ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3328/17 от 28.09.2017 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Лазарева Е.В.

№ 33а-3328/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Соляникова Р.В., Кудряшовой Е.П.

при секретаре Пушаевой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10.07.2017 с учетом дополнительного решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.08.2017 по административному исковому заявлению Костина Л. Г. о признании незаконным решения Управления Росреестра по Республике Карелия о приостановлении государственной регистрации права, понуждении к совершению действий.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что Костин Л.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером (...). 29.12.2016 административный истец обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: (...), приложив декларацию об объекте недвижимого имущества от (...). 13.01.2017 Управлением Росреестра по Республике Карелия (далее – Управление Росреестра) вынесено решение о приостановлении государственной регистрации права, оформленное письмом (...), мотивированное тем, что на государственную регистрацию не представлен технический план дома, не подано заявление на постановку указанного дома на кадастровый учет. Считая, что указанное решение нарушает его права, КостинЛ.Г. просил суд признать его незаконным, обязав административного ответчика зарегистрировать право собственности на жилой дом.

Решением суда с учетом дополнительного решения административный иск удовлетворен частично. Признано незаконным и отменено решение о приостановлении государственной регистрации права, оформленное письмом (...) от (...). Суд обязал Управление Росреестра в месячный срок со дня вступления в законную силу решения разрешить по существу заявление КостинаЛ.Г. от (...). На административного ответчика возложена обязанность сообщить об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. С Управления Росреестра в пользу Костина Л.Г. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что КостинымЛ.Г. пропущен срок для обращения с административным иском. Полагает, что у апелляционной комиссии кадастрового органа отсутствовала обязанность по рассмотрению жалобы административного истца. Отмечает, что с 01.01.2017 подлежат применению положения Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Представитель административного ответчика Панченко К.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала.

Заинтересованное лицо Костина С.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражала.

Административный истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Костин Л.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером (...), категория земель: (...), разрешенное использование: (...), общей площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (...).

29.12.2016 административный истец обратился через (...) в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: (...), приложив к заявлению декларацию об объекте недвижимого имущества от (...). Указанное заявление поступило в кадастровый орган 30.12.2016.

13.01.2017 административным ответчиком вынесено решение о приостановлении государственной регистрации права до (...), оформленное письмом (...), мотивированное тем, что на государственную регистрацию не представлен технический план дома, не подано заявление на постановку указанного дома на кадастровый учет.

(...) в Управление Росреестра поступила жалоба Костина Л.Г. на решение о приостановлении государственной регистрации права от (...).

Ответом административного ответчика от (...) административному истцу разъяснено, что указанная жалоба не подлежит рассмотрению апелляционной комиссией, поскольку оспариваемым решением не приостанавливалось осуществление кадастрового учета.

На основании заявления Костина Л.Г. Управлением Росреестра вынесено решение о приостановлении государственной регистрации от (...), оформленное письмом (...), сроком до (...).

(...) административный истец обратился с иском в Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Статьей 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ), утратившей силу с 01.01.2017, были предусмотрены особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.

Согласно пункту 1 статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ).

Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации (пункт 5 статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ).

Пунктом 1 части 17 статьи 51 ГрК РФ установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.

С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ), которым предусмотрено, что: государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи с созданием объекта недвижимости (пункт 1 части 3 статьи 14); государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости (часть 10 статьи 40).

На основании части 5 статьи 72 Федерального закона № 218-ФЗ данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

Согласно разъяснениям, изложенным в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.12.2016 № 39682-ВА/Д23и, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав, а также предоставление сведений ЕГРП и ГКН на основании заявлений (запросов) и необходимых для этого документов, поступивших в территориальные органы Росреестра и филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» до 1 января 2017 г., должны осуществляться по правилам, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Федеральным законом № 122-ФЗ, в частности, в отношении требований к представляемым для предоставления государственной услуги документам, оснований для приостановления (отказа) в государственной регистрации прав и т.п., с учетом изложенного ниже.

Письмом от 17.03.2017 № 14-02854/17 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии разъяснила, что государственный кадастровый учет объекта недвижимого имущества, для строительства которого в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, и в отношении которого в 2016 г. представлены документы на государственную регистрацию прав, может быть осуществлен без соответствующего заявления о кадастровом учете на основании сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации прав (например, в декларации об объекте недвижимого имущества).

В соответствии со статьей 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Таким образом, поскольку административный истец обратился за осуществлением государственной регистрации права до 31.12.2016, предоставив весь пакет документов, предусмотренный Федеральным законом № 122-ФЗ, то приостановление государственной регистрации со ссылкой на необходимость предоставления пакета документов, предусмотренного Федеральным законом № 218-ФЗ, является незаконным.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока на обращение в суд не могут повлечь за собой отмену решения суда в силу следующего.

Согласно частям 1, 5-7 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Административным истцом оспаривается решение от 13.01.2017, о котором, по утверждению административного истца, ему стало известно лишь в феврале 2017 г. в связи с тем, что указанное решение не было направлено в его адрес, что подтверждается материалами дела и не было опровергнуто представителем административного ответчика, участвующим в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

(...) административный истец оспорил указанное решение в административном порядке в апелляционную комиссию, а после получения (...) ответа о том, что данное решение не подлежит обжалованию в административном порядке в апелляционную комиссию, (...) обратился в суд.

При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, срок обращения в суд пропущен административным истцом по уважительной причине и подлежит восстановлению.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, а повторяют правовую позицию Управления Росреестра, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10.07.2017 с учетом дополнительного решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.08.2017 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи