ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3338/2016 от 02.03.2016 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Андреев К.В. Дело № 33а-3338/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 марта 2016 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего судьи Сергеева С.С.,

судей Бычкова В.В., Балашовой И.Б.,

при секретаре Шишкиной А.Ф.

с участием прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Маминой Н.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании

административное дело по административному исковому заявлению временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК № 25 УФСИН России по Волгоградской области об установлении административного надзора осужденному Малышеву М. А.,

по апелляционным жалобам временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области Бендь А.С., осужденного Малышева М. А.

на решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 25 декабря 2015 года, которым постановлено:

исковые требования временно исполняющего обязанности начальника Федерального казённого учреждения исправительная колония №25 УФСИН России по Волгоградской области Бендь А. С. об установлении административного надзора осуждённому Малышеву М. А. удовлетворить частично.

Установить Малышеву М. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, гражданину РФ, освобождающемуся ДД.ММ.ГГГГ, административный надзор сроком на <.......> до ДД.ММ.ГГГГ, установив административные ограничения в виде:

- обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;

- запрета на выезд за пределы Муниципального образования по месту жительства;

- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 06 часов.

В остальной части заявленных требований об установлении ограничений отказать.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органах внутренних дел по избранному Малышевым М. А. месту жительства или пребывания.

Разъяснить Малышеву М. А., что административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и положительно характеризуется по месту работы и /или/ месту жительства или пребывания.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Бычкова В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Временно исполняющий обязанности начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области Бендь А.С. обратился в суд с иском об установлении осуждённому Малышеву М.А. административного надзора сроком на <.......> по отбытию им срока наказания с установлением следующих ограничений:

обязательной явки 3 раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации;

запрета на выезд с места жительства без разрешения органа внутренних дел по месту регистрации либо пребывания;

запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время с 22-00 до 06-00 часов.

В обоснование требований указав, что в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №25 Управления Федеральной службы исполнения наказании по Волгоградской области» Малышев М.А. отбывает наказание по приговору Жирновского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему назначено наказание в виде <.......> лишения свободы без штрафа, с ограничением свободы на срок <.......> с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Начало срока ДД.ММ.ГГГГ, конец срока ДД.ММ.ГГГГ. При назначении наказания Малышеву М.А. признан отягчающим обстоятельством – опасный рецидив преступлений.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области Бендь А.С. просит решение суда первой инстанции изменить, вынести новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

В обоснование жалобы указал на то, что учитывая личность осужденного, которому приговором суда, отягчающим обстоятельством признан опасный рецидив преступлений, его поведения в период отбывания наказания, вид ограничения, в назначении которого судом отказано, будет более эффективно способствовать его исправлению.

Малышев М.А. в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции изменить и принять новое решение которым установить обязательную явку один раз в месяц в ОВД по месту жительства, исключить запрет на выезд за пределы муниципального образования по месту жительства, внести ясность по приговору Жирновского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объеме, оценив имеющиеся в административном деле доказательства, выслушав прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Мамину Н.Л. полагавшую решение Фроловского городского суда Волгоградской области изменить в части указания срока, с которого исчислять административный надзор, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В силу ч. 1, 3 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

В соответствии с ч. 8 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

По настоящему делу судом установлено, что Малышев М.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, осуждён приговором Жирновского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему назначено наказание в виде <.......> лишения свободы без штрафа, с ограничением свободы на срок <.......> с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Совершенное Малышевым М.А. преступление относится к категории тяжких преступлений, в его действиях судом установлен опасный рецидив преступлений.

Начало отбытия срока наказания – ДД.ММ.ГГГГ, конец срока – ДД.ММ.ГГГГ

За период отбывания наказания Малышеву М.А. было объявлено <.......>.

Согласно представленной в материалах дела характеристике, Малышев М.А. за время отбытия наказания зарекомендовал себя следующим образом: вину в совершенном преступлении не признал. Правила внутреннего распорядка, требования уголовно-исполнительного кодекса РФ не соблюдает. Состоит на профилактическом учете с ДД.ММ.ГГГГ как лидер и активный участник группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающего негативное влияние на других осужденных. К труду относится удовлетворительно, не имеет случаев отказа от работ по благоустройству учреждения. К психофизической коррекции своей личности и принятию инициативных мер к ресоциализации не стремиться. Выполняет программы психофизической коррекции своей личности, под контролем администрации. Мероприятия воспитательного характера посещает, правильные выводя для себя не делает. В общественной жизни отряда участие не принимает. Занимает негативную позицию.

Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведённых норм права, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о необходимости установления в отношении Малышева М.А. административного надзора, предусматривающего приведённые в обжалуемом судебном акте ограничения.

Принимая решение об отказе в установлении такого вида ограничения, как запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий увеселительного характера и участия в указанных мероприятиях и устанавливая ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации, а не три раза, как о том испрашивалось в заявлении, суд первой инстанции принял во внимание характеристику личности Малышева М.А., его поведение в период отбытия наказания, а также в целях предупреждения преступлений и правонарушений, суд обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении заявления об установлении административных ограничений, соответствующих данной норме права, а именно: обязательно являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета на выезд за пределы муниципального образования по месту регистрации либо пребывания; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.

Довод апелляционной жалобы временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области Бендь А.С. о том, что установление такого ограничения, как обязательная явка три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, а также запрета посещения мест проведения массовых увеселительных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, направлен на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, оснований для изменения которых судебная коллегия не усматривает, а потому не может служить основанием для изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.

Довод апелляционной жалобы Малышева М.А. о том, что при установлении судом административного ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета на выезд за пределы муниципального образования по месту жительства; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 06 часов., не приняты во внимание в полной мере его личность и поведение в период отбытия наказания, не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку судом всесторонне, полно и объективно исследовались материалы характеризующие Малышева М.А.

При этом судебная коллегия учитывает, что в дальнейшем поднадзорное лицо не лишено возможности обратиться в суд в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ с заявлением о частичной отмене установленных судом административных ограничений.

Каких либо иных доводов, опровергающих выводы суда апелляционной инстанции жалоба не содержит.

Вместе с тем судебная коллегия находит необходимым изменить решение суда ввиду неприменения закона, подлежащего применению.

Согласно части 4 статьи 5 Закона N 64-ФЗ и пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 года N 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы, на что должно быть указано в решении суда.

В соответствии с пунктом «г» части 3 статьи 86 УК РФ ( в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления – по истечении восьми лет после отбытия наказания, то есть после отбытия основного и дополнительного видов наказания.

Поскольку приговором Жирновского районного суда Волгоградской области помимо основного наказания назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы сроком на <.......>, то срок административного надзора подлежит исчислению с момента отбытия наказания в виде ограничения свободы.

Таким образом, административный надзор в отношении Малышева М.А. подлежит установлению на шесть лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть по ДД.ММ.ГГГГ включительно (с учетом дополнительного наказания). Срок административного надзора подлежит исчислению с момента отбытия Малышевым М.А. наказания в виде ограничения свободы, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь ст. 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 25 декабря 2015 года изменить в части.

Установить в отношении Малышева М. А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцу <адрес>, административный надзор на срок, <.......> – по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Срок административного надзора подлежит исчислению с момента отбытия Малышевым М. А. наказания в виде ограничения свободы, с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 25 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области Бендь А.С., осужденного Малышева М. А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Согласовано

Судья Волгоградского областного суда В.В. Бычков