ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-34090/19 от 16.10.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья Козлова Е.П. Дело <данные изъяты>а-34090/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Брыкова И.И., Соколовой Н.М.,

при помощнике судьи Налапкине А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 16 октября 2019 года апелляционную жалобу ООО «Ядрово» на решение Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по административному делу по административному исковому заявлению ООО «Ядрово» к начальнику отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты>Переярченко Е.П., Министерству жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> о признании незаконным и отмене представления, о прекращении дела к публично-правовой ответственности,

заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя ООО «Ядрово» адвоката Гараева В.С., представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты>Зинченко А.В.,

у с т а н о в и л а :

Административный истец ООО «Ядрово» обратилось в суд с административным иском к административному ответчику начальнику отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты>Переярченко Е.П., Министерству жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> о признании незаконным и отмене представления, о прекращении дела к публично-правовой ответственности. Свой административный иск мотивировало теми обстоятельствами, что необоснованными придирками должностное лицо контролирующего органа вмешивается в хозяйственную деятельность общества. В процессе эксплуатации полигона вместе с мусором иногда попадают и использованные покрышки, батарейки, которые незамедлительно изымаются. Обнаружение таких предметов не свидетельствует о том, что запрещенные предметы размещаются на полигоне. Эти работы ООО «Ядрово» выполняет в рабочем порядке, независимо от указаний контролирующего органа. В этой части представление является необоснованным. Представление в части необходимости определения рабочей карты: шириной 5 метров и длиной 30-150 метров также является необоснованным, поскольку изложенные обстоятельства не являются нарушением норм материального права. Определяя размер рабочей карты размером: ширина 5 метров и длина 30-10 метров, должностное лицо ссылается на 4.2.4 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденной Министерством строительства РФ <данные изъяты>, однако, эта инструкция, определяющая размеры рабочей карты, устарела и не соответствуют требованиям настоящего времени, препятствует эффективному использованию современной техники. Указанное нарушение не влияет на экологическую обстановку, а потому не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Необоснованны положения представления и в части обустройства рабочей зоны сетчатыми ограждениями высотой 4-4,5 метра. Ограждения являются переносимыми, и установить такие ограждения без обустройства фундамента невозможно. Указанные требования, предусмотренные п.2.10 указанной Инструкции устарели, не отвечают современным требованиям. Кроме того, при эксплуатации полигона применяются сетчатые ограждения меньшей высоты, что обеспечивает удержание легких фракций отходов. Указания в представлении о том, что «… регулярно, не реже одного раза в смену, щиты очищаются от частиц отходов. Размеры участка, защищаемого переносным сетчатым ограждением, должны обеспечивать возможность выполнения работ без перестановки щитов в течение не менее недели. Сетчатые ограждения должны быть выставлены постоянно, без учета скорости ветра», являются произвольными. Эти указания не учитывают сам процесс производства таких работ, создают непреодолимые препятствия выполнению уставных задач, являются необоснованным вмешательством в хозяйственно-экономическую деятельность субъекта, что недопустимо. Изложенные обстоятельства не являются нарушением материального права. Само по себе несоответствие сетчатых ограждении параметрам ограждений, указанных в п. 2.10 указанной Инструкции, не влияет на состояние окружающей среды, не является основанием для привлечения ООО «Ядрово» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. В действиях (бездействий) ООО «Ядрово» отсутствует вина, то есть, субъективный состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Обществом были предприняты все зависящие от него меры к выполнению требований неисполнения положений ч. 2.4 указанной Инструкции, о необходимости соблюдения размеров рабочей карты, однако, эффективная эксплуатация современного сверхтяжелого катка-уплотнителя возможна только при больших размерах рабочей карты. При таких обстоятельствах общество не могло предвидеть и предотвратить возможность использования рабочей карты в меньших размерах, как того требует ч. 2.5 Инструкции. Такие же действия обществом были предприняты и при эксплуатации полигона с использованием сетчатых ограждений меньшей высоты, которые одинаково обеспечивают удержание легких фракций отходов, как и при применении таких ограждении с параметрами, указанными в п. 2.10 Инструкции. Просило признать незаконным и отменить представление начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты>Переярченко Е.П. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, <данные изъяты>/АР/01/2019; прекратить дело о привлечении ООО «Ядрово» к публично-правовой ответственности, каковым является представление.

Административный ответчик начальник отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты>Переярченко Е.П. в суд не явился, представил заявление, в котором просил отказать в удовлетворении административного иска.

Административный ответчик Министерство жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> своего представителя в суд не направило.

Решением Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с решением суда, административный истец ООО «Ядрово» подало на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Разбирательством по административному делу установлено, что по результатам проведенного административного расследования по делу об административном правонарушении постановлением начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты>ФИО1 от <данные изъяты> ООО «Ядрово» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 120 000 руб.

Одновременно, начальником отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты>ФИО1 в адрес ООО «Ядрово» было вынесено представление от <данные изъяты><данные изъяты>/АР/01/2019 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Материалами административного дела установлен факт допущения ООО «Ядрово» размещения на территории полигона ТКО «Ядрово» отработанных автомобильных покрышек (5 штук) и химических источников тока (1 штука), что является нарушением требований ч. 2 ст. 11, ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 34, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п 2.4 Санитарных правил 2.<данные изъяты>-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

Также было установлено нарушение ООО «Ядрово» требований п. 2.4, 2.10 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ <данные изъяты>, в части размеров рабочей карты и ограждений полигона.

Таким образом, поскольку имел место быть факт нарушения ООО «Ядрово» <данные изъяты> действующего законодательства в сфере оборота твердых бытовых отходов, за что оно и было привлечено к административной ответственности, то вынесенное в его адрес представление от <данные изъяты><данные изъяты>/АР/01/2019 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, является правомерным.

Оспариваемое представление вынесено компетентным должностным лицом уполномоченного на это органа.

Позиция административного истца по административному делу основана на неправильном толковании норм материального права.

С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда и не опровергают указанных выводов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Ядрово» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи