ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3304/2022 от 23.05.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Чулков Р.В. Дело № 33а-3304/2022

(номер дела в суде первой инстанции 2а-2-222/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Попова В.В.,

судей Колесниковой Д.А., Санжаровской Н.Ю.,

при секретаре Микушевой А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 23 мая 2022 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3 на решение Сосногорского городского суда Республики Коми (постоянное судебное присутствие в пгт. Троицко-Печорск Троицко-Печорского района) от 24 ноября 2021 года по административному иску ФИО1, ФИО3 и ФИО2 к Совету городского поселения «Троицко-Печорск», Администрации Главы Республики Коми в лице Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции, Главе Республики Коми, Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Коми о признании незаконными и отмене решений Совета от 05.06.2021 о досрочном прекращении полномочий депутатов, признании незаконными действий депутата Совета ФИО4 по назначению заседания Совета на 05.06.2021 и подписанию решений Совета от 05.06.2021, признании незаконным письма от 24.05.2021 № 2653-03-1-18, признании необъективной информации, изложенной в письме от 25.03.2021 № 18-17-5/00936дсп, признании не основанным на законе доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных ФИО1 в 2018-2020 годах, признании не основанным на законе и отмене обращения Главы Республики Коми в Совет от 19.05.2021 № 2557-03-1-18.

Заслушав доклад судьи Санжаровской Н.Ю., судебная коллегия

установила:

ФИО1, ФИО3 и ФИО2 обратились суд с административным иском, уточненным и дополненным в ходе рассмотрения дела, к Совету городского поселения «Троицко-Печорск» (далее также - Совет), Администрации Главы Республики Коми в лице Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции, Главе Республики Коми, Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Коми о признании незаконными и отмене решений Совета от 05.06.2021 «О досрочном прекращении полномочий депутатов Совета городского поселения «Троицко-Печорск» ФИО1, ФИО5, ФИО3»; признании незаконными действий депутата Совета городского поселения «Троицко-Печорск» ФИО4 по назначению заседания Совета на 05.06.2021 и подписанию решений Совета от 05.06.2021; признании не основанным на законе письма Администрации Главы Республики Коми в лице Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции от 24.05.2021 № 2653-03-1-18; признании необъективной информации, изложенной в письме Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Коми от 25.03.2021 № 18-17-5/00936дсп; признании не основанным на законе доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных ФИО1 в 2018-2020 годах; признании не основанным на законе обращения Главы Республики Коми ФИО6 в Совет городского поселения «Троицко-Печорск» от 19.05.2021 № 2557-03-1-18 и возложении обязанности отменить данное обращение.

В обоснование требований указали, что являются депутатами Совета городского поселения «Троицко-Печорск». Решениями Совета от 05.06.2021, принятыми на внеочередной сессии, были прекращены досрочно их полномочия депутатов в связи с неисполнением надлежащим образом обязанностей по представлению сведений о доходах за 2020 год, в нарушение Федеральных законов № 273-ФЗ и № 230-ФЗ. Считают данные решения незаконными и нарушающими их права, поскольку сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 представили в Администрацию Главы Республики Коми своевременно. Считают, что была нарушена процедура проведения проверки достоверности сведений о доходах и расходах, представленных истцами за 2020 год, послужившей основанием для принятия Советом городского поселения «Троицко-Печорск» оспариваемых решений, поскольку о ее проведении и результатах не были уведомлены, что повлекло нарушение права на предоставление пояснений и материалов по предмету проводимой проверки

К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Администрация Главы Республики Коми в лице Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции, Глава Республики Коми, Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Коми.

Решением Сосногорского городского суда Республики Коми (постоянное судебное присутствие в пгт. Троицко-Печорск Троицко-Печорского района) от 24 ноября 2021 года административный иск ФИО1, ФИО3 и ФИО2 к Совету городского поселения «Троицко-Печорск», Администрации Главы Республики Коми в лице Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции, Главе Республики Коми, Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Коми о признании незаконными и отмене решений Совета от 05.06.2021 о досрочном прекращении полномочий депутатов, признании незаконными действий депутата Совета ФИО4 по назначению заседания Совета на 05.06.2021 и подписанию решений Совета от 05.06.2021, признании не основанным на законе письма от 24.05.2021 № 2653-03-1-18, признании необъективной информации изложенной в письме от 25.03.2021 № 18-17-5/00936дсп, признании не основанным на законе доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных ФИО1 в 2018-2020 годах, признании не основанным на законе обращения Главы Республики Коми в Совет от 19.05.2021 № 2557-03-1-18 и возложении обязанности отменить данное обращение – оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административные истцы ФИО1, ФИО3 и ФИО2 просят об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Настаивают на доводах административного искового заявления и наличии оснований для его удовлетворения. Полагают, что оспариваемые решения о досрочном прекращении их полномочий депутатов приняты при отсутствии предусмотренных законом оснований и с нарушением установленной процедуры.

В письменных возражениях Совет городского поселения «Троицко-Печорск», Глава Республики Коми, Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Коми выражают несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.

Лица, участвующие в административном деле, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, извещены о месте, дате и времени слушания дела в суде апелляционной инстанции надлежащим образом.

Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассматривая дело об оспаривании решения органа местного самоуправления, суд проверяет законность этого решения, в том числе проверяет компетенцию органа на принятие оспариваемого решения, соответствие этого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, устанавливает факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым решением.

В порядке требований статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, установив, что оспариваемое решение не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и при этом нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, суд удовлетворяет заявленные требования и признает оспариваемое решение незаконным (пункт 1). При отсутствии совокупности этих обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов административного дела, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 являются депутатами Совета муниципального образования городского поселения «Троицко-Печорск» 5 созыва.

24 мая 2021 года в Совет депутатов МО ГП «Троицко-Печорск» внесено обращение Администрации Главы Республики Коми в лице Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции за № 2653-03-1-18, в котором сообщено о представлении депутатами Совета ФИО3, ФИО2 и ФИО1 сведений о доходах за 2020 год по форме, не соответствующей требованиям Указа Президента РФ от 23.06.2014 № 460 в редакции Указа Президента РФ от 15.01.2020 № 13. Обращено внимание, что в соответствии с Законом Республики Коми № 82-РЗ проверка соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в Республике Коми, запретов, ограничений, обязательств, правил служебного поведения, установленных в целях противодействия коррупции нормативно правовыми актами РФ, проводится в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.

Уведомлениями и.о. главы городского поселения «Троицко-Печорск» ФИО4 от 04.06.2021 депутатам Совета ФИО3, ФИО2 и ФИО1 сообщено о назначении внеочередного заседания Совета городского поселения «Троицко-Печорск» на 05.06.2021 с 10 часов по вопросу о досрочном прекращении полномочий, лицами, замещающими муниципальную должность, не исполнившими надлежащим образом обязанность по предоставлению сведений о доходах за 2020 год в нарушение Федеральных законов № 273-ФЗ и № 230-ФЗ, а также предложено изложить в письменной или устной форме объяснения по указанным фактам на заседании Совета 05.06.2021. К уведомлениям приложено письмо Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции № 2653-03-1-18 от 24.05.2021. Указанные уведомления получены ФИО1, ФИО2 и ФИО3 04.06.2021.

05.06.2021 депутатами ФИО1, ФИО2 и ФИО3 в Совет представлены письменные объяснения, в которых административные истцы указывают о своей неосведомленности по вопросу проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, а также нарушениях, выявленных в ходе ее проведения. Ссылаются на своевременное исполнение ими обязанности по представлению сведений о доходах за 2020 год в Администрацию Главы Республики Коми. Отмечают, что умысла на сокрытие доходов у них не имелось, в справках отражены все сведения о полученных за 2020 год доходах, а допущенное нарушение носит технический характер.

На внеочередном заседании Совета ГП «Троицко-Печорск» 05.06.2021, на котором присутствовало 8 депутатов, включая ФИО1 и ФИО2, отсутствовала депутат ФИО3 (причиной в протоколе заседания указана занятость), были рассмотрены вопросы о досрочном прекращении полномочий четырех депутатов Совета, включая административных истцов.

Согласно протоколам внеочередного заседания Совета от 05.06.2021, депутаты ФИО1 и ФИО2 на заседании огласили письменные объяснения по вопросу представления ими сведений о доходах за 2020 год, также были оглашены письменные объяснения отсутствовавшего на заседании депутата ФИО3 Вопросы досрочного прекращения полномочий депутатов вынесены на голосование, по итогам которого простым большинством голосов приняты решения о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО1, ФИО2, ФИО3 в связи с неисполнением надлежащим образом обязанностей по представлений сведений о доходах за 2020 год в нарушение Федеральных законов № 273-ФЗ и № 230-ФЗ.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Закона Республики Коми 29.09.2008 № 82-РЗ «О противодействии коррупции в Республике Коми», требованиями Указа Президента РФ от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ», Указа Президента РФ от 15.01.2020 № 13 «О внесении изменений в некоторые акты Президента РФ», Постановления администрации городского поселения «Троицко-Печорск» от 30.12.2016 № 433 «Об организации деятельности по противодействию коррупции в муниципальном образовании городского поселения «Троицко-Печорск», оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отсутствии необходимой совокупности условий для признания незаконными оспариваемых решений, действий (бездействия) административных ответчиков и отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований. При этом суд исходил из правомерности оспариваемых решений, действий (бездействия) и недоказанности нарушения прав административных истцов.

Судебная коллегия по административным делам считает данные выводы суда при установленных обстоятельствах правильными, основанными на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат представительного органа муниципального образования отнесен к лицам, замещающим муниципальную должность.

Частью 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в том числе, Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 4.3 Закона Республики Коми № 82-РЗ от 29 сентября 2008 года «О противодействии коррупции в Республике Коми» и приложению 1 к настоящему Закону сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются лицом, замещающим муниципальную должность в Республике Коми, а также гражданином, претендующим на замещение указанной должности, - Главе Республики Коми по форме справки, утвержденной Президентом Российской Федерации, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Частью 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена ответственность лица, замещающего муниципальную должность, в случае непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, в виде освобождения от должности.

Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Частью 11 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Таким образом, из указанных положений закона следует, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 28 мая 2021 года в Совет МО ГП «Троицко-Печорск» из Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции поступило письмо N 2653-03-1-18 от 24 мая 2021 года о представлении депутатами Совета ГП «Троицко-Печорск» ФИО3, ФИО2 и ФИО1 сведений о доходах за 2020 год по форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не соответствующей требованиям действующего Указа Президента РФ от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ» в редакции Указа Президента РФ от 15.01.2020 № 13, вступившего в законную силу с 01.07.2020, то есть неисполнении надлежащим образом обязанности по представлению сведений о доходах, предусмотренной Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Законом Республики Коми 29.09.2008 № 82-РЗ «О противодействии коррупции в Республике Коми» (л.д. 137 том 1).

Решение о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО3, ФИО2 и ФИО1 принято Советом МО ГП «Троицко-Печорск» 05 июня 2021 года, то есть в установленный срок.

При этом, Управление Главы Республики Коми по противодействию коррупции не проводило в отношении ФИО3, ФИО2 и ФИО1 проверочных мероприятий по факту неисполнения обязанности по предоставлению сведений о доходах за 2020 год, а только лишь сообщило в Совет МО ГП «Троицко-Печорск» сведения о том, что депутатами ФИО3, ФИО2 и ФИО1 не представлены сведения о доходах по форме соответствующей требованиям Указа Президента РФ от 23.06.2014 № 460 в редакции Указа Президента РФ от 15.01.2020 № 13, вступившего в законную силу с 01.07.2020. Поступление данной информации в Совет МО ГП «Троицко-Печорск» является достаточным основанием для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд нижестоящей инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемые решения Совета МО ГП «Троицко-Печорск» от 05.06.2021 о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО3, ФИО2 и ФИО1 в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, соответствуют положениям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, приняты представительным органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, в связи с чем пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых решений незаконными.

Судом верно установлено, что допущенное административными истцами нарушение Закона о противодействии коррупции являлось безусловным и безальтернативным основанием для прекращения их полномочий как депутатов в силу положений части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ.

Оснований полагать, что оспариваемые решения приняты без учета характера совершенного нарушения, его тяжести, без анализа обстоятельств, связанных с неисполнением депутатами обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, по делу не установлено.

Доводы апелляционной жалобы, в том числе о не проведении служебной проверки, послужившей основанием для принятия оспариваемых решений в отношении истцов, отсутствии оснований для принятия оспариваемых решений о досрочном прекращении полномочий депутатов, незаконности действий депутата Совета ГП «Троицко-Печорск» ФИО4 по назначению заседания Совета на 05.06.2021 и подписанию оспариваемых решений Совета от 05.06.2021, являлись предметом исследования суда первой инстанции, обоснованно опровергнуты по основаниям, приведенных в обжалуемом судебном акте, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.

Ссылка в апелляционной жалобе на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 09 марта 2021 года по делу № 2а-2-114/2021 о признании незаконным и отмене решения Совета ГП «Троицко-Печорск» № 37/121 от 16 февраля 2021 года о назначении ФИО4 исполняющим обязанности главы МО ГП «Троицко-Печорск», подлежит отклонению, поскольку на дату совершения депутатом ФИО4 оспариваемых действий в июне 2021 года решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 09 марта 2021 года не вступило в законную силу.

Иные доводы апелляционной жалобы административных истцов по сути аналогичны их позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая получила аргументированную и верную оценку в принятом судебном акте, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не ставят под сомнение законность обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

Решение является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Сосногорского городского суда Республики Коми (постоянное судебное присутствие в пгт. Троицко-Печорск Троицко-Печорского района) от 24 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его принятия и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось.

Мотивированное апелляционное определение составлено 03 июня 2022 года.

Председательствующий-

Судьи-