ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-339/2022 от 02.06.2022 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Пашнанов С.О. дело № 33а-339/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Элиста 2 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе

председательствующего - Говорова С.И.,

судей - Сангаджиевой Б.Т. и Буджаевой С.А.,

при секретаре - Манжиковой А.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия в защиту интересов Российской Федерации, Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия и неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании решения и бездействия незаконными, возложении обязанности по совершению действий, по апелляционному представлению прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия Каруева С.Ю. на решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 1 марта 2022 года по делу № *.

Заслушав доклад судьи Говорова С.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционного представления, письменной позиции представителя административного ответчика Собрания депутатов Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия - Родиной О.В., мнение прокурора Лиджиевой В.П., поддержавшей апелляционное представление, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Сарпинского районаРеспублики Калмыкия обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя следующим. Прокуратурой района проведена проверка деятельности администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Сарпинское РМО Республики Калмыкия) и ее должностных лиц, в ходе которой выявлено, что главой Сарпинского РМО Республики КалмыкияН.допущены нарушения законодательства о противодействии коррупции и о муниципальной службе, несовместимые с его дальнейшим пребыванием в должности. Так,Н.представил Главе Республики Калмыкия для участия в конкурсе по отбору на должность главы Сарпинского РМО Республики Калмыкия недостоверные и неполные сведения о доходах, действующих банковских счетах, а также об имуществе, находящемся в пользовании; вместе с заявлением об участии в данном конкурсе представил подложную справку об отсутствии у него судимости; в рамках декларационной кампании2020 года им представлены недостоверные и неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, также установлены и факты использования главой муниципального образованияН.в неслужебных целях автомобилей администрации. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой15.10.2021 г.в адрес Собрания депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия (далее – Собрание депутатов) внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованием рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к установленной законом ответственности. 09.11.2021 г. по результатам рассмотрения представления прокурора Собранием депутатов принято решение№ 16/70, в котором установлен факт нарушений законодательства, допущенных главой администрацииН., представление прокурора признано обоснованным с применением меры дисциплинарной ответственности в виде замечания за предоставление недостоверных сведений о наличии судимости, недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поданных в рамках проведения конкурса на замещение должности главы Сарпинского РМО Республики Калмыкия и в рамках декларационной кампании за2020 год. Полагает, что административным ответчиком при рассмотрении представления прокурора не соблюдена процедура, предусмотренная ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом, привлекаяН.к дисциплинарной ответственности, Собрание депутатов не дало оценки подтвержденному в ходе заседания нарушению, выразившемуся в использовании главой администрации в неслужебных целях служебных транспортных средств. Кроме того, по сведениям Управления ФСБ России по Республике КалмыкияН.допущен к работам и документам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, по второй форме. Вместе с тем по факту использованияН.заведомо подложного документа – справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного дела, в отношении него возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 327 УК РФ, которое направлено в суд для рассмотрения по существу, что в силу положений ст. 23 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» является основанием для прекращения доступа должностного лица к государственной тайне. Ссылаясь на положения Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона от25.12.2008 г.№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Устава Сарпинского РМО Республики Калмыкия, полагает, что оспариваемое решение представительного органа местного самоуправления и его бездействие по инициированию вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, незаконны. При этом ни положения Федерального закона № 131-ФЗ, ни иного федерального законодательства не предусматривают возможности объявления главе муниципального образования замечания, а равно применения другого дисциплинарного взыскания при наличии установленных нарушений законодательства о противодействии коррупции, что обусловлено особым правовым статусом и степенью социальной ответственности такого лица перед обществом. Полагает, что бездействие представительного органа местного самоуправления, выразившееся в неисполнении антикоррупционного законодательства и устава муниципального образования по решению вопроса о досрочном прекращении полномочий главы муниципального района, нарушает право неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления, а также интересы публично-правовых образований. Просил признать решение Собрания депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия от09.11.2021 г.№16/70 «О рассмотрении представления прокурора Сарпинского района от15 октября 2021г. № * об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» незаконным; признать бездействие Собрания депутатов по надлежащему рассмотрению представления прокурора Сарпинского района от15.10.2021 г.и непринятию мер по инициированию вопроса об удалении главы Сарпинского РМО Республики Калмыкия (ахлачи)Н.в отставку за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» незаконным; возложить на Собрание депутатов обязанность отменить решение№16/70 от09.11.2021и на ближайшем со дня вступления в законную силу решения суда заседании прекратить полномочия главы Сарпинского РМО Республики Калмыкия (ахлачи)Н.путем удаления его в отставку.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Сарпинского РМО Республики КалмыкияС.представил письменные возражения, в которых в удовлетворении административного иска просил отказать, указав, что удаление главы муниципального образования в отставку является правом, а не обязанностью Собрания депутатов. По результатам рассмотрения представления прокурора принято решение об объявлении главе Сарпинского РМО Республики КалмыкияН.дисциплинарного взыскания в виде замечания, поскольку указанные в представлении прокурора нарушения признаны малозначительными и несущественными. Допущенные главойН.неточности, ошибки и описки в справках о доходах, поданных в рамках участия в конкурсе на должность главы района и в рамках декларационной кампании2020 года, не носят умышленного характера и допущены по невнимательности. Указывает, что по факту использования транспортных средств водителю Сарпинского РМО Республики КалмыкияЦ.распоряжением от12.11.2021 г.объявлен выговор. По факту представления в конкурсную комиссию по отбору кандидатов на должность главы Сарпинского РМО Республики КалмыкияН.подложной справки об отсутствии судимости постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Сарпинского судебного района Республики Калмыкия уголовное дело по ч. 5 ст. 327 УК РФ в отношенииН.прекращено с применением судебного штрафа.

В судебном заседании старший помощник прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия Тоглиева Э.В. административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия Родина О.В. административные исковые требования прокурора не признала, приведя доводы, указанные в возражениях на административный иск.

Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 1 марта 2022 года административное исковое заявление прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие Собрания депутатов Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия по надлежащему рассмотрению представления прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия от15.10.2021 г.об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и непринятию мер по инициированию вопроса об удалении главы Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ахлачи)Н.в отставку за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Признано незаконным решение Собрания депутатов Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия от09.11.2021№16/70 «О рассмотрении представления прокурора Сарпинского района от15 октября 2021 года№* об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции». На Собрание депутатов Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия возложена обязанность на ближайшем со дня вступления в законную силу данного решения суда заседании в установленном законом порядке рассмотреть вопрос о прекращении полномочий главы Сарпинского районного муниципального образования Республики КалмыкияН.за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», указанных в представлении прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия от15.10.2021об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.

В апелляционном представлении прокурор Сарпинского района Республики Калмыкия Каруев С.Ю. просит изменить решение суда: в абзаце 4 резолютивной части решения слова «рассмотреть вопрос о прекращении полномочий» заменить на слова «прекратить полномочия». Считает ошибочными выводы суда о том, что решение вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку относится к усмотрению и компетенции представительного органа муниципального образования. Приводя положения п. 2.1 ч. 6 ст. 36, п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, указывает, что представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ, при этом одним из таких оснований является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами". Положения ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ предполагают единственно возможное решение представительного органа муниципального образования о прекращении полномочий и об альтернативе инициирования данного вопроса (главой субъекта РФ или депутатами).

Представитель административного ответчика – Собрания депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия Родина О.В. в письменном ходатайстве о рассмотрении апелляционного преставления без ее участия указала на отсутствие предмета административного спора, поскольку решением Собрания депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия от 8 апреля 2022 года № * досрочно прекращены полномочия Главы Сарпинского РМО Республики Калмыкия (ахлачи) Н. в связи с отставкой по собственному желанию.

Исследовав материалы дела, дополнительно представленные материалы, обсудив доводы апелляционного представления, а также письменную позицию представителя административного ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решением Собрания депутатов Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия № * от 25.11.2020 г. Н. избран на должность главы Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ахлачи) сроком на 5 лет.

Прокуратурой Сарпинского района Республики Калмыкия проведена проверка деятельности администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия и ее должностных лиц, в ходе которой выявлены факты нарушения главой Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Н. требований законодательства о противодействии коррупции, выразившиеся в представлении недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи при подаче документов для участия в конкурсе на замещение должности главы Сарпинского РМО Республики Калмыкия и в рамках декларационной кампании за2020 год; в представлении в рамках проведения конкурса на замещение должности главы муниципального образования подложной справки об отсутствии судимости; в использовании в неслужебных целях служебных транспортных средств. В частности, при подаче документов для участия в конкурсе на замещение должности главы Сарпинского РМО Республики КалмыкияН.представлены справки о доходах на себя и членов своей семьи, содержащие недостоверные и неполные сведения о доходах, действующих банковских счетах, а также об имуществе, находящемся в пользовании, а именно: в разделе 6 «Сведения об обязательствах имущественного характера» справки о доходах супруги не отражено имущество, находящееся в ее пользовании – 2 земельных участка площадью * и * кв.м, расположенных на территории* района Республики Калмыкия, приобретенные последней вянваре * г.на праве аренды (договоры о передаче (уступке) прав и обязанностей по договорам аренды от* г.); в представленных справках о доходах отсутствуют сведения о доходе, полученным Н. от ООО * воктябре 2019 г. в размере*руб.; занижен размер дохода, полученного супругой от работодателя, с *руб. до*руб.; не отражены сведения о земельном участке, расположенном вс. *, находящемся в пользовании двоих несовершеннолетних детей; не указаны сведения о банковских счетах (вкладах), открытых у Н. в Банке * и в АО «* Банк», у супруги Н. – в ПАО «*» и в АО «* банк». В рамках декларационной кампании за2020 год Н.также представлены недостоверные и неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: не отражены доход, полученный им от ООО «*» в размере*руб.; доход, полученный супругой в виде пособия по временной нетрудоспособности в размере*руб.; сведения о банковских счетах (вкладах), открытых у Н. в Банке *, у супруги Н. – в АО «* банк», а также сведения о 2 арендованных супругой земельных участках площадью * и * кв.м, расположенных на территории*района Республики Калмыкия. Кроме того, в числе документов, поданных вместе с заявлением об участии в конкурсе на должность главы муниципального образования, Н. представлена подложная справка органа внутренних дел, не содержащая сведений о факте его осуждения, тогда как приговором * городского суда * области от03.10.2014 г.он был осужден за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст. * УК РФ. В ходе проверки также установлено использование главой Сарпинского РМО Республики КалмыкияН.в неслужебных целях, не связанных с решением вопросов местного значения и не подтвержденных отчетной документацией (путевыми листами), закрепленных за ним и иными должностными лицами администрации автомобилей с государственными регистрационными знаками***при еженедельных поездках в* районРеспублики Калмыкия в период с ноября 2020 г. по октябрь 2021 г.

Указанные обстоятельства послужили основанием для внесения 15 октября 2021 г. прокурором района в адрес Собрания депутатов представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованием принять меры по устранению и недопущению впредь отмеченных нарушений законодательства о противодействии коррупции, а также причин и условий, им способствовавших, рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц за допущенные нарушения к установленной законом ответственности.

Оспариваемым решением Собрания депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия№ 16/70от09.11.2021 г.представление прокурора признано обоснованным, факты, указанные в представлении, приняты к сведению; за предоставление недостоверных сведений о наличии судимости, недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поданных в рамках проведения конкурса на замещение должности главы Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия и в рамках декларационной кампании за2020 год к главе Сарпинского районного муниципального образования Республики КалмыкияН.применена мера дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, Федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 3.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», ст. 11.1 Закона Республики Калмыкия от 23 ноября 2011 г. № 308-IV-З «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Калмыкия», суд первой инстанции установил, что главой Сарпинского РМО Республики Калмыкия Н. допущены нарушения антикоррупционного законодательства, которые влекут прекращение его полномочий, что не учтено Собранием депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия при вынесении оспариваемого решения 9 ноября 2021 года, и пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, возложив на административного ответчика обязанность на ближайшем со дня вступления решения суда в законную силу заседании рассмотреть вопрос о прекращении полномочий указанного должностного лица.

Оценивая вывод суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно абз. 17 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с абзацем 20 части 1 этой же статьи выборное должностное лицо местного самоуправления относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе: использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности.

Частью 4.1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ определено, что глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

В силу пункта 2.1 части 6 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено право представительного органа муниципального образования удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования.

В соответствии с пунктом 4 части 2 этой же статьи основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Вышеназванные нормы корреспондируют также и положениям п. 14 ч. 1 ст. 34 Устава Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия.

Таким образом, верно признавая установленными изложенные в представлении прокурора Сарпинского района факты нарушения Н. требований антикоррупционного законодательства, наличие которых также отражено в решении Собрания депутатов Сарпинского РМО РК № 16/70от09.11.2021 г., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия представительного органа местного самоуправления по надлежащему рассмотрению представления прокурора Сарпинского района и непринятию мер по инициированию вопроса об удалении главы Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ахлачи)Н.в отставку за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; признании незаконным решения Собрания депутатов Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия от09.11.2021№16/70 «О рассмотрении представления прокурора Сарпинского района от15 октября 2021 года№* об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции».

Вместе с тем, приходя к выводу о возложении на данный орган местного самоуправления обязанности на ближайшем со дня вступления в законную силу данного решения суда заседании в установленном законом порядке рассмотреть вопрос о прекращении полномочий главы Сарпинского районного муниципального образования Республики КалмыкияН.за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», указанных в представлении прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия от15 октября 2021 г.об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, судом первой инстанции не учтено следующее.

Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой составной частью единого механизма народовластия и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с их участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения (статья 3, часть 2; статья 12; статья 32, части 1 и 2; статьи 130 и 131). При этом в Российской Федерации обеспечивается реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. На это указывается в пункте 1 статьи 3 ратифицированной Российской Федерацией Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года.

В силу статьи 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Из этого конституционного принципа в его взаимосвязи с другими предписаниями Конституции Российской Федерации, в том числе закрепленными в ее статьях 1 (часть 1), 3 (часть 2), 5 (часть 2), 12, 15 (часть 1), 66 (части 1 и 2), 76, 130, 131, 132, 133, вытекает, что деятельность органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам.

Для того чтобы обеспечить реализацию указанных конституционных положений, а также защитить права граждан (в том числе право на осуществление местного самоуправления) от возможных злоупотреблений своими полномочиями со стороны органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления и вместе с тем гарантировать муниципальным образованиям защиту от необоснованного вмешательства в их деятельность, Российская Федерация как суверенное государство вправе предусмотреть адекватные меры ответственности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе досрочное прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Таким образом, при наличии факта антикоррупционного нарушения, допущенного выборным должностным лицом местного самоуправления, единственное решение, которое может быть принято в процедуре, определенной частью 1 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ – решение о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления представительным органом муниципального образования.

По указанным причинам не имеет правового значения для существа рассматриваемого спора утверждение в письменной форме представителя административного ответчика о вынесении Собранием депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия решения от 8 апреля 2022 года № *, которым досрочно прекращены полномочия Главы Сарпинского РМО Республики Калмыкия (ахлачи) Н. в связи с отставкой по собственному желанию. Как следует из материалов, представленных прокурором в настоящем судебном заседании, на указанное решение представительного органа местного самоуправления прокурором Сарпинского РМО Республики Калмыкия внесен протест (10 апреля 2022 года № *), в случае отказа в удовлетворении которого, законность этого решения может быть проверена в судебном порядке в ином производстве.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в случае удовлетворения административного иска должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Указывая в качестве способа устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на обязанность Собрания депутатов Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия на ближайшем со дня вступления в законную силу данного решения суда заседании в установленном законом порядке рассмотреть вопрос о прекращении полномочий главы Сарпинского районного муниципального образования Республики КалмыкияН.за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», указанных в представлении прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия от15.10.2021, суд применил неверный способ устранения нарушения прав неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления.

В этой связи, при отсутствии доказательств, опровергающих факт нарушения главой муниципального образования антикоррупционного законодательства, судебная коллегия полагает необходимым изменить обжалуемое решение суда, возложив на Собрание депутатов Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия обязанность на ближайшем со дня вступления в законную силу данного решения суда заседании прекратить полномочия главы Сарпинского районного муниципального образования Республики КалмыкияН.за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», указанных в представлении прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия от15 октября 2021 г.

Кроме того, из мотивировочной части решения суда первой инстанции следует, что в удовлетворении требования прокурора Сарпинского района об отмене решения Собрания депутатов Сарпинского РМО РК № 16/70от09 ноября 2021 г.следует отказать как в излишне заявленном. Вместе с тем, такое требование прокурором района в административном иске не заявлялось. При таких обстоятельствах, вывод суда в абзаце пятом резолютивной части решения об отказе в удовлетворении остальной части административных исковых требований не соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела и подлежит исключению из обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ,

о п р е д е л и л а:

решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 1 марта 2022 года изменить:

- в абзаце четвертом резолютивной части решения Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 1 марта 2022 года слова «рассмотреть вопрос о прекращении полномочий» заменить словами «прекратить полномочия»,

- абзац пятый резолютивной части решения Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 1 марта 2022 года исключить.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия Каруева С.Ю. удовлетворить.

На апелляционное определение в течение шести месяцев со дня его принятия может быть подана кассационная жалоба (кассационное представление) в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Сарпинский районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий С.И. Говоров

Судьи Б.Т. Сангаджиева

С.А. Буджаева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 июня 2022 года.