ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3273/2023 от 11.01.2024 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Шашкова Е.Н. Дело № 33а-96/2024 (33а-3273/2023)

(УИД 37RS0013-01-2023-000821-14)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 января 2024 г. город Иваново

Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Пластовой Т.В.,

судей Алексеевой К.В., Матвеева Н.А.,

при секретаре Разводовой З.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пластовой Т.В. дело по апелляционной жалобе Назаровой Дарьи Сергеевны на решение Палехского районного суда Ивановской области от 25 октября 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению Назаровой Дарьи Сергеевны к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Южского муниципального района Ивановской области о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения в многоквартирном доме, возложении обязанности,

У с т а н о в и л а :

Административный истец Назарова Д.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области (далее – Комитет по управлению муниципальным имуществом, КУМИ администрации Южского муниципального района Ивановской области), в котором просила признать незаконным отказ в выдаче согласования на переустройство жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, а также обязать административного ответчика выдать Назаровой Д.С. решение о согласовании переустройства (перепланировки) жилого помещения в соответствии с проектом, разработанным <данные изъяты>

Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец Назарова Д.С. является собственником жилого помещения – <адрес>, расположенной в многоквартирном жилом <адрес>.

Административный истец обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Южского муниципального района Ивановской области, в котором просила согласовать переустройство (перепланировку) помещения в многоквартирном доме, заключающееся в установке индивидуального газового отопления в <адрес>.

Решением КУМИ администрации Южского муниципального района Ивановской области от 28 августа 2023 г. № 15 истцу отказано в согласовании переустройства жилого помещения в многоквартирном доме со ссылкой на ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее ФЗ «О теплоснабжении»), согласно которого запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных теплоснабжения; и то, что схема теплоснабжения Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области не предусматривает возможности перехода отдельных жилых помещений в многоквартирных домах на использование индивидуальных источников тепловой энергии.

Административный истец, указывая, что положения статьи 14 ФЗ «О теплоснабжении» предусматривают, а не запрещают переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, полагает отказ административного ответчика незаконным, нарушающим права и законные интересы истца, поскольку представленный ею проект переустройства помещения в многоквартирном доме соответствует требованиям законодательства. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца в суд.

Решением Палехского районного суда Ивановской области от 25 октября 2023 г. в удовлетворении заявленных Назаровой Д.С. требований отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, административный истец Назарова Д.С. подала апелляционную жалобу, в которой поставила вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец Назарова Д.С., представитель административного ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области, заинтересованного лица ООО «Тепло людям. Южа», о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Административный истец Назарова Д.С. ходатайствовала о рассмотрении дела без своего участия.

В соответствии с частью 2 статьи 150 и частью 1 статьи 307 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы административного дела в полном объеме, обсудив доводы жалобы, исследовав вновь представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации и положений главы 22 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Назарова Д.С. является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Решением Совета Южского муниципального района Ивановской области от 18 марта 2016 г. № 31 утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области.

Постановлением Администрации Южского муниципального района от 24 ноября 2022 г. N 1175-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача решения о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройства помещения в многоквартирном доме" утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача решения о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройства помещения в многоквартирном доме», согласно раздела 2 которого Комитет по управлению муниципальным имуществом является органом, предоставляющим данную муниципальную услугу.

27 июля 2023 г. Назарова Д.С., чьи интересы по доверенности представляла ФИО11, обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом с заявлением о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, которое заключалось в переустройстве сети газопотребления в квартире (установка отопительно-водогрейного котла (теплогенератора) с закрытой камерой сгорания, с приложением необходимых документов.

Решением председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района от 28 августа 2023 г. № 15 заявителю отказано в согласовании переустройства помещения в многоквартирном доме на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ ввиду несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства, со ссылкой на ч. 15 ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении» и на постановление администрации Южского муниципального района от 01 июня 2022 г. № 582-п «Об утверждении доработанного проекта схемы теплоснабжения Южского городского поселения Южского муниципального района. Актуализация на 2023 год», которым не предусмотрен перевод потребителей указанного городского поселения в жилых многоквартирных домах, подключенных к централизованному теплоснабжению, на индивидуальное теплоснабжение.

Отказывая в удовлетворении административного иска Назаровой Д.С., суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), Федерального закона «О теплоснабжении», Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170, Постановления Правительства РФ от 30.11.2021 N 2115 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее Правила № 2115), пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ органа местного самоуправления является законным и обоснованным. При этом суд исходил из того, что в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения муниципального образования, предусматривающей такую возможность, однако доказательств такой возможности в материалы дела не представлено, следовательно, у административного ответчика не имелось оснований для принятия решения о согласовании переустройства жилого помещения.

