ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-32992/17 от 25.10.2017 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Разумовская Н.Г. Дело <данные изъяты>а-32992/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Чиченевой Н.А.,

судей Варламовой Е.А., Редченко Е.В.,

при секретаре Каландаровой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 октября 2017 года апелляционную жалобу Совета депутатов сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района <данные изъяты> на решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по административному делу по административному исковому заявлению Барановой <данные изъяты>, Гребенщиковой <данные изъяты>, Мельниковой <данные изъяты> к Совету депутатов сельского поселения Анискинское об оспаривании решения Совета депутатов сельского поселения Анискинское <данные изъяты> от <данные изъяты> «Об инициативе об объединении городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино-Петровский»,

заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,

объяснения представителя Совета депутатов сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района <данные изъяты> Пономаря <данные изъяты>.,

установила:

Баранова <данные изъяты>., Гребенщикова <данные изъяты> Мельникова <данные изъяты> обратились в суд с административным исковым заявлением, просили признать незаконным решение Совета депутатов сельского поселения Анискинское № <данные изъяты> от <данные изъяты> «Об инициативе об объединении городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино-Петровский».

Считали оспариваемое решение незаконным, поскольку:

1) Согласно преамбуле решения 173/4 Совета депутатов сельского поселения Анискинское от <данные изъяты>, инициатива объединения исходила от Главы сельского поселения Анискинское <данные изъяты> Вершинина, а не от Совета депутатов сельского поселения Анискинское, как того требует действующее законодательство, а Совет депутатов только поддержал инициативу. Полагали, что у Главы сельского поселения Анискинское отсутствуют полномочия по инициированию вопроса о преобразовании муниципального образования «сельское поселение Анискинское»;

2) Пунктом 1 решения 173/4 Совета депутатов сельского поселения Анискинское от <данные изъяты> поддержана инициатива «об объединении городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское с городским округом Лосино- Петровский», что, считали, противоречит части 3.1 статьи 13 Федерального закона от <данные изъяты><данные изъяты>-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», которая предусматривает объединение поселения с городским округом, а не объединение «городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино-Петровский»;

3) пунктом 2 решения №<данные изъяты> назначены публичные слушания по вопросу об объединении городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино-Петровский. Дата и сроки проведения: <данные изъяты> с 14.00 до 15.00. Место проведения: посёлок Биокомбината <данные изъяты>, Дом Культуры.

Считали, что в нарушение статьи 28 Федерального закона от <данные изъяты><данные изъяты>-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» публичные слушания были назначены без внесения на обсуждение проекта муниципального правового акта о преобразовании муниципального образования. Учитывая то, что целью размещения проекта муниципального правового акта является возможность ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, административные истцы указали, что им не была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием.

Также считали, что Совет депутатов сельского поселения Анискинское превысил свои полномочия и решил за Совет депутатов городского поселения Свердловский Щёлковского муниципального района (поддержав инициативу Главы сельского поселения Анискинское) об объединении поселений с городским округом.

Решением Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе Совета депутатов сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района <данные изъяты> ставится вопрос об отмене названного решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (статья 131 Конституции Российской Федерации).

В силу предписаний Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающих общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления, гарантии его осуществления, городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных данным федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория города федерального значения. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с данным федеральным законом. Инициатива органов местного самоуправления о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти; объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района (часть 1, 2, 31 статьи 13); структуру органов местного самоуправления составляет в том числе глава муниципального образования (часть 1 статьи 34).

Согласно ст. 28 того же Федерального закона для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания (часть 1).

Вопросы преобразования муниципального образования должны выноситься на публичные слушания (пункт 4 части 3 статьи 28).

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (часть 4).

В силу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для удовлетворения требований административного истца о признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав административного истца.

Оценивая довод административных истцов об отсутствии у главы муниципального образования права выступить с инициативой о преобразовании сельского поселения, суд проанализировал положения пункта 8, 26 Устава сельского поселения Анискинское и пришел к правильному выводу о несостоятельности данного довода, как не основанного на положениях закона.

Вместе с тем, суд указал, что в нарушение статьи 28 Федерального закона от <данные изъяты><данные изъяты>-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 2 оспариваемого решения, публичные слушания были назначены без внесения на обсуждение проекта муниципального правового акта о преобразовании муниципального образования, что также свидетельствует об отсутствии у граждан возможности заблаговременного ознакомления с указанным проектом.

Между тем, преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации, в данном случае в соответствии с предписаниями п. 4 ч. 2ст. 28 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ на публичные слушания был вынесен вопрос о преобразовании муниципального образования, что исключает необходимость опубликования какого-либо проекта муниципального правового акта ввиду его отсутствия.

Таким образом, Советом депутатов сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района были соблюдены предусмотренные законом условия и порядок назначения публичных слушаний по вопросу о преобразовании муниципального образования, поскольку в данном случае представление проекта муниципального правового акта не требовалось.

Суд также указал, что оспариваемое решение не соответствует положениям части 31 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку Совет депутатов принял решение об инициативе объединения именно городского поселения с городским округом, в связи с чем, по мнению суда, оно противоречит действующему законодательству.

С таким выводом суда судебная коллегия также согласиться не может, и считает, что судом неверно истолкованы положения вышеуказанной части 31 статьи 13 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ.

Суд не учел, что термин «поселение», упомянутый в части 31 статьи 13 названного Федерального закона, в соответствии с его определением, данным в абзаце четвертом статьи 1 названного Федерального закона, это «городское или сельское поселение», т.е. в равной степени относится как к городским поселениям, так и к сельским поселениям.

Следовательно, положения ч. 31 ст. 13 названного Федерального закона в равной степени регулируют вопрос объединения городских поселений и/или сельских поселений с городским округом.

В связи с чем вывод суда о незаконности решения Совета депутатов об инициативе объединения именно городского поселения с городским округом, основан на неверном применении норм материального закона и является ошибочным.

Таким образом, вопреки выводам суда, совокупность условий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, для отмены решения Совета депутатов сельского поселения Анискинское <данные изъяты> от <данные изъяты> «Об инициативе об объединении городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино-Петровский», не установлена, оснований для удовлетворения административного иска не имелось.

По изложенным основаниям, обжалуемое решение суда не отвечает требованиям ч. 1 ст. 176 КАС РФ о законности и обоснованности, и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении административного иска Барановой <данные изъяты>, Гребенщиковой <данные изъяты>, Мельниковой <данные изъяты> к Совету депутатов сельского поселения Анискинское об оспаривании решения Совета депутатов сельского поселения Анискинское № <данные изъяты> от <данные изъяты> «Об инициативе об объединении городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино-Петровский» отказать.

Председательствующий

Судьи