72RS0013-01-2022-011874-11
Номер дела в суде первой инстанции 2а-1476/2023
Дело № 33a-3360/2023
Апелляционное определение
город Тюмень 26 июня 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Колосковой С.Е.,
судей Левиной Н.В., Лешковой С.Б.,
при секретаре Красюк А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Д.В.А. на решение Калининского районного суда г. Тюмени от 13 марта 2023 года, которым постановлено:
«Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 к Д.В.А. удовлетворить.
Взыскать с Д.В.А., <.......> года рождения, проживающего по адресу: г.Тюмень, <.......>, в пользу ИФНС России по г. Тюмени №1 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере 32 448,00 руб., пени за период с 11.01.2022 по 12.01.2022 за 2021 год в размере 18,39 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 год в размере 8 426,00 руб., пени за период с 11.01.2022 по 12.01.2022 за 2021 год в размере 4,77 руб., по транспортному налогу за 2020 год в размере 4 080,00 руб., пени за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 в размере 13,26 руб., по налогу на имущество за 2020 год в размере 327,31 руб., по земельному налогу за 2020 год ОКТМО 71701000 в размере 1 026,00 руб., пени за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 в размере 3,33 руб., по земельному налогу за 2020 год ОКТМО 71644450 в размере 1 267,00 руб., пени за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 в размере 4,12 руб., всего 47 618 (сорок семь тысяч шестьсот восемнадцать) рублей 18 копеек.
Взыскать с Д.В.А. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г.Тюмень в размере 1 628,55 рублей».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 (далее также — ИФНС России по г. Тюмени № 1, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2021 год - 32 448 рублей, пени - 18,39 рублей; страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере - 8 426 рублей, пени - 4,77 рубля; транспортному налогу за 2020 год в размере 4 080 рублей, пени в размере 13,26 рублей; налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 327,31 рублей; земельному налогу за 2020 год (ОКТМО 71701000) в размере 1 026 рублей, пени - 3,33 рубля; земельному налогу за 2020 год (ОКТМО 71644450) в размере 1 267 рублей, пени - 4,12 рубля. Требования мотивировала тем, что Д.В.А. с <.......> по настоящее время состоит на учете в Инспекции в качестве адвоката и является плательщиком страховых взносов, а также имеет на праве собственности транспортное средство, жилой дом и земельные участки, на которые Инспекцией начислены налоги. В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов, транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц Д.В.А. начислены пени. Требования об уплате страховых взносов, налогов и пени налогоплательщиком добровольно не исполнены. В связи с неисполнением требований ИФНС России по г. Тюмени № 1 обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Поскольку административным ответчиком задолженность не оплачена до настоящего времени, ИФНС России по г. Тюмени № 1 обратилась в суд с заявленными требованиями.
Д.В.А., представитель ИФНС России по г. Тюмени № 1 в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен Д.В.А. В апелляционной жалобе, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение. Сообщает, что в его экземпляре административного иска отсутствовали документы, приложенные к административному исковому заявлению в суд, в том числе налоговое уведомление, требования и документы, подтверждающие их направление. Указывает, что данные документы не получал; учетная запись на Госуслугах подтверждена 19 января 2022 года, до этого личным кабинетом не пользовался; представленные налоговым органом в суд скриншоты не подтверждают направление уведомления и требований. Полагает, что Инспекцией в нарушение Распоряжения Федеральной налоговой службы (далее также - ФНС России) от 04 февраля 2020 года № 16@ «Об отправке документов на бумажном носителе, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы», налоговые документы на бумажном носителе не направлены. В связи с этим считает, что налоговым органом не соблюдена процедура принудительного взыскания страховых взносов, налогов и пени.
Представитель ИФНС России по г. Тюмени № 1, Д.В.А., в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявлены, доказательства уважительности причин неявки не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Конституция Российской Федерации в статье 57 определяет, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Часть 1 статьи 286 КАС РФ предусматривает право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по уплате страховых взносов), плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года; случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере страховых взносов, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2021 года.
Согласно пункту 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Законом Тюменской области от 19 ноября 2002 года № 93 «О транспортном налоге» установлен и введен в действие транспортный налог.
В силу статьи 1 указанного закона ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно -30.
Согласно пункту 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе, расположенные в пределах муниципального образования квартиры, жилые дома.
Решением Думы Московского муниципального образования Тюменского района от 31 октября 2017 года № 3 «О налоге на имущество физических лиц» установлены налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, в том числе установлена ставка налога на имущество физических лиц в размере 0,15 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов (подпункт 1 пункта 4).
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Решением Тюменской городской Думы от 25 ноября 2005 года № 259 «О Положении о местных налогах города Тюмени» установлены налоговые ставки по земельному налогу в размере 0,1 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом (подпункт «б» пункта 3 статьи 2).
Решением Думы Московского муниципального образования Тюменского района от 21 ноября 2014 года № 53 «О земельном налоге» установлены ставки земельного налога в отношении объектов налогообложения, в том числе по налогу на земли, занятые жилищным фондом, в размере 0,3 процента (пункт 5).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Одним из способов обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов является взыскание пеней, предусмотренных пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Д.В.А. зарегистрирован в качестве адвоката и в 2021 году являлся плательщиком страховых взносов.
За 2021 год Д.В.А. самостоятельно обязан был уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 рублей.
В связи с неисполнением Д.В.А. обязанности по уплате страховых взносов за 2021 год в полном объеме ИФНС России по г. Тюмени № 1 выставлено требование <.......> от <.......> об уплате страховых взносов в размере 40 874 рубля и пени за период с 11 по 12 января 2022 года в размере 23,16 рублей со сроком уплаты до 21 февраля 2022 года.
Также Д.В.А. в налогооблагаемый период 2020 года имел на праве собственности: недвижимое имущество жилой дом по адресу <.......>; земельные участки по адресу <.......>, а также по адресу г. Тюмень, <.......>; транспортное средство <.......>, мощностью 136 л.с.
На вышеуказанное имущество налоговым органом начислены за 2020 год: налог на имущество физических лиц (с учетом переплаты) 327,31 рублей; земельный налог ОКТМО 7170100 в размере 1026 рублей; земельный налог ОКТМО 71644450 в размере 1267 рублей; транспортный налог 4080 рублей, что отражено в налоговом уведомлении от 01 сентября 2021 года. Срок уплаты установлен до 01 декабря 2021 года.
Налоговое уведомление направлено в адрес административного ответчика в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, (л.д. 12).
Налог на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги за указанный период Д.В.А. в установленный срок не уплатил.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС № 1 по г. Тюмени в адрес Д.В.А. через личный кабинет налогоплательщика направлено требование <.......> от 15 декабря 2021 года об уплате задолженности за 2020 год по: транспортному налогу в размере 4080 рублей и пени в размере 13,26 рублей за период с 02 по 14 декабря 2021 года; земельному налогу ОКТМО 7170100 в размере 1026 рублей и пени за период с 02 по 14 декабря 2021 года 3,33 рубля; земельному налогу ОКТМО 71644450 в размере 1267 рублей и пени за период с 02 по 14 декабря 2021 года 4,12 рубля; налогу на имущество физических лиц 327, 31 рублей. Установлен срок для исполнения требования до 01 февраля 2022 года.
Поскольку требования ИФНС России по г. Тюмени № 1 от 13 января 2022 года и 15 декабря 2021 года административным ответчиком в установленный срок исполнены не были, административный истец обратился в установленный срок - <.......> к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
07 июля 2022 года мировым судьей судебного участка № 3 Калининского судебного района г. Тюмени выдан судебный приказ о взыскании с Д.В.А. задолженности по страховым взносам за 2021 год и пени, задолженности по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам за 2020 год и пени, который определением мирового судьи от 13 июля 2022 года отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения 22 декабря 2022 года ИФНС России по г. Тюмени № 1 в суд с административным исковым заявлением.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования ИФНС России по г. Тюмени № 1 в полном объеме, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка направления уведомления, требований, правильность исчисления размера налогов, сроки на обращение в суд и пришел к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате страховых взносов за 2021 год, транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц за 2020 год и начисленных на них пени.
Судебная коллегия соглашается по существу с решением суда первой инстанции, поскольку оно является правильным, основано на обстоятельствах дела.
Доводы Д.В.А. о неполучении им уведомления и требований об уплате налогов и страховых взносов, не состоятельны, противоречат доказательствам по делу.
Как следует из представленных административным истцом скриншотов страницы личного кабинета налогоплательщика Д.В.А., налоговое уведомление <.......> от 01 сентября 2021 года направлено административному ответчику через личный кабинет и получено им 24 сентября 2021 года (л.д.12).
Требование <.......> от 15 декабря 2021 года направлено административному ответчику через личный кабинет и получено им 17 декабря 2021 года (л.д.18).
Требование <.......> от 13 января 2022 года направлено административному ответчику через личный кабинет и получено им 13 января 2021 года (л.д.9).
Из ответа ИФНС России по г. Тюмени № 1 на запрос судебной коллегии следует, что Д.В.А. осуществил первичную регистрацию налогоплательщика в личном кабинете 30 декабря 2016 года и пользовался данным сервисом.
Также, вступившим в законную силу апелляционным определением Тюменского областного суда от 04 июля 2022 года по делу <.......>, по административному иску ИФНС России по г. Тюмени № 1 к Д.В.А. о взыскании страховых взносов за 2020 год установлено, что Д.В.А. имел доступ к личному кабинету и получал через него документы, направленные налоговым органом, в том числе в январе 2021 года.
При этом указание Д.В.А. о подтверждении его учетной записи на едином портале «Государственные услуги» в январе 2022 года не имеет правового значения для подтверждения факта пользования налогоплательщиком интернет-сервисом ФНС России «Личный кабинет».
Ссылки Д.В.А. на Распоряжение Федеральной налоговой службы от 04 февраля 2020 года № 16@ «Об отправке документов на бумажном носителе, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы» не состоятельны, поскольку данным актом утвержден Перечень документов, требующих отправления на бумажных носителях по почте заказными почтовыми отправлениями, в случае невозможности их направления налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам в электронной форме, вручения им лично или их законному (уполномоченному) представителю.
Поскольку Д.В.А. являлся пользователем личного кабинета налогоплательщика, в который ему направлялись документы налоговой службы, при этом заявлений о направлении таких документов на бумажном носителе Д.В.А. административному истцу не подавал, судебная коллегия полагает, что ИФНС России по г. Тюмени № 1 исполнена обязанность по надлежащему уведомлению налогоплательщика о размере и сроках уплаты налогов и страховых взносов.
Учитывая, что порядок взыскания задолженности по налогам и страховым взносам соблюден, налоговое уведомления и требования получены налогоплательщиком, однако задолженность Д.В.А. не была уплачена, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования административного истца.
Вопреки позиции заявителя жалобы, не направление ему административным истцом уведомления и требований, а также доказательств их направления налогоплательщику, приложенных к административному исковому заявлению, учитывая, что указанные уведомления и требования ранее направлялись Д.В.А., не свидетельствует о наличии процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного акта.
В целом доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, они основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.
При таких данных судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Калининского районного суда г. Тюмени от 13 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д.В.А. - без удовлетворения
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи коллегии