ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-33100/2023 от 25.09.2023 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Харитонова Р.Н. Дело <данные изъяты>а-33100/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Редченко Е.В.,

судей Балабан К.Ю., Мертехина М.В.,

при помощнике судьи Захаровой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 сентября 2023 года апелляционную жалобу Пономаренко В. И. на решение Красногорского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Пономаренко В. И. к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры <данные изъяты> о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче разрешения на осуществление деятельности легкового такси, об обязании устранить допущенные нарушения,

заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,

установила:

Пономаренко В.И. обратился в суд с административным иском к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры <данные изъяты> и просил: признать незаконными действия по выдаче индивидуальному предпринимателю Пономаренко В.И. разрешений на осуществление деятельности легкового такси на территории <данные изъяты>, а именно: <данные изъяты> регистрационный номер разрешения 295865, марка автомобиля HYUNDAI, модель автомобиля SOLARIS, государственный регистрационный знак К285МС799 Год выпуска автомобиля 2014, серия и номер бланка разрешения: серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с <данные изъяты> до <данные изъяты>; <данные изъяты> регистрационный номер разрешения 296925, марка автомобиля KIA, модель автомобиля RIO, государственный регистрационный знак У475СУ750, год выпуска автомобиля 2018, серия и номер бланка разрешения серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с <данные изъяты> до <данные изъяты>; <данные изъяты> регистрационный номер разрешения 298408, марка автомобиля HYUNDAI, модель автомобиля SOLARIS, государственный регистрационный знак А164МА799, год выпуска автомобиля 2018, серия и номер бланка разрешения серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с <данные изъяты> до <данные изъяты>; <данные изъяты> регистрационный номер разрешения 298803, марка автомобиля KIA, модель автомобиля RIO, государственный регистрационный знак Т330НТ750, год выпуска автомобиля 2016, серия и номер бланка разрешения серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с <данные изъяты> до <данные изъяты>, <данные изъяты> регистрационный номер разрешения 300013 марка автомобиля HYUNDAI, модель автомобиля SOLARIS, государственный регистрационный знак 00290С750, год выпуска автомобиля 2017, серия и номер бланка разрешения серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с <данные изъяты> до <данные изъяты> Информация о выданном разрешении 300534;<данные изъяты> регистрационный номер разрешения 300534, марка автомобиля HYUNDAI, модель автомобиля SOLARIS, государственный регистрационный знак У254СС178, год выпуска автомобиля 2016, серия и номер бланка разрешения серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с <данные изъяты> до <данные изъяты>, <данные изъяты> регистрационный номер разрешения 300820, марка автомобиля SKODA, модель автомобиля OCTAVIA, государственный регистрационный знак С896ХС750, год выпуска автомобиля 2018, серия и номер бланка разрешения серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с <данные изъяты> до <данные изъяты>; <данные изъяты> регистрационный номер разрешения 301231, марка автомобиля KIA, модель автомобиля RIO, государственный регистрационный знак Р656АТ152, год выпуска автомобиля 2018, серия и номер бланка разрешения серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с <данные изъяты> до <данные изъяты>, дата внесения изменений <данные изъяты>; <данные изъяты> регистрационный номер разрешения 303097 марка автомобиля HYUNDAI, модель автомобиля SOLARIS, государственный регистрационный знак У618ТК777, год выпуска автомобиля 2016, серия и номер бланка разрешения серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с <данные изъяты> до <данные изъяты>, <данные изъяты> регистрационный номер разрешения 304555 марка автомобиля KIA, модель автомобиля YD (CERATO, FORTE), государственный регистрационный знак Н254НУ32, год выпуска автомобиля 2018, серия и номер бланка разрешения серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с <данные изъяты> до <данные изъяты>, <данные изъяты> регистрационный номер разрешения 305631, марка автомобиля KIAмодель автомобиля JD (CEED), государственный регистрационный знак Х334ХМ750, год выпуска автомобиля 2016, серия и номер бланка разрешения, серия МО <данные изъяты> срок действия разрешения с <данные изъяты> до <данные изъяты>; 07.02.2020регистрационный номер разрешения 306421, марка автомобиля FORD, модель автомобиля FOCUS, государственный регистрационный знак Н817НК750, год выпуска автомобиля 2013, серия и номер бланка разрешения серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с <данные изъяты> до <данные изъяты>,

обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в Реестр разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <данные изъяты> сведения о недействительности разрешений, выданных ИП Пономаренко В. И., с даты их выдачи.

В обоснование требований указывалось, что на исполнении в ОСП по Уссурийскому городскому округу <данные изъяты> находится сводное исполнительное производство <данные изъяты>- СД в отношении административного истца, в которое входят исполнительные производства <данные изъяты>-ИП от <данные изъяты>, <данные изъяты>-ИП от <данные изъяты>, <данные изъяты>-ИП от <данные изъяты>, <данные изъяты>-ИП от <данные изъяты>, <данные изъяты>-ИП от <данные изъяты>, <данные изъяты>-ИП от <данные изъяты>, <данные изъяты>-ИП от <данные изъяты>, <данные изъяты>-ИП от <данные изъяты>, возбуждённые на основании постановлений об административных правонарушений за нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в городе Москве при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании действующих разрешений.

Согласно реестру разрешений <данные изъяты> индивидуальный предприниматель Пономаренко В.И. (ОГРНИП <данные изъяты>) за период с декабря 2019г. по февраль 2020 г. было выдано 12 вышеуказанных разрешений на осуществление деятельности легкового такси на территории <данные изъяты>.

Административный истец ссылался, что не подавал заявлений в Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры <данные изъяты> (далее - административный ответчик) для получения услуги по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <данные изъяты>, не получал таких разрешений, в собственности указанных транспортных средств не имел, договоров, связанных с использованием таких транспортных средств, не заключал, доверенностей от своего имени не выдавал; никогда не выезжал за пределы <данные изъяты>, не находился в <данные изъяты>, не подавал заявлений через портал, не получал разрешений в МФЦ в бумажном варианте, не выдавал доверенности представителям на подачу заявлений и получение разрешений на такси. <данные изъяты>г. органами Министерства внутренних дел России по городскому округу Красногорск и городу <данные изъяты> было зарегистрировано в книге учета сообщений о преступлениях заявление Пономаренко В.И. о признаках преступления по факту незаконной выдачи на его имя разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, по которому до настоящего времени проводится проверка.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей деятельность административного истца как индивидуального предпринимателя была прекращена <данные изъяты>г.

Административный истец отмечал, что наличие незаконно выданных разрешений повлекло существенное нарушение прав и законных интересов административного истца, поскольку, имея статус пенсионера по возрасту, он стал должником по исполнительным производствам, возбужденным по административным делам за правонарушения, вытекающие из выданных неустановленным лицам разрешений на такси. При отсутствии результатов проверки в порядке УПК РФ, отсутствует возможность обжаловать постановления о привлечении к административной ответственности и прекратить исполнительные производства. В рамках данных исполнительных производств единственное транспортное средство, с помощью которого истец мог бы осуществлять свою предпринимательскую деятельность на территории своего места проживания в городе <данные изъяты>, подверглось аресту, оценке для последующей реализации в счет погашения задолженности.

Решением Красногорского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении требований было отказано.

В апелляционной жалобе Пономаренко В.И. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, были извещены в установленном порядке, ходатайств об отложении рассмотрения дела с доказательствами уважительности причин неявки от них не поступало, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 3, 7 статьи 9 Федерального закона от <данные изъяты> N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление такой деятельности. Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Выдача разрешения, переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <данные изъяты> на момент выдачи спорного разрешения осуществлялась в соответствии с Порядком выдачи и переоформления разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <данные изъяты> (утвержден постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 711/26).

Согласно Порядку Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры <данные изъяты> является органом, ответственным за предоставление государственной услуги «Выдача разрешения, переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <данные изъяты>» (далее - государственная услуга) и выдает разрешения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <данные изъяты> (далее - перевозчики), при наличии у них на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям федерального законодательства и законодательства <данные изъяты> (пункты 1, 2).

Разрешения выдаются Уполномоченным органом на основании заявления перевозчика по форме, согласно приложениям к Порядку (пункт 8 Порядка).

Форма заявления, правила заполнения заявления, а также перечень документов, необходимых для получения разрешения, размещаются на сайте уполномоченного органа и на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) <данные изъяты> (далее - РПГУ) – пункт 9.

Заявление подается в форме электронного документа на РПГУ или документа на бумажном носителе в Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг <данные изъяты> (далее - МФЦ). Для подачи заявления в форме электронного документа заявитель (представитель заявителя) авторизуется на РПГУ посредством подтвержденной учетной записи юридического лица или индивидуального предпринимателя в Федеральной государственной информационная системе "Единая система идентификации и аутентификации" в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. В МФЦ заявителю (представителю заявителя) предоставляется возможность получения результата предоставления государственной услуги в форме экземпляра электронного документа, распечатанного на бумажном носителе (пункт 10).

Исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению указан в пунктах 11, 12 Порядка.

Уполномоченный орган вправе отказать в выдаче Разрешения в случае предоставления заявителем недостоверных сведений (пункт 17).

Отказ в выдаче Разрешения в иных, не предусмотренных пунктом 17 случаях, не допускается (пункт 18).

В силу подпункта 121 пункта 14 Положения о Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры <данные изъяты> (утверждено постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 115/7) к полномочиям Министерства относится осуществление выдачи и переоформления разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <данные изъяты>.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что от имени Пономаренко В.И. в Министерство поступили с заявления о выдачи разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров на легковом такси на автомобилях: HYUNDAI, SOLARIS, государственный регистрационный знак К285МС799, 2014 года выпуска; KIARIO, государственный регистрационный знак У475СУ750, 2018 года выпуска; HYUNDAISOLARIS, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, 2018 год выпуска 2018, KIARIO, государственный регистрационный знак Т330НТ750, 2016 года выпуска; HYUNDAISOLARIS, государственный регистрационный знак О029ОС750, 2017 год выпуска; HYUNDAISOLARIS, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, 2016 год выпуска автомобиля; SKODAOCTAVIA, государственный регистрационный знак С896ХС750, 2018 года выпуска; KIARIO, государственный регистрационный знак Р656АТ152, 2018 год выпуска; HYUNDAISOLARIS, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, 2016 год выпуска автомобиля; KIAYD (CERATO, FORTE), государственный регистрационный знак Н254НУ32, 2018 год выпуска; KIAJD (CEED), государственный регистрационный знак Х334ХМ750, 2016 год выпуска автомобиля; FORDFOCUS, государственный регистрационный знак Н817НК750, 2013 год выпуска.

К заявлениям приложены копии свидетельств о регистрации транспортных средств, копии паспорта заявителя.

Поскольку заявителем представлен комплект документов, оснований для отказа в предоставлении государственной услуги не выявлено Министерство 05 декабря 2019, 10 декабря 2019, 17 декабря 2019, 18 декабря 2019, 24 декабря 2019, 26 декабря 2019, 27 декабря 2019, 30 декабря 2019, 17 января 2020, 28 января 2020, 03 февраля 2020, 07 февраля 2020 выдало на имя Пономаренко В.И. оспариваемые разрешения на осуществления деятельности по перевозке пассажиров на легковых такси на указанных автомобилях.

Ввиду утраты Пономаренко В.И. статуса индивидуального предпринимателя, данные разрешения 29 сентября 2021 признаны недействующими.

Отказывая в удовлетворении требований об оспаривании действий по выдаче указанных разрешений, городской суд исходил из того, что незаконность действий административного ответчика при выдаче разрешения не установлено. В данном случае, у Министерства отсутствуют полномочия по проведении экспертизы документов, представленных с заявлением о выдаче разрешения на такси. Согласно сведениям, представленным по запросу Министерства, вышеуказанные транспортные средства в период подачи заявлений о выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси принадлежали на праве собственности административному истцу. Кроме того, спорные разрешения уже признаны недействующими, оснований о внесении сведений о недействительности разрешений с даты их выдачи не имеется.

Городским судом также отмечено, что при обращении <данные изъяты> в суд административным истцом пропущен срок на обжалование действий, поскольку о спорных разрешениях ему стало известно в 2020 году. При этом отсутствует его ходатайство о восстановлении срока.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с решением городского суда.

Из положений вышеназванного Порядка ведения реестра следует, что государственный орган обязан проверять информацию, указанную в заявлении, и в комплекте приложенных к заявлению документов в целях установления их достоверности/недостоверности, а также обязан обеспечивать наличие актуальных сведений в Реестре и достоверность соответствующих сведений, в связи с чем обязан направлять письменные запросы в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения в Российской Федерации, а также осуществляющие специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Однако проверку достоверности представленных вместе с заявлением Пономаренко В.И. свидетельств о регистрации транспортных средств, Министерство не проводило.

Хотя, как следует из ответа органов ГИБДД на запрос суда апелляционной инстанции от <данные изъяты>, все 12 спорных свидетельств о регистрации транспортных средств на имя Пономаренко В.И. не выдавались.

Кроме того, по сведениям ГИБДД в период времени с <данные изъяты> по <данные изъяты> на имя Пономаренко В.И.. был зарегистрирован лишь один автомобиль – ТОЙОТА ПРИУС, государственный регистрационный знак Р393<данные изъяты>.

Следовательно, в данном случае при надлежащем исполнении Министерством своих функций и надлежащей проверке достоверности представленных документов, в выдаче спорных разрешений должно быть отказано на основании пункта 17 названного Порядка.

В реальности сложилась ситуация, что внесенные в Реестр спорные сведения не отвечали принципу достоверности сведений государственных реестров (часть 5 статьи 7.4 Федерального закона от <данные изъяты> N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

При таких обстоятельствах, поскольку от имени Пономаренко В.И. были представлены документы, не соответствующие требованиям законодательства и не содержащие достоверных сведений, следует прийти к выводу, что у Министерства имелись основания для отказа в предоставлении государственной услуги "Выдача разрешения, переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <данные изъяты>".

При выдаче спорных разрешений на имя административного истца были нарушены его права, поскольку он неоднократно привлечен к административной ответственности в виде административных штрафов за нарушения правил перевозки, и на основании соответствующих постановлений возбуждены исполнительные производства, в рамках которых из пенсии административного истца удерживаются денежные средства.

Вопреки выводам городского суда, сроки для обращения в суд пропущены Пономаренко В.И. по уважительным причинам – ввиду последовательного его обращения в разные государственные органы в целях выяснения сведений по выданным спорным разрешениям, порядку подачи документов и по фактам мошеннических действий при выдаче спорных разрешений.

С учетом изложенного, решение суда, которым отказано в удовлетворении административного иска подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании незаконными действий Министерства по выдаче на имя Пономаренко В.И. спорных разрешений, с возложением на Министерство обязанности принять меры для внесения в Реестр сведений о недействительности спорных разрешений.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красногорского городского суда Московской области от 14 июля 2022 года отменить, постановить по делу новое решение, которым административный иск Пономаренко В.И. удовлетворить.

Признать незаконными действия Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской по выдаче индивидуальному предпринимателю Пономаренко В.И. разрешений на осуществление деятельности легкового такси на территории Московской области, а именно: 05.12.2019 регистрационный номер разрешения 295865, марка автомобиля HYUNDAI, модель автомобиля SOLARIS, государственный регистрационный знак <данные изъяты> Год выпуска автомобиля 2014, серия и номер бланка разрешения: серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с 05.12.2019 до 04.12.2024; 10.12.2019 регистрационный номер разрешения 296925, марка автомобиля KIA, модель автомобиля RIO, государственный регистрационный знак <данные изъяты> год выпуска автомобиля 2018, серия и номер бланка разрешения серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с 10.12.2019 до 09.12.2024; 17.12.2019 регистрационный номер разрешения 298408, марка автомобиля HYUNDAI, модель автомобиля SOLARIS, государственный регистрационный знак <данные изъяты> год выпуска автомобиля 2018, серия и номер бланка разрешения серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с 17.12.2019 до 16.12.2024; 18.12.2019 регистрационный номер разрешения 298803, марка автомобиля KIA, модель автомобиля RIO, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, год выпуска автомобиля 2016, серия и номер бланка разрешения серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с 18.12.2019 до 17.12.2024, 24.12.2019 регистрационный номер разрешения 300013 марка автомобиля HYUNDAI, модель автомобиля SOLARIS, государственный регистрационный знак 00290С750, год выпуска автомобиля 2017, серия и номер бланка разрешения серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с 24.12.2019 до 23.12.2024 Информация о выданном разрешении 300534;26.12.2019 регистрационный номер разрешения 300534, марка автомобиля HYUNDAI, модель автомобиля SOLARIS, государственный регистрационный знак У254СС178, год выпуска автомобиля 2016, серия и номер бланка разрешения серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с 26.12.2019 до 25.12.2024, 27.12.2019 регистрационный номер разрешения 300820, марка автомобиля SKODA, модель автомобиля OCTAVIA, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, год выпуска автомобиля 2018, серия и номер бланка разрешения серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с 27.12.2019 до 26.12.2024; 30.12.2019 регистрационный номер разрешения 301231, марка автомобиля KIA, модель автомобиля RIO, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, год выпуска автомобиля 2018, серия и номер бланка разрешения серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с 30.12.2019 до 29.12.2024, дата внесения изменений 13.04.2021; 17.01.2020 регистрационный номер разрешения 303097 марка автомобиля HYUNDAI, модель автомобиля SOLARIS, государственный регистрационный знак <данные изъяты> год выпуска автомобиля 2016, серия и номер бланка разрешения серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с 17.01.2020 до 16.01.2025, 28.01.2020 регистрационный номер разрешения 304555 марка автомобиля KIA, модель автомобиля YD (CERATO, FORTE), государственный регистрационный знак <данные изъяты>, год выпуска автомобиля 2018, серия и номер бланка разрешения серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с 28.01.2020 до 27.01.2025, 03.02.2020 регистрационный номер разрешения 305631, марка автомобиля KIAмодель автомобиля JD (CEED), государственный регистрационный знак <данные изъяты> год выпуска автомобиля 2016, серия и номер бланка разрешения, серия МО <данные изъяты> срок действия разрешения с 03.02.2020 до 02.02.2025; 07.02.2020регистрационный номер разрешения 306421, марка автомобиля FORD, модель автомобиля FOCUS, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, год выпуска автомобиля 2013, серия и номер бланка разрешения серия МО <данные изъяты>, срок действия разрешения с 07.02.2020 до 06.02.2025.

Обязать Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области принять меры к внесению в Реестр разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области сведений о недействительности названных выше разрешений, выданных ИП Пономаренко В. И., с даты их выдачи.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи