ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3356/2022 от 01.06.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Норкина М.В.

УИД 38RS0024-01-2021-005208-84

Судья-докладчик Махмудова О.С.

№ 33а-3356/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Абрамчика И.М.,

судей Исаковой Н.Н., Махмудовой О.С.,

при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-131/2022 по административному исковому заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 8 имени А.А. Разгуляева» к судебному приставу-исполнителю Усольского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО1, Усольскому районному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области о снижении размера исполнительского сбора

по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя ФИО8 на решение Усольского городского суда Иркутской области от 14 января 2022 г.,

установила:

в обоснование административного искового заявления указано, что решением Усольского городского суда от Дата изъята удовлетворены требования прокурора города Усолье-Сибирское к МБОУ «ООШ № 8 им. А.А. Разгуляева» и администрации г. Усолье-Сибирское о понуждении устранить нарушения требований антитеррористической безопасности в срок до Дата изъята

Дата изъята судебным приставом-исполнителем Усольского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области ФИО1 по указанному решению суда возбуждено исполнительное производство, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа и разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа будет взыскан исполнительский сбор. Определением Усольского городского суда от Дата изъята предоставлена отсрочка исполнения решения от Дата изъята в срок до Дата изъята Требования в срок устранены не были и судебным приставом-исполнителем Дата изъята вынесено постановление о взыскании с МБОУ «ООШ № 8 им. А.А. Разгуляева» исполнительского сбора в размере (данные изъяты) МБОУ «ООШ № 8 им. А.А. Разгуляева» финансирование, которого осуществляется за счет средств собственника - муниципального образования «город Усолье-Сибирское» из средств местного бюджета в рамках муниципального задания. Собственными финансовым средствами учреждение не располагает. Для обеспечения антитеррористической защищенности МБОУ «ООШ № 8 им. А.А. Разгуляева» требуется (данные изъяты), в том числе на обеспечение охраны учреждения силам частных охранных организаций или подразделениями войск национальной гвардии, на оборудование мест для охраны, оборудование зоны пропускного режима на входах в учреждение, на приобретение и установку металлоискателей. При этом, на сегодняшний день у администрации города Усолье-Сибирское также отсутствуют финансовые средства в связи со значительным дефицитом средств в городском бюджете. Также, необходимо принять во внимание, что в 2020 году из-за пандемии COVID-19 МБОУ «ООШ № 8 им. А.А. Разгуляева» потрачены значительные денежные средства на мероприятия, связанные с приобретением моющих и дезинфицирующих средств, масок, рециркуляторов воздуха, бесконтактных термометров и т.д. Общая сумма средств на указанные мероприятия в учреждении составила более (данные изъяты) При этом, МБОУ «ООШ № 8 им. А.А. Разгуляева» не уклоняется от исполнения указанного решения, ею направлены обращения о выделении денежных средств, поэтому полагает, что установленный размер исполнительского сбора принят без учета имущественного положения должника, иных обстоятельств дела.

Административный истец просил уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Усольского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области ФИО1 о взыскании исполнительного сбора от 19 августа 2021 г., подлежащего взысканию с МБОУ «ООШ № 8 им. А.А. Разгуляева» на одну четверть - (данные изъяты)

Решением Усольского городского суда Иркутской области от 14 января 2022 г. административный иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе судебный пристав-исполнитель просит решение отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что в данном случае, указанные заявителем обстоятельства для уменьшения исполнительского сбора не вызваны обстоятельствами непреодолимой силы.

Письменных возражений, относительно доводов апелляционной жалобы, не поступило.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие не заявили, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

Заслушав доклад судьи Махмудовой О.С., проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно части 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 данного федерального закона, если иное не установлено этим федеральным законом.

В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что в соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя. Иные сроки могут быть установлены в случаях, предусмотренных, в том числе, частью 14 статьи 30, частью 5 статьи 103 названного Закона. В течение срока для добровольного исполнения применение мер принудительного исполнения не допускается.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением Усольского городского суда Иркутской области 6 февраля 2020 г., вступившим в законную силу 16 марта 2020 г., удовлетворены административные исковые требования прокурора города Усолье-Сибирское в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «ООШ № 8 имени А.А. Разгуляева», администрации муниципального образования «город Усолье-Сибирское» о понуждении устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической безопасности в срок до Дата изъята , а именно: обеспечить охрану объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на 1-м этаже зданий образовательной организации помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать основные входы в здания, входящие в состав объекта (территории), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснастить объект (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Дата изъята судебным приставом-исполнителем Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО8 на основании исполнительного документа – исполнительного листа № ФС 026499360, выданного Усольским городским судом Иркутской области возбуждено исполнительное производство Номер изъят-ИП. Пунктами 2, 3 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения постановления. Указанным же постановлением должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Определением Усольского городского суда от 25 января 2021 г. предоставлена отсрочка исполнения решения суда в срок до 1 июля 2021 г.

По истечении установленного в определении срока (Дата изъята ) должником МБОУ «ООШ № 8 им. А.А. Разгуляева» требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены не были, в связи с чем, Дата изъята судебным приставом-исполнителем Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО1 вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере (данные изъяты)

Во исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, директором МБОУ «ООШ № 8 им. А.А. Разгуляева» направлены: представление начальнику отдела образования УСКВ администрации города Усолье - Сибирское Номер изъят от Дата изъята , представление начальнику отдела образования УСКВ администрации города Усолье - Сибирское Номер изъят от Дата изъята , ходатайство начальнику отдела образования УСКВ администрации города Усолье-Сибирское Номер изъят от Дата изъята о выделении денежных средств для обеспечения антитеррористической защищенности МБОУ «ООШ № 8 им. А.А. Разгуляева» в размере (данные изъяты)

Директором МБОУ «ООШ № 8 им. А.А. Разгуляева» направлена судебному приставу-исполнителю Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО8 информация Номер изъят от Дата изъята о проведении, в целях исполнения решения, следующих мер: модернизация видеонаблюдения с установлением нового видеорегистратора; приобретен ручной металлодетектор; заключен контракт на приобретение телевизора для вывода видеокамер.

Суд первой инстанции, с учетом установленных обстоятельств, пришел к выводу об уменьшении размера исполнительского сбора на ?, поскольку его взыскание в размере, установленном судебным приставом-исполнителем, является чрезмерным.

Данные выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают сомнений в их законности и обоснованности.

Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются в связи со следующим.

При разрешении вопроса о возможности уменьшения размера исполнительского сбора суды самостоятельно оценивают фактические обстоятельства дела, представленные доказательства и доводы, содержащиеся в заявлении должника. Уменьшение исполнительского сбора является правом суда.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что неисполнение должником требования исполнительного документа в установленный срок обусловлено тяжелым финансовым положением и расценил, как смягчающие вину для заявителя, указанные обстоятельства, снизив размер исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 74 Постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного части 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Определением судебной коллегии Иркутского областного суда от 21 апреля 2022 г. на основании указанного пункта Постановления Пленума Верховного суда предлагалось предоставить МБОУ «ООШ № 8 им. А.А. Разгуляева» доказательства о наличии (отсутствии) оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству Номер изъят-ИП от Дата изъята

Во исполнение указанного определения от директора МБОУ «ООШ № 8 им. А.А. Разгуляева» поступила информация, которая содержит сведения о приобретении металлодетектора, телевизора для подключения видеонаблюдения и установке 8 камер и металлообнаружителя.

Данные доказательства представлены административным истцом в суд первой инстанции, которые верно оценены судом на основании ст. 84 КАС РФ, каких-либо новых доказательств административным истцом не представлено.

Суд апелляционной инстанции с такой оценкой доказательств соглашается, оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора не усматривает.

Доказательств наступления неблагоприятных (тяжелых) последствий в результате несвоевременного исполнения должником требований исполнительного документа в материалы дела не представлено.

Следовательно, уменьшение исполнительского сбора в данной ситуации соответствует принципу справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.

Довод апелляционной жалобы о том, что должником не доказано наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению исполнительного документа в срок для добровольного исполнения, отклоняется, поскольку наличие таких обстоятельств должно доказываться должником перед судебным приставом-исполнителем до установления исполнительского сбора в силу части 2 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Суд при снижении размера исполнительского сбора учитывает степень вины должника в неисполнении исполнительного документа, его имущественное положение, другие обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела.

Иные доводы апелляционной жалобы на правовую оценку решения суда не влияют и в силу статьи 310 КАС РФ основанием к его отмене или изменению не являются.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда у судебной коллегии не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства, судебная коллегия

определила:

решение Усольского городского суда Иркутской области от 14 января 2022 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

И.М. Абрамчик

Судьи

Н.Н. ИсаковаО.С. Махмудова