ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3325/2016 от 16.02.2017 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Русецкая А.А. Дело № 33а-448/2017

Докладчик Лихачева С.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 февраля 2017 года г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Лихачевой С.А.,

судей – Качура И.О., Неволиной Е.В.,

при секретаре – Вавулиной А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Корсаковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Корсаковского городского округа о признании незаконным бездействия по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», возложении обязанности устранить допущенные нарушения и включить информацию об административном регламенте в реестр муниципальных услуг, -

по апелляционной жалобе администрации Корсаковского городского округа на решение Корсаковского городского суда от 13 декабря 2016 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Признано незаконным бездействие администрации Корсаковского городского округа по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», включению информации о нем в реестр муниципальных услуг Корсаковского городского округа.

На администрацию Корсаковского городского округа возложена обязанность принять меры к разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», включить информацию о нем в реестр муниципальных услуг Корсаковского городского округа в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Лихачевой С.А., судебная коллегия

установила:

ДД.ММ.ГГГГ Корсаковский городской прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Корсаковского городского округа о признании незаконным бездействия по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», возложении обязанности устранить допущенные нарушения и включить информацию об административном регламенте в реестр муниципальных услуг.

В обоснование заявленных требований указал, что в нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», административным ответчиком не разработан и не принят административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства». Кроме того, информация об указанной муниципальной услуге не включена в реестр муниципальных услуг Корсаковского городского округа. Ранее в адрес администрации по данным фактам прокурором вносилось представление, однако мер к устранению выявленных нарушений предпринято не было. При этом прокурором установлено, что фактически такая муниципальная услуга администрацией оказывается. Считает бездействие администрации нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение полной и достоверной информации о предоставлении муниципальной услуги, порядке и сроках ее предоставления, необходимых для ее получения документах, и иных сведениях, которые должны содержаться в административном регламенте.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Корсаковского городского округа З.М.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Полагает, что обжалуемое решение по сути является вмешательством в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления, что является недопустимым.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Корсаковский городской прокурор Г.Д.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Корсаковского городского округа З.М.Н. апелляционную жалобу поддержала, прокурор Ж.В.В. возражала против ее удовлетворения.

Проверив материалы дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного решения.

Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (часть 6 статьи 37 ГрК РФ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).

На основании указанных в части 8 статьи 39 ГрК РФ рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет» (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Из содержания пункта 3 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства должны выноситься на публичные слушания.

Аналогичные положения закреплены в Уставе муниципального образования «Корсаковский городской округ» Сахалинской области (пункт 3 части 3 статьи 19 Устава).

Помимо этого, согласно пункту 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», территория городского округа Корсаковский Сахалинской области относится к свободному порту Владивосток.

В соответствии с частями 6, 8, 10 Федерального закона № 212-ФЗ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), расположенных на территории свободного порта Владивосток, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых расположен такой земельный участок или объект капитального строительства.

Подготовка и проведение публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования осуществляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа.

На основании рекомендаций, указанных в части 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, руководитель органа местного самоуправления муниципального района или городского округа принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Согласно пунктам 2 и 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Распоряжением Правительства Сахалинской области от 30 апреля 2015 года № 191-р «Об оптимизации предоставления муниципальных услуг и государственных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления» утвержден Типовой перечень муниципальных услуг органов местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области и государственных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Сахалинской области», в котором под пунктом 1.5 значится предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Таким образом, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства относится к муниципальным услугам, предоставляемым органом местного самоуправления.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Как следует из частей 1, 2, 5 статьи 13 того же федерального закона, разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу. Проект административного регламента подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента. С даты размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соответствующем официальном сайте проект административного регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Федеральный закон № 210-ФЗ вступил в силу со дня официального опубликования – 30 июля 2010 года, следовательно, предписываемые им действия подлежали совершению компетентными органами в срок до 30 июля 2012 года.

Как верно установлено судом и следует из материалов дела, администрацией Корсаковского городского округа до настоящего времени не разработан и не принят административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства». Кроме того, информация об указанной муниципальной услуге не включена в реестр муниципальных услуг Корсаковского городского округа, утвержденный постановлением мэра Корсаковского городского округа от 25 февраля 2014 года № 302.

Данные факты подтверждаются материалами прокурорской проверки и не отрицались представителем административного ответчика, которая в судебном заседании пояснила, что указанный административный регламент до настоящего времени находится в стадии разработки.

При изложенных обстоятельствах судом принято верное решение об удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия органа муниципального образования и возложении на него обязанности по устранению допущенных нарушений.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку судом разрешен вопрос о защите прав неопределенного круга лиц, нарушаемых незаконным бездействием органа местного самоуправления, что является не только правом, но и обязанностью суда, установленной частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и не может быть расценено как вмешательство в нормотворческую деятельность этого органа.

Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом при рассмотрении дела не допущено, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Корсаковского городского суда от 13 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Корсаковского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий С.А. Лихачева

Судьи И.О. Качура

Е.В. Неволина