ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3368/18 от 18.09.2018 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 33а-3368/2018 Председательствующий в первой

Категория 019а инстанции Калганова С.В.

докладчик в апелляционной

инстанции Дудкина Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 сентября 2018 года г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,

судей: Балацкого Е.В., Кондрак Н.И.

при секретаре: Михайловой В.Г.

при участии:

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

представителя заинтересованного лица ФИО3,

представителя заинтересованного лица ФИО4,

представителей заинтересованного лица ФИО5, ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Антаковой Е.В. к Правительству Севастополя, заинтересованные лица - Государственное унитарное предприятие "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя", Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя, ООО «Профессиональный футбольный клуб «Севастополь», о признании недействительным распоряжения Правительства Севастополя №135-РП от 10 мая 2018 года «Об организации универсальной ярмарки «Центральная» в городе Севастополе», по апелляционной жалобе Антаковой Е.В. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 25 июня 2018 года.

Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец обратилась в суд с административным иском к Правительству Севастополя о признании недействительным с момента издания распоряжения № 135-РП от 10.05.2018 г. «Об организации универсальной ярмарки «Центральная» в городе Севастополе»; взыскании судебных расходов.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 25 июня 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Антаковой Е.В. отказано.

На данное решение административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, принятие нового об удовлетворении иска в полном объёме.

Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель административного истца апелляционную жалобу поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.

Представитель административного ответчика в удовлетворении апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Представители заинтересованного лица ООО «Профессиональный футбольный клуб «Севастополь» просили жалобу удовлетворить.

Представители Государственного унитарного предприятия "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя", Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя просили апелляционную жалобу отклонить.

Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 25 апреля 2012 года Антакова Е.В. , гражданка Украины, проживающая по адресу: <адрес>, с одной стороны, и Общество с Ограниченной ответственностью «ПФК «Севастополь» в лице директора ФИО7, действующего на основании Устава, с другой стороны, в соответствии с законодательством Украины об инвестиционной деятельности заключили договор инвестиций в реконструкцию недвижимого имущества, согласно которому инвестор обязуется на собственный риск и за собственные средства в соответствии с условиями настоящего договора обеспечить частичное финансирование реализации проекта реконструкцию объекта недвижимости Органа управления, а Орган управления организовать и провести реконструкцию объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, в результате которой будет возведен многофункциональный универсальный комплекс, объединяющий в себе помещения спортивного, торгового, административного, общественного и других назначений. По окончании реализации проекта по реконструкции Объекта Инвестору предоставляется право получить в собственность помещения в здании многофункционального универсального комплекса на первом этаже, площадь которого будет соответствовать средствам, вложенным Инвестором в реконструкцию Объекта.

Согласно договору инвестиций в реконструкцию недвижимого имущества от 03 июня 2014 года Антакова Е.В. с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «ПФК «Севастополь» в лице директора ФИО7, действующего на основании Устава, с другой стороны, в соответствии с законодательством об инвестиционной деятельности заключили настоящий договор. Из договора следует, что инвестор обязуется на собственный риск и за собственные средства в соответствии с условиями настоящего договора обеспечить частичное финансирование реализации проекта реконструкцию объекта недвижимости Органа управления, а Орган управления организовать и провести реконструкцию объекта недвижимости (далее – «Объект»), расположенного по адресу: <адрес>, в результате которой будет возведен многофункциональный универсальный комплекс, объединяющий в себе помещения спортивного, торгового, административного, общественного и других назначений. По окончании реализации проекта по реконструкции Объекта Инвестору предоставляется право получить в собственность помещения в здании многофункционального универсального комплекса на первом этаже, площадь которого будет соответствовать средствам, вложенным Инвестором в реконструкцию Объекта.

Исходя из Соглашения о результатах реализации совместного проекта по реконструкции имущественного комплекса (предварительное) от 1 февраля 2015 года Общество с ограниченной ответственностью «ПФК «Севастополь» с одной стороны и Анатакова Е.В. , с другой стороны, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем: Стороны согласно договору инвестиций в реконструкцию недвижимого имущества б/н от 03.06.2014 г. приняли участие в реализации совместного проекта по реконструкции объекта недвижимости – имущественного комплекса «Чайка», расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке площадью 20525 кв.м, находящемся в пользовании Общества. После проведения взаиморасчетов, учитывая нормы ст. 1042, ч.1 ст. 1043 Гражданского кодекса РФ Стороны определили размеры вкладов сторон в создание совместного имущества (долей участия в реконструкции Объекта):

- вклад Общества составляет объект недвижимости – имущественный комплекс стадиона «Чайка», расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке площадью 20525 кв.м, оценочной стоимостью – 65 546 945, 18 руб. (шестьдесят пять миллионов пятьсот сорок шесть тысяч девятисот сорок пять рублей 18 копеек), доля в общей совместной собственности составляет – 95%; - вклад Инвестора 3 449 839, 22 руб. (три миллиона четыреста сорок девять тысяч восемьсот тридцать девять рублей 22 копейки), доля в общей совместной собственности составляет – 5%. Стороны подтверждают, что они являются собственниками реконструированный по адресу: <адрес>, в целом.

Согласно решения Арбитражного суда города Севастополя от 11 мая 2017 года по делу № А84-1295/2015 исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениями города Севастополя по заявлению от 10.07.2015 г., уточненному заявлением от 02.05.2017 г. удовлетворены частично, постановлено истребовать имущественный комплекс стадиона «Чайка» (комплекс зданий, строений и сооружений) по адресу: <адрес>, состояний из: прожекторные мачты металлические– 4 шт.; подтрибунные помещения северной трибуны лит. А, общей площадью 382,30 кв. м; подтрибунные помещения южной трибуны лит. 3, общей площадью 44,30 кв. м; лит. М, общей площадью 68,40 кв. м; лит. Н, общей площадью 157,60 кв. м; лит. Э, общей площадью 155,50 кв. м.; лит. Ю, общей площадью 369,70 кв. м – 4 шт.; трансформаторная подстанция с ограждением лит. Ю1 – 1 шт.; каменные гаражи лит. Я, лит. Я1, общей площадью 129,50 кв. м; шесть билетных касс лит К1, общей площадью 6,00 кв. м; лит. К2, общей площадью 6,10 кв. м; лит. К3, общей площадью 5,90 кв. м; лит. Л, общей площадью 6,20 кв. м; лит. В, общей площадью 6,20 кв. м; лит. Б, общей площадью 6,10 кв. м; помещение радиорубки лит. Ж, общей площадью 12,0 кв. м – 1 шт.; ограждения; прочие помещения; главный распределительный щит – 4 шт.; распределительный щит – 10 шт.; сеть электроснабжения (500 м) – 1 шт.; сеть канализационная (180 м) – 1 шт.; колодец сети водоснабжения – 3 шт.; колодец сети ливневых и сточных вод – 9 шт.; колодец сети канализации – 13 шт.; прочие сооружения из незаконного владения Общества с ограниченной ответственностью «Профессиональный футбольный клуб «Севастополь» (ОГРН 1149204066780, ИНН , регистрационный номер , зарегистрировано 28.05.2002, место нахождения: <адрес>) и передать его в собственность города Севастополя. В удовлетворении остальной части иска отказано. В удовлетворении встречного искового заявления Обществу с ограниченной ответственностью «Профессиональный футбольный клуб «Севастополь» отказано.

Согласно постановлению Двадцать первого Арбитражного Апелляционного суда города Севастополя от 01 ноября 2017 года по делу № A84-1295/2015 решение Арбитражного суда города Севастополя от 11.05.2017г. по делу № А84-1295/2015 оставлено без изменений, апелляционные жалобы Севастопольской региональной общественной организации «Футбольный клуб «Чайка» и Общества с ограниченной ответственностью «Профессиональный футбольный клуб «Севастополь», - без удовлетворений.

Согласно постановлению кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу Арбитражного Судебного Центрального Округа города Севастополя от 13 февраля 2018 года по делу № A84-1295/2015 решение Арбитражного суда города Севастополя от 11.05.2017 г. и постановление Двадцать первого Арбитражного апелляционного суда от 01.11.2017 г. по делу № А84-1295/2015 – оставлено без изменений, а кассационные жалобы – без удовлетворения.

Из определения Верховного Суда Российской Федерации города Москвы от 26 апреля по делу № 310-ЭС16-21092 следует, что обществу с ограниченной ответственностью «Профессиональный футбольный клуб «Севастополь», Севастопольской региональной общественной организации «Футбольный клуб «Чайка», Антаковой Е.В. отказано в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Из определения об отказе в привлечении по делу в качестве третьего лица Двадцать первого Арбитражного суда города Севастополя от 17 октября 2017 года по делу № A84-1295/2015 следует, что в удовлетворении ходатайства Антаковой Е.В. о привлечении её в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика по первоначальному иску по делу № A84-1295/2015, - отказано.

Согласно постановлению кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу Арбитражного Суда Центрального округа города Севастополя от 5 декабря 2017 года по делу № A84-1295/2015 определение Двадцать первого Арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 г. об отказе в привлечении по делу в качестве третьего лица по делу № A84-1295/2015 – оставлено без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.

На основании Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 27.04.2018 г. по делу № 136– РД «О закреплении государственного имущества, входящего в состав имущественного комплекса стадиона «Чайка», расположенного по адресу: <адрес>, за Государственным унитарным предприятием Севастополя «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя» на праве хозяйственного ведения» решено передать из имущественной казны и закрепить на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием Севастополя «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя» государственное имущество, входящее в состав имущественного комплекса стадиона «Чайка», расположенного по адресу: <адрес>, согласно приложению к настоящему распоряжению. Государственному унитарному предприятию Севастополя «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя» обеспечить проведение необходимых мероприятий по инвентаризации объектов учета, входящих в состав имущественного комплекса стадиона «Чайка», расположенного по адресу: <адрес>, осуществлению государственного кадастрового учета и регистрации прав на указанное имущество; Отделу реестра, учета и движения государственного имущества Управления имущественных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ФИО8) оформить передачу имущества согласно пункту 1 настоящего распоряжения актом приема-передачи, внести соответствующие записи в Реестр собственности города Севастополя.

Государственное унитарное предприятие «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя» 03.05.2018 г. обратилось к Начальнику Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя ФИО9<адрес> с заявлением на организацию универсальной ярмарки на 1500 ярмарочных места в пределах площадки проведения ярмарки по адресу: <адрес> в рамках реализации Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2018 год и на период до 2020 года, утвержденной приказом МИНПРОМТОРГА России, руководствуясь ст.11 Федерального закона № 381-ФЗ от 28.12.2009 г. «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и постановлением Правительства Севастополя от 14.08.2015 г. № 762-ПП «Об утверждении порядка организации ярмарок на территории города Севастополя и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них».

Из Распоряжения Правительства Севастополя от 10.05.2018 г. №135-РП «Об организации ярмарки «Центральная» в городе Севастополе» следует организовать и проводить универсальную ярмарку «Центральная» в городе Севастополе по адресу: <адрес> с 14.05.2018 г. по 31.01.2019 г. ежедневно; Организатором универсальной ярмарки определить Государственное унитарное предприятие «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя»; Опубликовать не позднее 12.05.2018 г. в средствах массовой информации и разместить в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о плане мероприятий по организации универсальной ярмарки.

Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на основании распоряжения от 25.04.2018 г. -РДИ «О включении в Реестр собственности города Севастополя государственного имущества, входящего в состав имущественного комплекса стадиона «Чайка», расположенного по адресу: <адрес>» распоряжением от 27.04.2018 г. -РДИ государственное имущество, входящее в состав имущественного комплекса стадиона «Чайка», передано из имущественной казны и закреплено на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием Севастополя «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя».

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности, необоснованности заявленных требований, правомерности решения административного ответчика.

Коллегия судей соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ) установлено, что правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Устава города Севастополя, частью 2 статьи 1 Закона города Севастополя от 30.04.2014 г. № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее – Закон № 5-ЗС) Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 34 Устава города Севастополя Правительство Севастополя разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития города Севастополя, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии.

Правительство Севастополя, в том числе, управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законом № 5-ЗС определены полномочия высшего исполнительного органа государственной власти города Севастополя.

В соответствии с пунктами 2, 15, 16 части 1 статьи 25 Закона № 5-ЗС Правительство Севастополя наделено, в том числе, следующими полномочиями:

- организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие Исполнительные органы, в том числе определяет Исполнительные органы, уполномоченные на принятие решений о заключении концессионных соглашений и на заключение концессионных соглашений от имени города Севастополя;

- осуществляет городскую политику в области сбалансированного развития потребительского рынка, содействует развитию и функционированию организаций торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; создает условия для обеспечения жителей города Севастополя услугами указанных организаций, осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей;

- устанавливает правила организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города Севастополя, правил работы и порядка размещения рынков, объектов мелкорозничной сети и иных торговых объектов на территории города Севастополя.

Пункт 9 части 1 статьи 27 Закона № 5-ЗС устанавливают, что Правительство Севастополя осуществляет управление в области земельных отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона города Севастополя от 07.08.2014 № 56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя» Правительство Севастополя управляет и распоряжается государственным имуществом города Севастополя, в том числе земельными участками.

Согласно части 1, 2 статьи 35 Устава города Севастополя Правительство Севастополя, исполнительные органы государственной власти города Севастополя на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящего Устава, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора города Севастополя издают постановления и распоряжения Правительства Севастополя, приказы и распоряжения исполнительных органов государственной власти города Севастополя. Постановления и распоряжения Правительства Севастополя, приказы и распоряжения исполнительных органов государственной власти города Севастополя, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в городе Севастополе.

Статьей 8 Закона № 5-ЗС предусмотрено, что правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства. Правовые акты по вопросам организационно-распорядительного характера и не являющиеся нормативными принимаются в форме распоряжений Правительства.

Постановлением Правительства Севастополя от 14.08.2015 г. № 762-ПП утвержден Порядок организации ярмарок на территории города Севастополя и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них (далее – Порядок № 762-ПП).

Согласно пункту 2.2 Порядка № 762-ПП на объектах недвижимости, находящихся в государственной собственности города Севастополя и права на которые не переданы гражданам или юридическим лицам, ярмарки могут быть организованы исполнительными органами государственной власти города Севастополя, государственными (муниципальными) предприятиями города Севастополя, ассоциациями (союзами) сельскохозяйственных товаропроизводителей города Севастополя, уполномоченными соответствующим правовым актом Правительства Севастополя об организации ярмарки.

Особенности порядка организации ярмарок государственными предприятиями определены разделом III Порядка № 762-ПП. Так, согласно пункту 3.1 Порядка № 762-ПП, в случае если организатором ярмарки является государственное предприятие основанием для проведения ярмарки является правовой акт Правительства Севастополя об организации ярмарки.

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка № 762-ПП государственное предприятие, имеющее намерение организовать ярмарку, обращается в Уполномоченный орган, которым является Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя, для подготовки проекта правового акта Правительства Севастополя об организации ярмарки.

С учетом поданного Государственным унитарным предприятием Севастополя «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя» в Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя заявления об организации ярмарки, Правительством Севастополя принято оспариваемое распоряжение от 10.05.2018 № 135-РГ «Об организации универсальной ярмарки «Центральная» в городе Севастополе», которым предусматривается организация и проведение с 14.05.2018 г. по 31.01.2019 г. универсальной ярмарки «Центральная» на ярморочной площадке, расположенной по адресу: <адрес>. Организатором универсальной ярмарки является Государственное унитарное предприятие Севастополя «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя».

Пунктом 1.3 Порядка № 762-ПП определено, что в зависимости от периодичности проведения ярмарки подразделяются на следующие виды:

1) регулярные – ярмарки, которые проводятся регулярно (с определенной периодичностью) на определенной ярмарочной площадке. К регулярным ярмаркам относятся ярмарки выходного дня и иные еженедельные ярмарки;

2) сезонные - ярмарки, организуемые в целях реализации сезонного вида товаров, выполнения сезонных работ, оказания сезонных услуг и (или) приуроченные к определенным периодам, временам года, сезонам;

3) разовые (праздничные и тематические) - ярмарки, приуроченные к государственным, религиозным праздникам, торжественным и памятным датам, а также иным общественно значимым, культурным событиям.

Ярмарка, организация которой предусмотрена оспариваемым распоряжением Правительства Севастополя от 10.05.2018 г. № 135-РГ «Об организации универсальной ярмарки «Центральная» в городе Севастополе», относится к регулярным ярмаркам.

Следует согласиться с выводом суда первой инстанции, обоснованно отклонившего доводы представителя административного истца, ссылавшегося на установленный пунктом 2.4 Порядка № 762-ПП запрет организации и проведения ярмарки на территории действующих розничных рынков, верно указавшего на не применение к территориям по <адрес> указанного положения, поскольку данная территория не относится к территории розничных рынков. При этом, судом первой инстанции верно применен материальный закон, а системный анализ законоположений позволил суду прийти к правильному выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

По смыслу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, лежит на административном истце.

Обстоятельств, нарушающих права, свободы и законные интересы административного истца оспариваемым распоряжением ни судом первой инстанции, ни при апелляционном рассмотрении дела, не установлено.

Оспариваемое распоряжение принято административным ответчиком в пределах полномочий, в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства, и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска, о чем он верно указал в обжалуемом решении.

Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, были предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании закона и не влекут отмену решения, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 25 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Антаковой Е.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: