ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-329/18 от 12.07.2018 Ленинградского окружного военного суда (Город Санкт-Петербург)

Председательствующий по делу

Кулиев А.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-329/2018

Ленинградский окружной военный суд в составе:

председательствующего – Лазарева Е.В.,

судей: Позднякова С.И.,

Царькова В.Н.,

при секретаре Давыдове А.А., с участием административного истца и представителя административного ответчика Литовченко М.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение 224 гарнизонного военного суда от 22 марта 2018 года по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (далее – ВУНЦ) <данные изъяты> Сапрыкина Александра Михайловича об оспаривании решения начальника ВУНЦ, связанного с отказом в приостановлении ему военной службы.

Заслушав доклад судьи Царькова В.Н., объяснения административного истца в обоснование доводов жалобы, объяснения представителя административного ответчика, возражавшего против доводов жалобы, окружной военный суд

УСТАНОВИЛ:

Сапрыкин обратился в гарнизонный военный суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ начальника ВУНЦ в приостановлении ему военной службы в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявленных требований Сапрыкину отказал.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда первой инстанции в связи с нарушением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Приводя обстоятельства своего избрания в сентябре 2017 года депутатом <данные изъяты>, Сапрыкин полагает незаконными действия начальника ВУНЦ, отказавшегося удовлетворить его рапорт о приостановлении военной службы на основании пункта 1 статьи 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Ссылаясь на часть 2 статьи 59, часть 2 статьи 32, часть 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации, статью 2, пункт 5 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и пункт 1 статьи 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», полученные им разъяснения заместителя председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, автор жалобы сообщает, что реализовал предусмотренное законодательством право быть избранным в органы местного самоуправления.

На момент обращения к командованию ВУНЦ с просьбой о приостановлении военной службы он не мог предполагать, на какой основе – постоянной или непостоянной он будет исполнять свои обязанности муниципального депутата.

Его действия по приостановлению военной службы соответствовали положениям пункта 2 и подпункта 1 пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 года № 535, предусматривающего возможность приостановления военной службы при избрании депутатом на непостоянной основе.

Полагает ошибочным мнение суда о том, что данный Указ неприменим, поскольку по отношению к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» является нормативным правовым актом, имеющим меньшую силу.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд полагает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения по следующим основаниям.

При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым в решении дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, судом не допущено.

Как следует из материалов дела, капитан 3 ранга Сапрыкин проходил военную службу по контракту в ВУНЦ ВМФ в воинской должности <данные изъяты>.

Уведомлением председателя территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> от 12 сентября 2017 года № <...> Сапрыкину было доведено, что он избран депутатом совета депутатов <данные изъяты> и ему необходимо представить в территориальную избирательную комиссию копию приказа об освобождении от занимаемой в ВУНЦ должности либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей, либо заявление об отказе в принятии депутатского мандата.

Эти действия были обусловлены выполнением требований пункта 6 статьи 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которыми соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

После получения указанного уведомления военнослужащий Сапрыкин 14 сентября 2017 года обратился по команде с рапортом об освобождении от воинской должности и приостановлении военной службы, в чем ему командованием было отказано (л.д.16, 24).

Полагая, что в результате совмещения полномочий депутата муниципального образования и обязанностей военной службы создаются предпосылки к привлечению его к ответственности за нарушение законодательства о противодействии коррупции, Сапрыкин оспорил вышеназванные действия командования в судебном порядке.

Позиция административного истца основана на его мнении о противоречии, имеющемся между законодательством, регулирующим порядок прохождения военной службы и замещение муниципальной должности, что препятствовало ему устранить возникший конфликт интересов.

Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, законных оснований для приостановления Сапрыкину военной службы не имелось, в связи с чем оспоренные действия должностного лица соответствуют закону и права административного истца не нарушают.

В соответствии с подпунктом 4 статьи 6 и подпунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным мерам и направлениям по профилактике коррупции и повышению эффективности противодействия коррупции относятся предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей.

Анализ нормативных правовых актов, регулирующих порядок прохождения военной службы и замещение муниципальных должностей, свидетельствует о том, что законодательство в этих сферах является унифицированным по тем вопросам, которые касаются возникших между административным истцом и командованием спорных правоотношений.

Так, пунктами 1-3 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлен общий запрет на одновременное замещение лицам нескольких государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации и муниципальных должностей.

При этом подпунктом 3 пункта 1 статьи 12.1 названного Федерального закона определено, что запрет касается совмещения должностей, на которых эти лица осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Указанное общее правило нашло свое отражение и в специальном законодательстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления.

При этом в абзаце 2 данного пункта указано, что особенности правового положения военнослужащих, избранных в органы государственной власти и органы местного самоуправления, определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в случае избрания их депутатами представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе, имеют право либо на увольнение с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «г» и «д» пункта 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, либо на приостановление военной службы.

Пунктом 1 статьи 18 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, определено, что указанные военнослужащие, давшие согласие на приостановление военной службы, освобождаются от воинских должностей в установленном порядке. Военная служба таким военнослужащим приостанавливается со дня избрания (назначения) на срок их полномочий.

Из приведенных норм следует, что для реализации своего права на приостановление военной службы военнослужащий должен являться депутатом представительного органа муниципального образования, осуществляя указанные полномочия на постоянной основе, то есть заниматься этой деятельностью профессионально и состоять на муниципальной должности с оплатой труда по ней в соответствии со штатным расписанием.

В то же время законодательство о статусе военнослужащих и о порядке прохождения военной службе не содержит запрет на одновременное замещение военнослужащим воинской должности и исполнение полномочий депутата муниципального образования на непостоянной основе, не предусматривающих замещение оплачиваемой муниципальной должности.

Этот вывод соответствует положениям пункта 7 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Приведенные нормы согласуются не только с вышеприведенным законодательством о противодействии коррупции, но и с нормативными правовыми актами о статусе депутатов представительных органов муниципальных образований и о порядке реализации гражданами избирательных прав.

Так, согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

При этом депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

Как установлено частью 5 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.

При этом пунктом 3 части 7 статьи 40 названного Федерального закона ограничения заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, касаются исключительно депутатов органа местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Совокупность приведенных норм подтверждает возможность прохождения военной службы депутатами органов местного самоуправления, осуществляющими свою деятельность на непостоянной основе.

Предложение председателя территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> от 12 сентября 2017 года, адресованное Сапрыкину, о представлении документов об освобождении от занимаемой воинской должности правового значения для дела не имеет.

Мнение административного истца о правомерности указанного предложения основано на ошибочном толковании положений пункта 6 статьи 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Названной нормой избранным депутатам предписано представлять в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении их только от тех обязанностей, которые несовместимы со статусом депутата. Поскольку законом не установлен запрет на совмещение воинской должности и муниципальной должности депутата, исполняющего свои полномочия на непостоянной основе, закон не обязывал Сапрыкина представлять в избирательную комиссию документы об освобождении его от воинской должности.

Мнение административного истца о неправомерности действий командования, в подтверждение которого представлены разъяснения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 марта 2016 года (л.д.13-15), также противоречит приведенным нормам закона.

Указанные разъяснения основаны на положениях Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», который на военнослужащих не распространяется. Военная служба представляет собой особый вид государственной службы, которая регулируется специальным законодательством (Федеральными законами «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе» и другими нормативными правовыми актами).

Данный вывод соответствует пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», которым государственная гражданская служба и военная служба выделены в качестве отдельных видов системы государственной службы. Исходя из статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», оснований для применения по аналогии особых правил прохождения государственной гражданской службы к институту военной службы не имеется.

Кроме того, в разъяснениях ЦИК Российской Федерации правовое положение депутатов муниципальных образований оценивается на основании положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», тогда как согласно указанной норме настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.

Поскольку в настоящем деле юридически значимым обстоятельством является возможность совмещения Сапрыкиным воинской должности и муниципальной должности депутата, исполняющего свои полномочия на непостоянной основе, ссылки административного истца на приведенное в разъяснениях сопоставление правил прохождения государственной гражданской и муниципальных служб является беспредметным.

В то же время изложенный в разъяснениях вывод указанного государственного органа о невозможности совмещения военнослужащим воинской должности и муниципальной должности депутата, исполняющего свои полномочия на непостоянной основе, противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем на основании статьи 15 КАС РФ эти письменные разъяснения не подлежат применению при разрешении настоящего административного дела.

Что касается пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 года № 535, согласно которому служба военнослужащих, избранных депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также депутатами представительных органов муниципальных образований, главами муниципальных образований и иными должностными лицами местного самоуправления, приостанавливается со дня избрания на срок их полномочий, окружной военный суд исходит из следующего.

В названном нормативном правовом акте действительно отсутствует такое дополнительное условие для приостановления военной службы, как исполнение полномочий депутата на постоянной основе.

Между тем по сходным правоотношениям Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04 октября 2011 года № 1309-О-О «По жалобе гражданина Попова Сергея Михайловича на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, работников органов прокуратуры Российской Федерации и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации» указал, что при оценке оспариваемого нормативного положения пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 года № 535, предусматривающего приостановление службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России в случае, если их избрание депутатом представительного органа местного самоуправления предполагает осуществление депутатских полномочий на постоянной и профессиональной основе, нельзя не учитывать, что содержащееся в нем правовое регулирование было предпринято в условиях нерешенности соответствующих вопросов на уровне федерального закона, в связи с чем применение данного нормативного положения должно осуществляться в соответствии с требованиями федеральных законов.

Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 года № 535 применяются только в совокупности и в части не противоречащей приведенным в апелляционном определении нормам законодательства о противодействии коррупции, о военной службе и статусе военнослужащих, об избирательных правах граждан.

Из материалов дела следует, что 10 сентября 2017 года Сапрыкин был избран депутатом <данные изъяты>, о чего получил уведомление избирательной комиссии 12 сентября того же года. Однако сведений о том, что он прибрел полномочия депутата муниципального образования на постоянной основе материалы дела не содержат. Соответствующий документ командованию он к рапорту от 14 сентября 2017 года не приложил.

Напротив, из дополнительно поступивших в суд апелляционной инстанции из муниципального образования <данные изъяты> и ВУНЦ ВМФ доказательств следует, что Сапрыкин принят на муниципальную должность депутата указанного муниципального образования на постоянной основе с 31 мая 2018 года с одновременным увольнением с военной службы на основании подпункта «д» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с избранием его депутатом представительного органа муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе) и исключением с 29 мая 2018 года из списков личного состава воинской части.

Таким образом, права административного истца, за защитой которых он обратился в военный суд, соблюдены командованием при наступлении обязательного события, с которым законодатель связывает возможность увольнения по указанному основанию.

До этого момента Сапрыкин на законных основаниях совмещал военную службу по контракту на воинской должности с исполнением на непостоянной основе полномочий депутата муниципального образования.

При таких обстоятельствах окружной военный суд соглашается с выводом гарнизонного военного суда о том, что оспоренное решение начальника ВУНЦ является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения оспоренного решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.

Иные доводы апелляционной жалобы законность и обоснованность оспоренного судебного акта под сомнение не ставят.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

решение 224 гарнизонного военного суда от 22 марта 2018 года по административному исковому заявлению Сапрыкина Александра Михайловича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: