.

Районный суд удовлетворил иск.

В апелляционной жалобе Татарников ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

2. Рассмотрев дело, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Согласно пункту 1 статьи 25 Налогового кодекса РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 3 данной статьи уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В соответствии с пунктом 4 данной статьи (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Из пункта 5 данной статьи (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) следует, что если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета). При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно пункту 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей.

В пункте 5 Методических рекомендаций по формированию информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах при информационном взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных ФНС РФ 21.01.2011, указано следующее.

Информационное сообщение о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах, представляется уполномоченным представителем налогоплательщика в налоговые органы только в электронном виде по ТКС одновременно с электронным документом, с обязательным представлением копии доверенности на бумажном носителе в налоговый орган до начала осуществления деятельности через уполномоченного представителя. В информационном сообщении о доверенности указываются реквизиты доверенности и полномочия лица, владельца сертификата ключа подписи (ЭЦП), которое подписывает и представляет электронный документ. При этом реквизиты подписанта в налоговой декларации (фамилия, имя, отчество) должны совпадать с реквизитами (фамилия, имя, отчество) владельца сертификата ключа подписи (ЭЦП).

Согласно пункту 1.11 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных Приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@, при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающим право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до направления налоговой декларации (расчета). Копия указанного документа сохраняется в налоговом органе в течение 3-х лет после истечения срока действия.

Приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее – Административный регламент)

Согласно подпункту 2 пункта 28 Административного регламента основанием для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) является отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы.

Из указанных норм следует, что в случае если налоговая декларация и уточненная налоговая декларация подаются не самим физическим лицом, а его представителем, к декларации должна быть приложена копия документа, подтверждающего полномочия представителя, и если такая копия не представлена, в приеме налоговой декларации должно быть отказано.

По смыслу административного иска Татарников сам пришел к выводу о том, что повторный имущественный налоговый вычет предоставлен ему необоснованно, и через своего представителя направил в адрес налогового органа уточненную налоговую декларацию за 2013 год, а также налоговую декларацию за 2014 год.

Из налоговых деклараций, приложенных к административному иску, следует, что они поданы представителем налогоплательщика Хамуевым Н.Н. на основании доверенности № 7647 от 25 апреля 2016 года.

Татарников в апелляционной жалобе указывает на то, что с Хамуевым не знаком и не выдавал ему доверенность или поручение на подачу деклараций, действия Хамуева не одобрял.

В связи с этим судебная коллегия предложила административному истцу представить копию доверенности, выданной Татарниковым на имя Хамуева, приложенную к налоговым декларациям, однако такой документ суду не представлен.

В сообщении представителя административного ответчика от 06 сентября 2017 года указано, что вместе с декларациями представлено информационное сообщение о наличии доверенности с указанием номера и даты, поэтому у налогового органа не возникло сомнений в правомочности предоставления налоговых деклараций через представителя налогоплательщика.

Однакоинформационного сообщения о представительстве при отсутствии копии доверенности на бумажном носителе недостаточно для подтверждения полномочий представителя налогоплательщика, о чем указано в Письме ФНС России от 09.11.2015 № ЕД-4-15/19558@, содержащем ответ на вопрос о подтверждении полномочий представителя налогоплательщика по представлению декларации в электронной форме в налоговый орган.

При отсутствии копии доверенности на бумажном носителе у налогового органа не имелось оснований к принятию налоговых деклараций от имени Татарникова, поэтому эти налоговые декларации сами по себе не могут порождать правовые последствия.

Кроме того, суд первой инстанции не учел, что имеются решения о предоставлении Татарникову имущественного налогового вычета: уведомление о подтверждении права Татарникова на имущественный налоговый вычет № 1431 от 03 июля 2014 года и уведомление о представлении налоговых вычетов и возврате (отказе) налога на доходы физических лиц № 7629 от 03 июля 2014 года. Сведений о том, что решения о предоставлении вычета отменены, не имеется.

При таких обстоятельствах административный иск, мотивированный наличием недоимки по налогам, не подлежит удовлетворению.

В случае если налоговый орган считает, что имеет место необоснованное предоставление имущественного налогового вычета, он вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства с иском о взыскании неосновательного обогащения.

По изложенным мотивам судебная коллегия отменяет решение районного суда и выносит новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Северобайкальского городского суда РБ от 06 июня 2017 года по административному иску Межрайонной ИФНС России № 8 по РБ к Татарникову П.В. о взыскании задолженности по налогам отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать.

Председательствующий судья

Судьи