В апелляционной жалобе административный истец оспаривает указанные выводы суда первой инстанции, указывая на то, что обжалуемое решение противоречит нормам ФЗ «О теплоснабжении», судом первой инстанции неверно истолкован п. 64 Правил №2115, дело рассмотрено судом без привлечения <данные изъяты>», составившего проект переустройства (перепланировки) жилого помещения, выводы суда о соответствии проекта перепланировки противоречат выводам решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Указанные доводы жалобы основанием для отмены решения суда не являются, поскольку основаны на неверном и субъективном толковании стороной административного истца положений закона, регулирующего спорные правоотношения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации).

Применительно к жилищным правоотношениям, связанным с осуществлением прав в отношении жилых помещений, данное конституционное предписание конкретизировано ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, согласно которой жилое помещение должно использоваться для проживания граждан с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Для получения разрешения заинтересованное лицо представляет заявление с приложением документов, указанных в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.

По результатам рассмотрения заявления орган местного самоуправления принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки (переустройства) жилого помещения. Перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установлен ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, к их числу, в частности относится несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства (п. 3 указанной нормы права).

Как следует из материалов дела и установлено судом Назарова Д.С., являющаяся собственником жилого помещения – <адрес>, расположенной в многоквартирном жилом <адрес>, посредством своего представителя ФИО11, в соответствии с Постановлением Администрации Южского муниципального района от 24 ноября 2022 г. N 1175-п "Об утверждении административного регламента …» обратилась в КУМИ администрации Южского муниципального района по вопросу согласования переустройства системы отопления принадлежащего ей жилого помещения в многоквартирном доме с центрального отопления на автономное (индивидуальное, газовое) отопление.

Основанием для отказа в переустройстве послужило несоответствие проекта переустройства в многоквартирном доме требованиям законодательства (п.3 ч.1 ст. 27 ЖК РФ).

Согласно п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 (далее Правила № 170), переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Пунктами 1.7.2, 1.7.3 указанных Правил № 170 предусмотрены обстоятельства, при которых перепланировка недопустима: нарушение прочности или разрушение несущих конструкций здания, нарушение в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшение сохранности и внешнего вида фасадов, нарушение противопожарных устройств, ухудшение условий эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.

В соответствии с пп. «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Согласно ч. 15 ст. 14 Федерального закона о теплоснабжении запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Исходя из смысла названной нормы, запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Также следует учитывать, что внутридомовая система теплоснабжения представляет собой совокупность трубопроводов, устройств, аппаратуры и оборудования, технологически соединенных между собой и с тепловой сетью, и обеспечивающих прием коммунального ресурса, его учет, регулировку, трансформацию при необходимости, передачу в места непосредственного потребления в системе отопления, горячего водоснабжения, а также возврат использованного коммунального ресурса (пункт 3.8 "ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2015 года N 823-ст).

Обустройство индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в многоквартирном доме предполагает отключение стояков, обогревающих элементов и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно, такие действия приведут к изменению внутридомовой системы теплоснабжения в целом, что требует изменение проектной документации многоквартирного дома в части внутридомовой системы теплоснабжения.

Из взаимосвязанных положений ст. ст. 2, 29, 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная, в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.

Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации – ч. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении» направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (определения от 17.11.2011 N 1514-О-О, от 25.01.2012 № 199-0-0, от 21.03.2013 N 457-О, от 17.07.2014 N 1681-О и др.).

Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 07.05.2015 № АКПИ15-198, следует, что данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

К индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определённых схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, а также на иных видах топлива, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 Мпа; если с использованием таких источников осуществляется отопление менее 50% общей площади помещений в многоквартирном доме (п. 64 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2115).

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, пунктами 2.2 и 1.1.1 схемы теплоснабжения Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области от 2022 года в актуализированной редакции 2023 года установлено, что использование индивидуальных источников тепловой энергии предусматривается при развитии зон строительства на окраине населенного пункта. На период действия схемы теплоснабжения отапливаемая площадь строительных фондов сохраняется без изменений. Подключение или отключение потребителей от системы отопления не планируется. Перевод потребителей данного населенного пункта в жилых многоквартирных домах, подключенных к централизованному теплоснабжению, на индивидуальное теплоснабжение не предусматривается.

Многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение административного истца (<адрес>), подключен к центральной системе теплоснабжения.

Вместе с тем, схема теплоснабжения Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области, не предусматривает возможности перехода на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии помещений многоквартирного жилого дома, подключенного к центральной системе теплоснабжения, в котором находится квартира, принадлежащая административному истцу.

Таким образом, при отсутствии в схеме теплоснабжения возможности перехода на индивидуальные источники теплоснабжения упомянутой квартиры, указанные административным истцом обстоятельства, в частности, наличие проекта индивидуального отопления квартиры и переустройства сети газопотребления жилого помещения, выполненного в соответствии с установленными требованиями, в том числе с требованиями п. 64 Правил № 2115, а так же наличие согласия собственников жилых помещений многоквартирного дома на установку Назаровой Д.С. индивидуального источника тепла, правильно не приняты во внимание судом первой инстанции в качестве основания для удовлетворения заявленных требований.

Доводы жалобы о том, что п.64 Правил № 2115 запрещает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, только в том случае, если планируемые к установке индивидуальные источники тепла не отвечают требованиям, предъявляемым к ним указанным пунктом Правил, также как и доводы о том, что в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. №46-П содержится аналогичный вывод, не могут быть приняты судебной коллегией.

Так, в указанном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел вопрос о проверке конституционности абз.2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. По результатам рассмотрения вышеуказанного вопроса Конституционным Судом Российской Федерации абз. 2 п. 40 указанных Правил признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее ст. 17 (ч. 3), 19 (ч. 1), 35 (ч. 1 - 3), 40 (ч. 1) и 55 (ч. 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Соответственно предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации являлся вопрос о внесении платы потребителями тепловой энергии, которые перешли на отопление помещения индивидуальными квартирными источниками тепла с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, действующего на момент проведения такого рода работ, а не вопрос проверки на соответствие Конституции Российской Федерации положений ч. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении». Данное постановление, также как и положения п. 64 Правил № 2115 не содержат указания на то, что переход на индивидуальное отопление может быть запрещен только в случае намерения использовать индивидуальные отопительные приборы, не отвечающие требованиям, установленным к ним ранее п. 51 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018N 787, действовавших до Правил № 2115, а в настоящее время п. 64 Правил № 2115.

Более того, в данном Постановлении имеется указание на то, что вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутреннего отопления. Так, в Постановлении указано, что, в частности, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется в первую очередь главой 4 ЖК РФ о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (ст. 26), а также Федеральным законом «О теплоснабжении», который – в целях реализации таких общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и развитие систем централизованного теплоснабжения (ч. 1 ст. 1, п.п. 1 и 4 ч. 1 ст. 3), - закрепляет основные требования к подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (ч. 15 ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении»).

Из системного толкования вышеприведенных норм материального права, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, можно сделать вывод, что если схемой теплоснабжения перевод потребителей в жилых многоквартирных домах, подключенных к централизованному теплоснабжению, на индивидуальное теплоснабжение не предусматривается, то вне зависимости от отсутствия нарушений положений п.64 Правил № 2115, данный переход будет противоречить действующему законодательству.

В связи с чем, наличие проекта переустройства сети газопотребления в <адрес>, выполненного по заданию собственника Назаровой Д.С. <данные изъяты>», основанием для согласования переустройства ((перепланировки) в спорном жилом помещении, являться не может. Проект переустройства жилого помещения, хоть и составленный в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данного рода проектам, будет не соответствовать требованиям действующего законодательства в части возможности перехода с централизованного теплоснабжения к индивидуальному. Переход индивидуального жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, при наличии выполненного проекта переустройства, при отсутствии в схеме теплоснабжения возможности перехода на индивидуальные источники теплоснабжения, невозможен. Установка индивидуальных источников отопления в уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства (перепланировки) отдельных жилых помещений. Право потребителей на отказ от получения услуг центрального отопления в многоквартирном доме, подключенном к центральной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от центральной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, с внесением соответствующих изменений в схему теплоснабжения муниципального образования.

Утверждение административного истца о том, что обжалованное решение суда незаконно, так как к участию в деле судом не привлечено <данные изъяты>» в качестве заинтересованного лица, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ является безусловным основанием к отмене решения суда, ошибочно. Для возникновения такого основания необходимо, чтобы решение было принято непосредственно о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а такие обстоятельства по настоящему делу отсутствуют. Права и обязанности <данные изъяты>» оспариваемым решением не затрагиваются.

Исходя из изложенного, с учетом вышеприведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления обоснованными, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, согласно которым оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и представленным доказательствам, несостоятельными.

Из положений ст. 227 КАС РФ следует, что для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска судом первой инстанции обоснованно отказано. Выводы, изложенные в решении суда, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.

По сути, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в нем доказательств, повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в обоснование заявленных требований, и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.

Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями ч. 1 ст. 310 КАС РФ основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О п р е д е л и л а :

Решение Палехского районного суда Ивановской области от 25 октября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Назаровой Дарьи Сергеевны – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции (г. Москва) в течение 6 месяцев со дня принятия.

Председательствующий Пластова Т.В.

Судьи Алексеева К.В.

Матвеев Н.А.