ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-327/2018 от 18.01.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-327/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Санкт-Петербург 18 января 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Шадриной Е.В.,

судей Астапенко С.А., Муратовой С.В.,

при секретаре Гринь Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Широкова Сергея Николаевича к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании незаконным решения по апелляционной жалобе Широкова Сергея Николаевича на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 1 ноября 2017 г., которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Шадриной Е.В., объяснения представителей административного истца Радченко М.А. и Лутченко Д.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Зыковой А.Н., полагавшей, что решение суда должно быть оставлено без изменения, судебная коллегия по административным делам Ленниградского областного суда

установила:

14 июня 2017 г. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхозом России) издан приказ № 203-у «О внесении изменений № 1 в Устав ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» (далее – Приказ), которым в отдельные положения устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» (далее – Университет), утверждённый приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2015 г. № 26-у (далее – Устав), внесены изменения согласно приложению к данному приказу.

В приложении к приказу приведены изменения № 1, которые вносятся в Устав.

Пункт 1.1 после слов «(от 15 сентября 2014 г. № 357 «О переименовании ФГБОУ ВПО и их филиалов» в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет»)» дополнены словами «, с изменениями, зарегистрированными Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу за государственным регистрационным номером 2157848774829 (Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, от 18 марта 2015 г.)» (пункт 1).

Абзац второй пункта 5.8 исключён (пункт 2).

Абзацы шестой, восьмой и девятый пункта 5.12 исключены (пункт 3).

Пункт 5.19 изложен в следующей редакции: «5.19. Ректор Университета назначается Минсельхозом России в установленном порядке из числа кандидатов, прошедших аттестацию, сроком до пяти лет. Кандидаты на должность Ректора Университета должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Кандидаты на должность Ректора Университета проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность Ректора Университета устанавливаются Минсельхозом России. Кандидаты на должность Ректора Университета, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям руководителей образовательных учреждений, но обладающие достаточным и практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии Минсельхоза России назначаются на должность Ректора так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.» (пункт 4).

Пункты 5.20, 5.21, 5.22, 5.23 признаны утратившими силу (пункт 5).

Широков С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании Приказа незаконным и его отмене, ссылаясь на нарушение порядка его принятия, предусмотренного статьями 9.12 и 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пунктом 10 статьи 3 и статьёй 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом и Положением об «Учёном совете ФГБОУ ВО», поскольку до утверждения новой редакции Устава (внесения изменений в Устав) необходимо было разрешить вопрос о её принятии коллегиальными органами ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» в установленном порядке.

Тосненским городским судом Ленинградской области 1 ноября 2017 г. постановлено приведённое выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного просит в апелляционной жалобе Широков С.Н. В жалобе, поддерживая правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции, полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Относительно доводов апелляционной жалобы Министерством сельского хозяйства Российской Федерации поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, оценив материалы административного дела и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

Отказывая Широкову С.Н. в удовлетворении административных исковых требований, суд исходил из вывода о том, что оспариваемый Приказ административным ответчиком принят в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с действующим на день его принятия законодательством, регулирующим спорные правоотношения, и ему не противоречит, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается.

Из материалов дела следует, что ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» является образовательной некоммерческой организацией, учредителем которой является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Широков С.Н. является работником данного образовательного учреждения.

В соответствии с пунктом 5.6 Устава в Университете формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся конференция работников и обучающихся Университета, Учёный совет, Попечительский совет и другие советы по различным направлениям деятельности.

До издания оспариваемого Приказа Устав предусматривал, что ректора избирает конференция (абзац второй пункта 5.8).

Учёный совет Университета рассматривает проект Устава Университета, а также вносимые в Устав изменения и (или) дополнения, определяет сроки и процедуры проведения выборов Ректора Университета, определяет порядок выдвижения кандидатур на должность Ректора Университета и требований к ним (абзацы шестой, восьмой и девятый пункта 5.12).

Ректор Университета избирается Конференцией Университета с последующим утверждением учредителем Университета. Кандидаты на должность ректора Университета должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций. Кандидаты на должность ректора Университета проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность ректора Университета устанавливаются учредителем Университета (пункт 5.19).

Сроки и процедура проведения выборов Ректора Университета, порядок выдвижения кандидатур на должность Ректора и требования к ним определяются законодательством Российской Федерации и данным Уставом. Порядок выдвижения кандидатур на должность Ректора должен предусматривать самовыдвижение (пункт 5.20).

Кандидатуры на должность Ректора Университета выдвигаются из числа высококвалифицированных научно-педагогических работников или специалистов, имеющих учёную степень и учёное звание, и представляются на рассмотрение аттестационной комиссии Минсельхоза России (пункт 5.21).

Дата проведения Конференции по выборам Ректора согласовывается с Минсельхозом России (пункт 5.22).

Ректор на основании «Положения о выборах Ректора», утверждаемого Учёным советом Университета, избирается Конференцией при наличии кворума (не менее двух третей от числа избранных делегатов) из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией Минсельхоза России, тайным голосованием сроком на 5 (пять) лет и считается избранным, если набрал более пятидесяти процентов голосов делегатов, присутствующих на Конференции (пункт 5.23).

В соответствии со статьёй Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 сентября 2013 г., отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Согласно статье 25 названного федерального закона образовательная организация действует на основании устава, утверждённого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В статье 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устав бюджетного учреждения утверждается учредителем. Изменения в устав вносятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации – в отношении федеральных бюджетных или казённых учреждений.

Пунктом 32 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений», установлено, что устав федерального учреждения, а также вносимые в него изменения, утверждаются правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

В данном случае изменения в Устав Университета утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, что соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку указанное лицо осуществляет функции и полномочия учредителя Университета.

Доводы Широкова С.Н. о том, что внесению изменений в Устав должна предшествовать процедура их принятия в соответствии с действовавшим ранее Уставом, проверялись судом первой инстанции и обоснованно отклонены.

Принятие устава высшего учебного заведения (изменений и дополнений к нему) общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения, было предусмотрено пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а пунктом 55 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71, было установлено, что порядок избрания делегатов на общее собрание (конференцию), предусматривающий участие всех категорий работников, обучающихся и членов общественных организаций, определяется ученым советом высшего учебного заведения.

Однако на момент утверждения новой редакции Устава (внесения изменения в Устав), Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 сентября 2013 г., а постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» утратило силу 9 апреля 2014 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» процедуру принятия Устава не предусматривает.

Таким образом, на момент издания оспариваемого Приказа действующее законодательство не содержало требований, касающихся принятия Устава, как обязательной процедуры, предшествующей его утверждению (внесению изменений в Устав).

Нормативными правовыми актами, которыми установлены полномочия органа, наделённого государственными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, и порядок принятия оспариваемого решения, на соблюдение требований которых подлежит проверке оспариваемое решение, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений», а не Устав, утверждённый приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2015 г. № 26-у, поскольку последний является актом такого же уровня.

Выводы суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований в решении суда подробно мотивированы, в решении изложены с достаточной полнотой имеющие значение для дела обстоятельства, проведён анализ доказательств, вынесено оно при соблюдении норм процессуального закона и в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к данным правоотношениям.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, были предметом судебного исследования при разрешении возникшего спора и им в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований не соглашаться с которой судебная коллегия не усматривает.

Решение является законным и обоснованным.

Каких-либо нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 1 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Широкова Сергея Николаевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Ваганов А.В.