ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-327/17 от 18.07.2017 Тихоокеанского флотского военного суда (Приморский край)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июля 2017 года г. Владивосток

Тихоокеанский флотский военный суд в составе: председательствующего - заместителя председателя суда Савченко Д.П., судей: Лисовского С.С. и Шевченко В.Ю., при секретаре судебного заседания Степушкиной О.А., в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение 35 гарнизонного военного суда от 27 апреля 2017 г. по административному исковому заявлению командира войсковой части о признании незаконным акта Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Военно-Морскому Флоту) от 15 декабря 2016 года в части, касающейся указания неправомерной выплаты должностных окладов лицам гражданского персонала и не отраженного в книге учёта недостач и непогашенного ущерба.

Заслушав доклад заместителя председателя суда Савченко Д.П., объяснения представителя командира войсковой части и Управления финансового обеспечения МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО2 и представителя командира войсковой части ФИО3, возражавших против доводов апелляционной жалобы и просивших решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, флотский военный суд

УСТАНОВИЛ:

По результатам контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части , проведенных Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Военно-Морскому Флоту) (далее – МУ ВФКА МО РФ по ВМФ) был составлен акт от 15 декабря 2016 года, в п. 4.2 (п. 1.2 раздела «выводы») и п. 7 (п. 2.1 раздела «выводы») которого указано о неправомерной выплате должностных окладов лицам гражданского персонала в размере 404544 рублей 47 копеек, а также и то, что в книге учёта недостач не отражен непогашенный ущерб в размере 4435056 рублей.

В этой связи командир войсковой части обратился в гарнизонный суд с административным исковым заявлением, в котором просил суд признать указанные пункты незаконными и обязать МУ ВФКА МО РФ по ВМФ данные пункты из акта исключить.

Решением гарнизонного суда административное исковое заявление командира войсковой части удовлетворено частично.

Суд признал незаконным решение начальника МУ ВФКА МО РФ по ВМФ, изложенное в данном акте, в части, касающейся оспариваемых указаний, возложив на него обязанность исключить из названных пунктов этого акта указание о неотраженном в книге учета недостач и непогашенном ущербе в размере 4 435056 руб., а также о переплате должностного оклада лицу гражданского персонала в размере 28486 руб. 19 коп. (ФИО1.).

В удовлетворении требования об исключении п. 4.2 ( п. 1.2 раздела «выводы») из акта от 15 декабря 2016 года в части, касающейся переплаты должностных окладов лицам гражданского персонала в размере 376058 руб. 22 коп., судом отказано за необоснованностью.

В апелляционной жалобе начальник МУ ВФКА МО РФ по ВМФ выражает несогласие с решением суда в части удовлетворенных требований о признании незаконным указания в акте о неотраженном в книге учета недостач и непогашенном ущербе в размере 4 435056 руб., просит в указанной части судебное решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Автор жалобы полагает, что судом не учтены обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку согласно распоряжению Правительства РФ от 29 июня 2011 года Министерству обороны России надлежало обеспечить в установленном порядке передачу ОАО «<данные изъяты>» на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов объектов теплоснабжения, соответствующих сетей и иного имущества МО РФ, необходимого для осуществления функции единственного поставщика тепловой энергии. При этом, ссылаясь на ст. 689 ГК РФ и отмечая, что использование имущества переданного в безвозмездное пользование в качестве давальческого сырья противоречит содержанию договора безвозмездного пользования, административный ответчик полагает, что ссылка на указанное постановление Правительства как основание для передачи ОАО «<данные изъяты>» твердого топлива в качестве давальческого сырья не состоятельна. Указывает, что ссылка на условия Государственного контракта от 14 июля 2011 года на поставку тепловой энергии для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных МО РФ организаций, как на основание для передачи ОАО «<данные изъяты>» твердого топлива в качестве давальческого сырья, необоснованна, поскольку указанным контрактом передача твердого топлива в качестве давальческого сырья не предусмотрена, как неправомерна и ссылка на условия и положения документов, принятых в исполнение Государственного контракта от 20 июля 2010 года , поскольку срок его действия истек 30 июня 2011 года. Кроме того, автор жалобы обращает внимание на то, что в 2011 – 2013 годы исполнение государственных контрактов регламентировалось директивой Министра обороны РФ от 3 ноября 2011 года «Об организации обеспечения потребителей МО РФ, финансируемых за счёт средств федерального бюджета, электрической, тепловой энергией, услугами водоснабжения, водоотведения, услугами по обслуживанию, содержанию и эксплуатации фондов» (далее – Директива) и, ссылаясь на п. 30 Положения о порядке исполнения государственных контрактов по обслуживанию фондов и обеспечению потребителей МО РФ топливно-энергетическими ресурсами (далее – Положение), принятого во исполнение указанной директивы, утверждает, что ОАО «<данные изъяты>» несет ответственность за обеспечение бесперебойного теплоснабжения (включая горячую воду) объектов потребления (кроме того, за эксплуатацию котельных, тепловых сетей, включая резервные источники электроснабжения котельных (стационарные и мобильные), поставку топлива на котельные.

Также автор жалобы, ссылаясь на указанные в решении суда Устав ОАО «<данные изъяты>», постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 года «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» и приказ исполняющего обязанности директора ОАО «<данные изъяты>» от 12 августа 2011 года «Об организации приемки твердого и жидкого котельного топлива от представителей Министерства обороны РФ», полагает, что судом не учтено, что Министром обороны РФ в целях обеспечения сохранности запасов топлива до принятия решения об условиях его реализации и в связи с проводимой реорганизацией квартирно-эксплуатационных частей 29 июля 2011 года принято решение о передаче на ответственное хранение имеющихся запасов твердого и жидкого топлива от КЭЧ и воинских частей территориальным подразделениям ОАО «<данные изъяты>», а директорам филиалов надлежало обеспечить приемку имеющихся на теплогенерирующих объектах Министерства обороны РФ запасов котельного топлива и организовать его ответственное хранение.

Кроме того, административный ответчик обращает внимание на то, что составление и подписание воинскими частями и ОАО «<данные изъяты>» актов на списание израсходованных давальческих материальных ценностей (твердого топлива) незаконно, поскольку не соответствует условиям действовавшего государственного контракта от 14 июля 2011 года , Директиве и Положению. При этом указанные акты к бюджетному учёту не приняты и в проверяемом периоде материальные запасы, твердое топливо – уголь, в объеме 985,568 тонн числятся в бюджетном учёте за войсковой частью .

Автор жалобы также отмечает, что судом не принято во внимание, что недостача твердого топлива в указанном объеме на общую сумму 4435056 рублей выявлена в июле 2016 года инвентаризацией проведенной комиссией войсковой части на основании указаний заместителя командующего ТОФ по МТО во исполнение указаний заместителя Министра обороны РФ и её результаты подтверждаются инвентаризационными описями от 1 июля 2016 года. Далее, приводя положения ст. 2 Федерального закона от 12 июля 1999 года «О материальной ответственности военнослужащих», п. 82 Порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных Силах РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 16 октября 2010 года, п. 220 Инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 1 декабря 2010 года «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственной академией наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению», а также приказа Министра обороны РФ от 28 марта 2008 года «О формах документов, используемых в финансово – хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ», автор жалобы считает, что войсковой частью допущено нарушение указанных положений нормативных актов, так как недостача материальных ценностей, выявленная в результате инвентаризации проведенной комиссией войсковой частью , в бюджетном учёте по счёту 0 20900 000 «расчёты по ущербу имуществу» не учитывалась и в книге учёта недостач (форма ) не отражена.

Наряду с этим административный ответчик обращает внимание на то, что в соответствии с Классификатором основных нарушений и недостатков, выявляемых в процессе осуществления в Вооруженных Силах РФ внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 3 октября 2015 года , отраженные в п. 7 акта нарушения классифицируются по коду нарушений «искажение сведений о расчётах по ущербу (в том числе и наличие неучтенных либо необоснованно списанных сумм ущерба)» Раздела 3 «Нарушения порядка ведения учёта, в том числе бухгалтерского (бюджетного) учёта, составления и предоставления отчетности» и относятся к нарушениям, которыми причинен реальный ущерб, а в соответствии с п. 32 Методических рекомендаций по проведению контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ при выявлении неучтенных утрат материальных ценностей ревизор обеспечивает документальное их оформление, принимает меры к возмещению причиненного государству материального ущерба и суммы неучтенных утрат включает в справку о выявленных контрольными мероприятиями нарушениях с денежными и материальными средствами.

В связи с этим, по мнению автора жалобы, нарушение порядка ведения бюджетного учёта, выразившееся наличии неучтенных сумм ущерба от недостачи твердого топлива (каменного угля) в сумме 4 35056 рублей, выявленного инвентаризационной комиссией войсковой части , обоснованно отражено в п. 7 (пункта 2.1 раздела «выводы») акта от 15 декабря 2016 года .

В возражениях на апелляционную жалобу представитель командира войсковой части и Управления финансового обеспечения МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО2 и представитель командира войсковой части ФИО3, считая изложенные в ней доводы необоснованными, просят решение гарнизонного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и в возражениях на неё, флотский военный суд не находит оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции.

Гарнизонный военный суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Его выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

Вопреки доводам автора апелляционной жалобы, судом не допущено нарушения либо неправильного применения норм материального права и правильно применено действующее законодательство.

При этом надлежащий анализ исследованных в судебном заседании доказательств, представленных сторонами, правильное установление фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и применение норм материального и процессуального права, вопреки доводам апелляционной жалобы, позволили суду принять законное и обоснованное решение.

Так, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года ОАО «<данные изъяты>» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд МО РФ.

В соответствии с Уставом ОАО «<данные изъяты>» его единственным учредителем является Российская Федерация, от имени которой полномочия учредителя общества в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1053 от 29 декабря 2008 года «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» осуществляет Министерство обороны РФ.

В силу п. 1 Постановлением Правительства РФ № 1053 от 29 декабря 2008 года Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 29 июня 2011 года , Министерство обороны РФ обязано обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов ОАО «<данные изъяты>» объектов теплоснабжения, соответствующих сетей и иного имущества МО РФ, необходимого для осуществления функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд МО РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании Государственных контрактов и от 20 июля 2010 года и 14 июля 2011 года, Порядка поставки, хранения, использования и списания котельного топлива для обеспечения технической эксплуатации теплоэнергетического оборудования МО РФ от 31 октября 2010 года, приказа Командующего войсками Восточного военного округа от 01 декабря 2010 года, приказа командира войсковой части от 19 сентября 2011 года войсковые части Войск и сил на Северо-востоке РФ, в том числе и войсковые части и , которые впоследствии были реорганизованы в войсковую часть , передали в безвозмездное пользование твердое топливо (уголь) в ОАО «<данные изъяты>».

Обстоятельства передачи твердого топлива (угля) из войсковой части в ОАО «» в количестве 521,279 тонн подтверждаются исследованными гарнизонным судом актами , , , от 01 августа 2011 года, , , , от 30 сентября, 10 и 24 октября и 23 ноября 2011 года.

Согласно актов от 01 августа и 28 сентября 2011 года войсковая часть передала в ОАО «<данные изъяты>» твердое топливо (уголь) в количестве 594,920 тонн.

При этом какого - либо договора хранения между указанными воинскими частями и ОАО «<данные изъяты>» не заключалось.

Согласно приказу МО РФ от 12 ноября 2011 года , приказу начальника ФКУ - войсковая часть от 31 августа 2012 года , приказу Командующего войсками восточного военного округа от 25 января 2013 года , директивы заместителя Командующего ТОФ по МТО от 07 февраля 2013 года, справок командира войсковой части и от 26 апреля 2017 года, войсковая часть реорганизована в войсковую часть , а затем войсковая часть и реорганизованы в войсковую часть .

В соответствии с генеральными планами войсковых частей , , и , указанные воинские части дислоцировались на территории военных городков , , и .

На основании Порядка поставки, хранения, использования и списания котельного топлива для обеспечения технической эксплуатации теплоэнергетического оборудования МО РФ от 31 октября 2010 года войсковыми частями , , , и ОАО «<данные изъяты>» составлялись акты на списание израсходования давальческих материальных ценностей, то есть на отпуск тепловой энергии для военных городков.

На основании указанных актов воинских частей на отпуск тепловой энергии для военных городков , , и ОАО «<данные изъяты>» израсходовано твердого топлива (угля) в количестве 985,568 тонн.

Согласно акту приема - передачи твердого котельного топлива от 14 августа и 09 октября 2015 года ОАО «<данные изъяты>» передало в войсковую часть твердое топливо (уголь) в количестве 130,631 тонн, являвшихся остатками неизрасходованного на теплоснабжение угля.

Из копии книги учета недостач войсковой части за период с 2012 по 2106 года следует, что в ней не имеется сведений о наличии не погашенного ущерба в размере 4 435 056 рублей.

Из этого следует, что сама по себе названная передача угля из воинских частей в ОАО «<данные изъяты>», осуществленная на основании указанных выше правовых оснований, предполагала его использование в соответствии с его предназначением, в государственных целях, а в частности, для обеспечения теплоснабжением объектов МО РФ. Именно поэтому каких-либо документов о хранении или ином предназначении этого угля, не предусматривающим его фактического использования, с последующим возвращением его воинским частям, между названными воинскими частями и ОАО «<данные изъяты>» не заключалось. При этом переданный уголь, в размере, вмененном в качестве ущерба, был использован строго по назначению – для обеспечения теплоснабжением объектов МО РФ, о чем имеются соответствующие документы. В этой связи такое использование переданного угля и не было расценено как наступление ущерба и не внесено в книгу учета недостач воинской части.

Правильно установив данные обстоятельства, гарнизонный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии, при таких обстоятельствах, ущерба, указанного в оспариваемом акте МУ ВФКА МО РФ по ВМФ, связанного с использованием названного угля.

Доводы автора апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и оценке установленных обстоятельств.

Нарушений норм процессуального права, которые бы могли повлечь отмену или изменение решения, из материалов дела не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 307-309 и 311 КАС РФ, флотский военный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение 35 гарнизонного военного суда от 27 апреля 2017 года по исковому заявлению командира войсковой части о признании незаконным акта Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Военно-Морскому Флоту) от 15 декабря 2016 года в части, касающейся указания неправомерной выплаты должностных окладов лицам гражданского персонала и не отраженного в книге учёта недостач и непогашенного ущерба, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий: Д.П. Савченко

Судьи: С.С. Лисовский

В.Ю. Шевченко