ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-33408/2021 от 17.11.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья Сергеева Л.В. Дело № 33а-33408/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Вердияна Г.В., Бакулина А.А.,

при секретаре Кехтер А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 ноября 2021 года апелляционную жалобу Куздрова Н. С. на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 20 августа 2021 года по административному делу по административному иску ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области к Куздрову Н. С. о взыскании недоимки по земельному налогу, пени,

заслушав доклад судьи Вердияна Г.В.,

установила:

ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Куздрову Н.С. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015 год в размере 1209 рублей, пени в размере 10,91 рубля.

Административный истец, с учетом уточнения, просит суд взыскать с Куздрова Н.С. задолженность по уплате земельного налога за 2015 год в размере 1 209 рублей и пени в размере 10,91 рубля. Также, просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления, указывая, что процессуальный срок пропущен ввиду значительного документооборота, требующего дополнительного времени для формирования административных исковых заявлений.

Административный ответчик Куздров Н.С. возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного судопроизводства не представил.

В соответствии с пп.3 п.1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

При таких обстоятельствах, дело рассматривается судом в порядке упрощенного (письменного) производства на основании ст.ст.291, 292 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Административным ответчиком Куздровым Н.С. суду первой инстанции представлены письменные возражения на административное исковое заявление, против удовлетворения заявленных требований, указывает на отсутствие задолженности по земельному налогу. Также, указывает, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд с требованиями о взыскании задолженности по налогам, предусмотренный ст. 48 НК РФ. Против восстановления срока возражает, полагает, что сильная загруженность не может служить основанием для восстановления срока, поскольку данное обстоятельство не препятствовало административному истцу обратиться в суд с требованиями о взыскании задолженности по налогам в 2017 и 2018 году.

Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 20 августа 2021года заявленные требования налогового органа удовлетворены частично.

С ФИО1 взыскана задолженность по земельному налогу за 2015 год в размере 1 209 рублей, пени за период со 2 декабря 2016 года по 21 декабря 2016 года в размере 8,06 рублей

В удовлетворении требований о взыскании пени свыше суммы, определенной судом, отказано.

С ФИО1 взыскана государственная пошлина в сумме 400 рублей в доход местного бюджета.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене данного решения, указывая не его незаконность, поскольку допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам и сборам.

На основании п.п. 1 и 2 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Налогоплательщиками налога в соответствии со ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В силу ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Статьёй 397 НК РФ установлено, что налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Согласно ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В силу п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Одновременно законодатель установил, что налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 52 НК РФ).

В соответствии со статьей 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69).

Как установлено ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что ФИО1 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>

В соответствии с положениями налогового законодательства за 2017 год ответчику был начислен земельный налог на указанный участок в размере 1 209 рублей.

9 сентября 2016 года налоговым органом сформировано налоговое уведомление №73876679 об оплате ФИО1, в том числе земельного налога за 2015 год за 12 месяцев владения, в размере 1 209 руб. в срок до 1 декабря 2016 года (л.д.18).

Применительно к ч. 4 ст. 52, ч. 6 ст. 69 НК РФ, в случае направления налогового уведомления, налогового требования по почте заказным письмом они считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Административным истцом доказано обстоятельство направления административному ответчику налогового уведомления и налогового требования, что подтверждается списком почтовых отправлений заказных писем № 18, в связи с чем считаются полученными адресатом.

Таким образом, административный ответчик в 2015 году являлся собственником земельного участка, по которому был начислен земельный налог за 2015 год, и этот налог не оплатил, соответственно, в силу ст.ст. 23, 45, 388, 393 НК РФ обязан оплатить земельный налог за указанный период.

Поскольку административный ответчик обязанность по уплате земельного налога полностью не исполнил, в соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму задолженности по земельному налогу за период нарушения им своей обязанности подлежит начислению пеня.

Доказательств уплаты заявленных к взысканию земельного налога, пени по нему административным ответчиком не представлено.

Требованием № 2545 от 22 декабря 2016 года ФИО1 предложено оплатить земельный налог за 2015 год в размере 1 209 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 8,06 руб.

Мировым судьей судебного участка № 227 Сергиево-Посадского судебного района Московской области судебный приказ о взыскании недоимки и пени с ФИО1 отменен 15 января 2021 года.

Разрешая требования налогового органа относительно взыскания с административного ответчика недоимки по земельному налогу с физических лиц за 2015 год, суд исходил из того, что ФИО1 является собственником земельного участка. Поскольку административным ответчиком свои налоговые обязательства не были исполнены, суд пришел к правильному выводу о взыскании земельного налога и пени за указанный период.

Довод, изложенный в апелляционной жалобе, что ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области пропустила срок обращения в суд за взысканием задолженности, так как должна была подать административный иск в течение шести месяцев со дня исполнения требований об уплате налогов, не может повлечь отмену обжалуемого решения.

Пунктом 2 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим пунктом.

В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что налоговым органом последовательно принимались меры к взысканию задолженности в установленном законом порядке, направлялись налоговое уведомление и требование, подавалось заявление мировому судье о выдаче судебного приказа, то есть явно была выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика налога на имущество с физических лиц и пени.

Поскольку судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка №№ 227 Сергиево-Посадского судебного района Московской области 15.01.2021года, и с этой даты должен исчисляться срок на обращение с административным иском в суд, то административный иск должен был быть подан в суд не позднее 15.07.2021 года.

Административный иск был подан в суд 21.05.2021 года, то есть, в установленный срок.

При указанных обстоятельствах у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.

При рассмотрении административного дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного ответчика, выраженную в суде первой инстанции, были предметом исследования судом, им дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в обжалуемом решении. Оснований для отмены решения, жалоба не содержит.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 20 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи