Дело № 33а-327/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Санкт-Петербург 18 января 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Шадриной Е.В.,
судей Астапенко С.А., Муратовой С.В.,
при секретаре Гринь Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании незаконным решения по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 1 ноября 2017 г., которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Шадриной Е.В., объяснения представителей административного истца ФИО2 и ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства сельского хозяйства Российской Федерации ФИО4, полагавшей, что решение суда должно быть оставлено без изменения, судебная коллегия по административным делам Ленниградского областного суда
установила:
14 июня 2017 г. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхозом России) издан приказ № 203-у «О внесении изменений № 1 в Устав ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» (далее – Приказ), которым в отдельные положения устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» (далее – Университет), утверждённый приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2015 г. № 26-у (далее – Устав), внесены изменения согласно приложению к данному приказу.
В приложении к приказу приведены изменения № 1, которые вносятся в Устав.
Пункт 1.1 после слов «(от 15 сентября 2014 г. № 357 «О переименовании ФГБОУ ВПО и их филиалов» в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет»)» дополнены словами «, с изменениями, зарегистрированными Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу за государственным регистрационным номером 2157848774829 (Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, от 18 марта 2015 г.)» (пункт 1).
Абзац второй пункта 5.8 исключён (пункт 2).
Абзацы шестой, восьмой и девятый пункта 5.12 исключены (пункт 3).
Пункт 5.19 изложен в следующей редакции: «5.19. Ректор Университета назначается Минсельхозом России в установленном порядке из числа кандидатов, прошедших аттестацию, сроком до пяти лет. Кандидаты на должность Ректора Университета должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Кандидаты на должность Ректора Университета проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность Ректора Университета устанавливаются Минсельхозом России. Кандидаты на должность Ректора Университета, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям руководителей образовательных учреждений, но обладающие достаточным и практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии Минсельхоза России назначаются на должность Ректора так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.» (пункт 4).
Пункты 5.20, 5.21, 5.22, 5.23 признаны утратившими силу (пункт 5).
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании Приказа незаконным и его отмене, ссылаясь на нарушение порядка его принятия, предусмотренного статьями 9.12 и 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пунктом 10 статьи 3 и статьёй 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом и Положением об «Учёном совете ФГБОУ ВО», поскольку до утверждения новой редакции Устава (внесения изменений в Устав) необходимо было разрешить вопрос о её принятии коллегиальными органами ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» в установленном порядке.
Тосненским городским судом Ленинградской области 1 ноября 2017 г. постановлено приведённое выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного просит в апелляционной жалобе ФИО1 В жалобе, поддерживая правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции, полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы Министерством сельского хозяйства Российской Федерации поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, оценив материалы административного дела и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований, суд исходил из вывода о том, что оспариваемый Приказ административным ответчиком принят в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с действующим на день его принятия законодательством, регулирующим спорные правоотношения, и ему не противоречит, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается.
Из материалов дела следует, что ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» является образовательной некоммерческой организацией, учредителем которой является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
ФИО1 является работником данного образовательного учреждения.
В соответствии с пунктом 5.6 Устава в Университете формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся конференция работников и обучающихся Университета, Учёный совет, Попечительский совет и другие советы по различным направлениям деятельности.
До издания оспариваемого Приказа Устав предусматривал, что ректора избирает конференция (абзац второй пункта 5.8).
Учёный совет Университета рассматривает проект Устава Университета, а также вносимые в Устав изменения и (или) дополнения, определяет сроки и процедуры проведения выборов Ректора Университета, определяет порядок выдвижения кандидатур на должность Ректора Университета и требований к ним (абзацы шестой, восьмой и девятый пункта 5.12).
Ректор Университета избирается Конференцией Университета с последующим утверждением учредителем Университета. Кандидаты на должность ректора Университета должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций. Кандидаты на должность ректора Университета проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность ректора Университета устанавливаются учредителем Университета (пункт 5.19).
Сроки и процедура проведения выборов Ректора Университета, порядок выдвижения кандидатур на должность Ректора и требования к ним определяются законодательством Российской Федерации и данным Уставом. Порядок выдвижения кандидатур на должность Ректора должен предусматривать самовыдвижение (пункт 5.20).
Кандидатуры на должность Ректора Университета выдвигаются из числа высококвалифицированных научно-педагогических работников или специалистов, имеющих учёную степень и учёное звание, и представляются на рассмотрение аттестационной комиссии Минсельхоза России (пункт 5.21).
Дата проведения Конференции по выборам Ректора согласовывается с Минсельхозом России (пункт 5.22).
Ректор на основании «Положения о выборах Ректора», утверждаемого Учёным советом Университета, избирается Конференцией при наличии кворума (не менее двух третей от числа избранных делегатов) из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией Минсельхоза России, тайным голосованием сроком на 5 (пять) лет и считается избранным, если набрал более пятидесяти процентов голосов делегатов, присутствующих на Конференции (пункт 5.23).
В соответствии со статьёй Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 сентября 2013 г., отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Согласно статье 25 названного федерального закона образовательная организация действует на основании устава, утверждённого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В статье 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устав бюджетного учреждения утверждается учредителем. Изменения в устав вносятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации – в отношении федеральных бюджетных или казённых учреждений.
Пунктом 32 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений», установлено, что устав федерального учреждения, а также вносимые в него изменения, утверждаются правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
В данном случае изменения в Устав Университета утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, что соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку указанное лицо осуществляет функции и полномочия учредителя Университета.
Доводы ФИО1 о том, что внесению изменений в Устав должна предшествовать процедура их принятия в соответствии с действовавшим ранее Уставом, проверялись судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
Принятие устава высшего учебного заведения (изменений и дополнений к нему) общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения, было предусмотрено пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а пунктом 55 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71, было установлено, что порядок избрания делегатов на общее собрание (конференцию), предусматривающий участие всех категорий работников, обучающихся и членов общественных организаций, определяется ученым советом высшего учебного заведения.
Однако на момент утверждения новой редакции Устава (внесения изменения в Устав), Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 сентября 2013 г., а постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» утратило силу 9 апреля 2014 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» процедуру принятия Устава не предусматривает.
Таким образом, на момент издания оспариваемого Приказа действующее законодательство не содержало требований, касающихся принятия Устава, как обязательной процедуры, предшествующей его утверждению (внесению изменений в Устав).
Нормативными правовыми актами, которыми установлены полномочия органа, наделённого государственными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, и порядок принятия оспариваемого решения, на соблюдение требований которых подлежит проверке оспариваемое решение, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений», а не Устав, утверждённый приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2015 г. № 26-у, поскольку последний является актом такого же уровня.
Выводы суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований в решении суда подробно мотивированы, в решении изложены с достаточной полнотой имеющие значение для дела обстоятельства, проведён анализ доказательств, вынесено оно при соблюдении норм процессуального закона и в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к данным правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, были предметом судебного исследования при разрешении возникшего спора и им в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований не соглашаться с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение является законным и обоснованным.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 1 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Ваганов А.В.