ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3337/18 от 22.08.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Пичуева В.В.

и судей Цыдендамбаевой О.Ч., Ходюкова Д.С.

при секретаре Солодухиной Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 22 августа 2018 года административное дело по административному иску Читинского межрайонного природоохранного прокурора к КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение» о признании действий незаконными, установлении запрета на определенные действия, возложении обязанности,

по апелляционному представлению прокурора Читинской межрайонной природоохранной прокуратуры Шорохова А.А.,

на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 18 июня 2018 года, которым постановлено: в удовлетворении иска отказать.

Заслушав доклад судьи Пичуева В.В., судебная коллегия

установила:

Читинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указывая, что в ходе проверки исполнения Министерством природных ресурсов Забайкальского края и КГУ «Управления лесничествами Забайкальского края», переданных РФ полномочий в лесной сфере выявлено незаконное использование лесного участка без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору, в пределах установленных полномочий и функций по оказанию государственных услуг, а также переданных РФ полномочий в области лесных отношений. Министерство проводит государственную экспертизу проекта освоения лесов, осуществляет предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное бессрочное пользование, а также заключением договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведений соответствующих аукционов. С целью обеспечения полномочий Министерства в сфере лесных отношений распоряжением Правительства Забайкальского края от 22 января 2016 года 11-р создано подведомственное Министерству учреждение – Управление лесничествами. 05 июля 2013 года на основании приказа Государственной лесной службы Забайкальского края № 868 КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение» (далее по тексту КГСАУ, КГСАУ «Забайкаллесхоз») в пределах земель лесного фонда предоставлен лесной участок Читинского лесничества (Сивяковское участковое лесничество квартал 58, выделы 22, 24), площадью 22 га в постоянное бессрочное пользование для выращивания посадочного материала лесных растений. 29 июня 2017 года Управлением лесничества установлено, что административный ответчик использует лесной участок, возведя питомник для выращивания сеянцев, дороги, посевное отделение, усадьбу, лесополосы без получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов. Использование КГСАУ лесного участка подтверждается актом проверки соблюдения лесного законодательства Читинского лесничества № 01 от 29 июня 2017 года. В связи с передачей лесного участка ответчик не планирует и не осуществляет на нем мероприятия по пожарной и санитарной безопасности в лесах и по воспроизводству лесов. Обязанность осуществлять эти мероприятия, которые устанавливаются в проекте освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы возложена на ответчика. Таким образом, в нарушение требований ЛК РФ ответчик использует лесной участок в отсутствие проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и не может проводить на нем противопожарные и санитарные и лесовосстановительные мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов, что может повлечь угрозу возникновения лесного пожара, понижение количественного и качественного состояния лесов. В случае возникновения пожара на лесном участке по причине невыполнения противопожарных мероприятий ответчиком создается угроза возникновения чрезвычайной ситуации локального характера, а при распространении пожара за границы объекта чрезвычайная ситуация муниципального характера. КГСАУ «Забайкаллесхоз» обязан при фактическом использовании лесного участка разработать проект освоения лесов и получить положительное заключение государственной экспертизы. Вместе с тем данная обязанность ответчиком до настоящего времени не исполнена. Прокурор просил суд признать действия КГСАУ «Забайкаллесхоз» по использованию лесных участков в квартале 58 выдела 22, 24 Сивяковского участкового лесничества Читинского лесничества в Читинском районе площадью 22 га для выращивания посадочного материала лесных растений при отсутствии проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы незаконными; запретить КГСАУ «Забайкаллесхоз» использовать лесные участки в квартале 58 выдела 22, 24 Сивяковского участкового лесничества Читинского лесничества в Читинском районе площадью 22 га без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Обязать КГСАУ «Забайкаллесхоз»разработать проект освоения лесов на используемые лесные участки в квартале 58 выдела 22, 24 Сивяковского участкового лесничества Читинского лесничества в Читинском районе площадью 22 га и получить положительное заключение государственной экспертизы на данный проект. В дальнейшем использовать лесные участки в квартале 58 выдела 22, 24 Сивяковского участкового лесничества Читинского лесничества в Читинском районе в соответствии с проектом освоения лесов, имеющего положительное заключение государственной экспертизы.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Читинской межрайонной природоохранной прокуратуры Шорохов А.А. просит решение суда отменить полностью и принять по данному делу новое решение. Полагает, данное решение суда принято незаконно и необоснованно с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылаясь на нормы лесного кодекса и правила использования лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 19.07.2011 № 308, утверждает, что нормами лесного законодательства установлена обязанность по разработке проекта освоения лесов с момента предоставления лесного участка; и по использованию в дальнейшем лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы. Указывает, что приказом Государственной лесной службы Забайкальского края № 868 от 05.07.2013г., лесной участок предоставлен КГСАУ «Забайкаллесхоз» в пределах земель лесного фонда Читинского лесничества. Согласно приказу площадь предоставленного лесного участка составила 22 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 1351-2013-05. Лесной участок в июле 2016 года поставлен на кадастровый учет с присвоением номера № 75:22:76001:295, в приказ внесены изменения: указан кадастровый номер лесного участка, площадь – 22 га. Таким образом, границы лесного участка поставлены на кадастровый учет, которому предшествует землеустройство, что позволяет определить его в качестве индивидуально-определенной вещи. Приводит доводы и ссылается на обстоятельства аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав объяснения прокурора Читинской межрайонной природоохранной прокуратуры Афанасьева А.С., представителей Министерства природных ресурсов Забайкальского края Кеня Е.С., Моториной Е.С., поддержавших доводы представления, представителя КГСАУ «Забайкаллесхоз» Ремезова А.О., полагавшего, что решение суда является частично правильным, судебная коллегия приходит к следующему.

Принимая оспариваемое решение, суд исходил из того, что поскольку: в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих фактическую площадь занимаемую питомником, расположение объектов: питомник, дороги, усадьба, посевное отделение, лесополосы, действия ответчика по фактическому использованию участка, при том, что представитель ответчика пояснил, что объекты, указанные истцом в заявлении были возведены прежним лесопользователем; акт от 29.06.2017г., составленный ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» не содержит сведений об использовании участка ответчиком, а констатирует факт расположения на участке посевного отделения, дорог, лесополосы, усадьбы, отсутствие правоподтверждающих документов; причиной отклонения представленного ответчиком проекта освоения лесов является также несоответствие площади питомника, отсутствие регистрации права постоянного пользования; каких-либо достоверных доказательств (схем, отчетов, заключений специалистов) относительно фактических границ ранее учтенного участка, фактически занимаемой площади лесного участка административный истец суду не представил, требования запретить использовать лесные участки, обязать разработать проект освоения лесов на используемые участки не могут быть удовлетворены без выяснения вопроса о праве на участок и границах участка, в противном случае решение суда не будет отвечать принципу исполнимости судебного решения.

С указанными выводами и принятым судом решением судебная коллегия согласиться не может.

Согласно ч.1 и ч.6 ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, нопредназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие); порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

В соответствии с ч.1, ч.3 и ч.4 ст.39.1 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) использование лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) представляет собой предпринимательскую деятельность, осуществляемую в целях воспроизводства лесов и лесоразведения; для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) лесные участки государственным учреждениям, муниципальным учреждениям предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду; правила использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 10 правил использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), утвержденных приказом Рослесхоза от 19.07.2011 №308, лица, использующие леса для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с ч.1 ст.88 ЛК РФ, осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Частями 1 и 2 ст.88 ЛК РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 ЛК РФ, состав которого, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 года № 69 утвержден «Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки», в п.3 которого указано, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч.1 ст.21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Согласно ст.89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1 ); государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.2).

Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (п.3 Порядка экспертизы).

Согласно ч.1 ст.26, ч.8 ст.51, ч.2 ст.53, ч.3 ст.53.1, ч.5 ст.60.1, ч.2 ст.60.3, ч.2 ст.60.7, ч.5 ст.60.12, ч.4 ст.61, ч.2 ст.64 ЛК РФ лицами, использующими леса в соответствии с проектом освоения лесов подается лесная декларация об использовании лесов, а также осуществляются меры пожарной и санитарной безопасности в лесах, воспроизводство лесов, уход за лесами, сохранение их полезных функций.

Таким образом, нормами лесного законодательства установлена обязанность по разработке проекта освоения лесов с момента предоставления лесного участка; и по использованию в дальнейшем лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы.

Из материалов дела видно, что лесной участок предоставлен КГСАУ «Забайкаллесхоз в пределах земель лесного фонда Читинского лесничества (Сивяковское участковое лесничество, квартал 58 выделы 22, 24) приказом Государственной лесной службы Забайкальского края №868 от 05.07.2013 г. (далее - приказ) для выращивания посадочного материала лесных растений с условием, что этим правом ответчик может воспользоваться после регистрации права пользования в Росреестре и предоставления положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов. Согласно приказу площадь предоставленного лесного участка составила 22 га, номер учетной записи в государственной лесном реестре: 1351-2013-05. Лесной участок в июле 2016 года поставлен на кадастровый учет с присвоением номера №75:22:76010:295, в приказ приказом Министра природных ресурсов Забайкальского края №1131 от 23.08.2017 года внесены изменения: указан кадастровый номер лесного участка, площадь - 22,0 га.

Таким образом, границы лесного участка поставлены на кадастровый учет, которому предшествует землеустройство, что позволяет определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

В связи с чем, доводы ответчика о неясности действительной площади предоставленного лесного участка, в том числе по причине несоответствия с таксационным описанием, несостоятельны, поскольку на момент предоставления лесного участка, и в последующем при внесении изменений в приказ и проведении прокурорской проверки площадь лесного участка не менялась и составила 22 га, его границы были определены как при предоставлении лесного участка, так и при постановке на кадастровый учет по результатам землеустроительных работ. Результаты работ по постановке на кадастровый учет и землеустроительных работ ответчиком не оспаривались.

При рассмотрении дела в суде представителем ответчика не отрицался факт использования лесного участка по назначению, путем выращивания посадочного материала лесных растений, размещения отделения и лесополос в ранее установленных границах лесного участка. Ответчиком в суде лишь уточнено, что строения на лесном участке возведены ранее предыдущим пользователем, но используется в настоящий момент КГСАУ. При этом акт от 29.06.2017г., составленный КГУ «Управление лесничествами Забайкальского края», также содержит сведения об использовании участка ответчиком, поскольку факт расположения на участке посевного отделения, дорог, лесополосы, усадьбы, свидетельствует об использовании участка для выращивания посадочного материала, что не отрицается ответчиком. Более того, на представленной ответчиком публичной кадастровой карте отчетливо видно, что в границах лесного участка №75:22:76010:295 располагаются лесополосы, усадьба, в то время как непосредственно за границами лесного участка подобных объектов нет. Следовательно, факт использования участка КГСАУ подтвержден и не оспаривается ответчиком.

В отрицательном заключении Министерства природных ресурсов Забайкальского края №131-17 от 29.12.2017 на проект освоения лесов (далее -заключение) отсутствует указанное судом основание - несоответствие площади питомника, отсутствие регистрации права постоянного пользования. В заключении указанные иные нарушения, в том числе, перечисление в проекте освоения лесов объектов (баня, комплекс электроснабжения и т.д.), размещение которых не допускается распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 №1283-р «О перечне объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных и резервных лесов», которые ответчиком до настоящего момента не устранены, что является действительным не устраненным основанием для выдачи положительного заключения на проект освоения лесов и запрета использования лесного участка.

При этом отсутствие регистрации права постоянного пользования также бы указывало на нарушения со стороны ответчика, поскольку допущено по его вине.

Суд обосновал свое решение отсутствием сведений о фактических границах ранее учтенного лесного участка, фактически занимаемой площади под питомник. Однако спор о праве на лесной участок, о его границах и площади не являлся предметом рассмотрения дела, т.к. использование лесного участка без проекта освоения лесов с положительной экспертизой не допускается на любой площади или части предоставленного участка. При этом какая фактически используется площадь значения не имеет. Кроме этого, отсутствие кадастровых документов и не постановка лесного участка на кадастровый учет не являлось основанием для дачи Министерством природных ресурсов Забайкальского края отрицательного заключения №131-17 от 29.12.2017 г. на проект освоения лесов ответчику, основанием являлись нарушения лесного законодательства.

В связи с изложенным у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора.

При таких обстоятельствах судебное решение не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска прокурора.

С учетом того, что административному ответчику необходимо время для выполнения государственного задание 2018 года и подготовки к лесопосадкам 2019 года, учитывая мнение прокурора судебная коллегия полагает, что запрет ответчику по использованию лесных участков без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы должен осуществляться с 1 мая 2019 года.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Читинского районного суда Забайкальского края от 18 июня 2018 года отменить, принять по делу новое решение.

Административный иск удовлетворить.

Признать действия Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» по использованию лесных участков в квартале 58 выделах 22, 24 Сивяковского участкового лесничества Читинского лесничества в Читинском районе Забайкальского края, площадью 22 га для выращивания посадочного материала лесных растений при отсутствии проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, незаконными.

Запретить Краевому государственному специализированному
автономному учреждению «Забайкальское лесохозяйственное объединение» с 1 мая 2019 года использовать лесные участки в квартале 58 выделах 22, 24 Сивяковского участкового лесничества Читинского лесничества в Читинском районе Забайкальского края, площадью 22 га без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Обязать Краевое государственное специализированное автономное
учреждение «Забайкальское лесохозяйственное объединение» разработать
проект освоения лесов на используемые лесные участки в квартале 58 выделах 22, 24 Сивяковского участкового лесничества Читинского лесничества в Читинском районе Забайкальского края, площадью 22 га и получить положительное заключение государственной экспертизы на данный проект. В дальнейшем использовать лесные участки в квартале 58 выделах 22, 24 Сивяковского участкового лесничества Читинского лесничества в Читинском районе Забайкальского края в соответствии с проектом освоения лесов, имеющего положительное заключение государственной экспертизы.

Председательствующий

Судьи