Судья Фоменко С.В. | Дело № 33а-336/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего | Горна В.Ф., |
судей | Гончаровой Н.В. и Венина А.Н., |
при секретаре | Пушкарь О.И. |
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 13 февраля 2020 года административное дело по апелляционной жалобе Гурьяновой Ю.В. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 декабря 2019 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении административного иска Гурьяновой Юлии Владимировны к руководителю Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Сашенкову А.А., Контрольному управлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Гончаровой Н.В., объяснения представителя административного истца Гурьяновой Ю.В. - Гурьянова П.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя административных ответчиков - начальника Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Сашенкова А.А. и Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Соколовой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гурьянова Ю.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным бездействие начальника Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Сашенкова А.А., выразившееся в непредоставлении Гурьяновой Ю.В. письменного ответа на ее жалобу от 27 сентября 2019 года.
Указала, что 27 сентября 2019 года она обратилась в Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с просьбой составить акт осмотра квартиры, в которой проживает, зафиксировать отсутствие горячей воды, температуру в квартире и повреждения ее имущества. Ответ на обращение ей предоставлен не был, в связи с чем истец просила возложить на начальника Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Сашенкова А.А. обязанность предоставить письменный ответ на жалобу и организовать работу по составлению акта осмотра квартиры.
Административный истец Гурьянова Ю.В. участия в судебном заседании не принимала. Ее представитель Гурьянов П.М. требования административного истца поддержал.
Административный ответчик начальник Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Сашенков А.А. участия в судебном заседании не принимал. Его представитель Соколова Л.А., одновременно представляющая интересы административного ответчика Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе Гурьянова Ю.В. просит решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 декабря 2019 года отменить и принять по делу новое решение, которым ее требования удовлетворить. Считает, что распоряжение администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 24 октября 2012 года № 427-р в части регистрации входящих документов в течение трех дней противоречит Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», кроме того оно отсутствует в материалах дела. Ее обращение поступило в Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа 27 сентября 2019 года и должно было быть зарегистрировано в день поступления. Однако было зарегистрировано 1 октября 2019 года - с нарушением срока. Кроме того доказательств направления ответа на обращение 31 октября 2019 года в материалах дела не имеется, а представленный список отправленных почтовых отправлений не является надлежащим доказательством. Считает, что ответ на обращение является немотивированным. Из ответа непонятно, почему Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа не будет составлять акт осмотра квартиры. На протяжении двух лет управляющая компания бездействует, не выполняет ремонтные работы. Во всем подъезде в квартирах температура воздуха не соответствует нормативным параметрам, нет горячей воды. Имеется решение суда о возложении обязанности на управляющую компанию выполнить ремонтные работы. Несмотря на это Жилищная инспекция и Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа не помогают. Ранее Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа проводило проверки. Имеются акты проверок от 24 января 2019 года, 20 марта 2019 года, 17 апреля 2019 года и другие. Согласно ответу Государственной жилищной инспекции от 9 октября 2019 года акты осмотра составляет Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. Полагает, что при таких обстоятельствах ответчиками допущено незаконное бездействие.
В возражениях на апелляционную жалобу Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гурьяновой Ю.В. - без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 32 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27 сентября 2019 года Гурьянова Ю.В. обратилась в Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с жалобой, в которой указала, что является собственником квартиры по адресу: <адрес> В квартире температура воздуха не соответствует нормативным параметрам, нет горячей воды. Из-за влаги и сырости в комнате отслаиваются обои. Просила составить акт осмотра, зафиксировать отсутствие горячей воды, температуру в квартире, повреждения ее имущества (л.д. 9).
Обращение Гурьяновой Ю.В. было зарегистрировано в Контрольном управлении администрации Петропавловск-Камчатского городского округа 1 октября 2019 года (л.д. 36).
31 октября 2019 года Гурьяновой Ю.В. направлен ответ за подписью начальника Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Сашенкова А.А., который был получен Гурьяновой Ю.В. 28 ноября 2019 года (л.д. 37-38, 42, 55-56, 60, 83).
В ответе Гурьяновой Ю.В. разъяснено, что обследование технического состояния многоквартирного жилого дома, составление актов осмотра по результатам обследования, установление причин возникновения дефектов, принятие мер по устранению дефектов после обследования, выбор технического решения, способа и исполнителя устранения обнаруженных дефектов осуществляет управляющая организация в рамках своей деятельности по управлению многоквартирным домом с учетом требований норм и правил технической эксплуатации жилищного фонда, правил содержания общего имущества и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» объявлено предостережение о недопустимости нарушения требований, установленных к порядку предоставления коммунальной услуги «отопление», в котором управляющей организации предложено соблюсти требования по обеспечению бесперебойного круглосуточного отопления, по истечении 60 дней после получения предостережения направить в Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и Гурьяновой Ю.В. информацию об исполнении предостережения.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответ на обращение направлен Гурьяновой Ю.В. с соблюдением требований действующего законодательства, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает.
Оснований не согласиться с данными выводами у судебной коллегии не имеется.
Как следует из обращения Гурьяновой Ю.В., в жилом доме по адресу: <адрес> услуги по отоплению и горячему водоснабжению оказываются ненадлежащего качества.
В соответствии с п.п. 5, 6, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, внутридомовая система отопления.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, к числу которых отнесены управляющие организации.
В соответствии с постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 30 марта 2016 года № 406 «О функциях и полномочиях Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения» и постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 23 июня 2017 года № 1420 «Об Административном регламенте осуществления муниципального жилищного контроля на территории Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее – Административный регламент) Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа является органом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля.
В силу п. 1.7 Административного регламента муниципальный жилищный контроль осуществляется посредством:
организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений;
организации и проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
организации и проведения проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами, законами Камчатского края в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Из указанных нормативных правовых актов не следует, что в полномочия Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа входит осмотр жилых помещений и фиксация повреждений имущества жильцов при поступлении заявлений об этом от жильцов.
К полномочиям Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа относится осуществление муниципального жилищного контроля, который осуществляется в форме мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований; организации и проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; организации и проведения проверок.
При этом при наличии у органа контроля сведений о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, орган контроля объявляет юридическому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает юридическому лицу принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган контроля (п.п. 1.11.7, 3.1.5, 3.5 Административного регламента).
При таких обстоятельствах Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обоснованно указало на то, что составление акта осмотра технического состояния многоквартирного дома возложено на управляющую организацию и направила в управляющую организацию многоквартирного дома ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» предостережение о недопустимости нарушения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.
Вопреки доводам апелляционной жалобы из ответа Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 9 октября 2019 года не следует, что осмотр жилых помещений осуществляет Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Ссылки в жалобе на то, что обращение Гурьяновой Ю.В. зарегистрировано с нарушением действующего законодательства являются несостоятельными и не свидетельствуют о нарушении ее прав.
Из положений ч. 2 ст. 8 и ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ следует, что письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
Обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в орган местного самоуправления.
В соответствии с п. 8.17, 9.6 Правил делопроизводства в администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и в органах администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (утверждены распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 8 февраля 2016 года № 28-р), регистрация документов осуществляется путем проставления на нем регистрационного номера с последующей записью сведений о документе в электронную регистрационную карточку автоматизированной системы электронного документооборота и делопроизводства (АС ЭДД) и иных систем.
Срок исполнения документов исчисляется от даты регистрации документа в АС ЭДД.
Распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 24 октября 2012 года № 427-р «О ведении документооборота в администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с использованием автоматизированной системы электронного документооборота и делопроизводства «DocsVision» регламентировано, что регистрация входящих документов осуществляется в течение трех рабочих дней.
Таким образом обращение Гурьяновой Ю.В. должно было быть зарегистрировано не позднее 1 октября 2019 года, что и было сделано.
Довод Гурьяновой Ю.В. относительно того, что ответ Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31 октября 2019 года был направлен ей позже указанной даты, является голословным и не подтвержден соответствующими доказательствами. Тогда как органом контроля представлены доказательства регистрации и направления Гурьяновой Ю.В. ответа на обращение именно 31 октября 2019 года.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции отказал в удовлетворении ходатайства представителя административного истца об отложении судебного разбирательства, не может повлечь отмену решения суда, поскольку в силу ст. 152 КАС РФ решение об отложении судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Приведенная представителем в суде первой инстанции причина необходимости отложения судебного заседания (обращение представителя за юридической помощью к адвокату) не является уважительной, влекущей безусловную обязанность суда отложить рассмотрение дела. С целью реализации прав граждан на квалифицированную юридическую помощь, гарантированную ст. 48 Конституции РФ, нормами КАС РФ закреплена необходимость наличия высшего юридического образования для представителей. Из материалов дела следует, что представитель административного истца имеет высшее юридическое образование, за оказание своих услуг получил денежное вознаграждение, поэтому сомневаться в его квалификации и возможности надлежащего представления интересов Гурьяновой Ю.В. у суда оснований не было.
Довод жалобы о том, что в материалах дела отсутствует распоряжение администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 24 октября 2012 года № 427-р «О ведении документооборота в администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с использованием автоматизированной системы электронного документооборота и делопроизводства «DocsVision» не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права. Данный документ находится в общем доступе на сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и размещен в правовых системах.
Учитывая, что порядок рассмотрения административного дела соблюден, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Гурьяновой Ю.В. – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 декабря 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гурьяновой Ю.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи