ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3422ПО от 03.10.2018 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Баторова Т.В.

дело № 33а - 3422 поступило 24.08.2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 октября 2018 г. г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей коллегии Казанцевой Т.Б., Тубденовой Ж.В.,

при секретаре Петровой Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску Оскорбина В.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Межмуниципальному Кабанскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, ГБУ «Многофункциональный центр Республики Бурятия по предоставлению государственных и муниципальных услуг» по Кабанскому району о признании решения незаконным, восстановлении нарушенного права,

по апелляционной жалобе представителя Управления Росреестра по Республике Бурятия Дороховой Т.А. на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 11 июля 2018 года, которым административный иск удовлетворен частично.

Признано незаконным решение о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по документам, представленным с заявлениями № 03-0-1-106/3152/2017-288, 03-0-1-106/152/2017-280, 281 о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав объекта недвижимости в отношении земельного участка ..., и земельного участка, ..., принятое Управлением Росреестра по Республике Бурятия 08 сентября 2017 г.

В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов Оскорбина В.И., препятствий к их осуществлению решением суда постановлено Управлению Росреестра по Республике Бурятия осуществить прием заявления Оскорбина В.И. о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов от 24 августа 2018 г.

В остальной части административный иск оставлен без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Тубденовой Ж.В., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к жалобе, выслушав представителя Управления Росреестра по Республике Бурятия Эрдынееву Э.Л., представителя административного истца Тыжинову Ю.С., представителя ГБУ «МФЦ РБ» Бадмацыренова Б.Ч., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Республике Бурятия, Межмуниципальному Кабанскому отделу Управления Росреестра по Республике Бурятия, Оскорбин В.И., с учетом уточнения требований, просил признать незаконными решение Межмуниципального Кабанского отдела Управления Росреестра по РБ от 08.09.2017 г. о прекращении государственной регистрации права на земельный участок по заявлению Оскорбина В.И. от 24.08.2017 г., обязать Управление Росреестра по Республике Бурятия возобновить рассмотрение по существу заявлений о государственном кадастровой учете и государственной регистрации прав на земельный участок № 03/106/152/2017-280, 03/106/152/2017-281 от 24.08.2017 г.

В обоснование требований указывал, что 24 августа 2017 г. через филиал ГБУ «МФЦ по РБ» обратился в Межмуниципальный Кабанский отдел Управления Росреестра по Республике Бурятия с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на земельный участок с приложением необходимых документов. 12 сентября 2017 г. по телефону ему сообщили, что регистрация права на земельный участок прекращена по его заявлению, в то время как с таким заявлением он не обращался. Со слов руководителя филиала Управления Росреестра по РБ ему стало известно о том, что заявление было подписано от имени Оскорбина и подано помощником кадастрового инженера ..., было предложено отозвать документы и обратиться с заявлением заново. Из постановлений дознавателя ОД отдела МВД РФ по Кабанскому району, которыми в возбуждении уголовных дел в отношении специалистов МФЦ отказано, следует, что подпись Оскорбина и подача от его имени заявления о прекращении регистрации права на земельный участок инициирована государственным регистратором Управления Росреестра по РБ ..., помощником кадастрового инженера ..., работником МФЦ ..., непосредственно подделка подписи на заявлении о прекращении регистрации права на земельный участок совершена .... Указанных лиц соответствующими полномочиями он не наделял. Решение о прекращении государственной регистрации права на земельный участок, которое до настоящего времени им не получено, не соответствует положениям Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», нарушает его права владеть, пользоваться, распоряжаться принадлежащим ему земельным участком.

Определением суда от 03.07.2018 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ГБУ «МФЦ по РБ» по Кабанскому району.

В суде первой инстанции Оскорбин В.И., его представитель Тыжинова Ю.С. поддержали административный иск.

Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия Эрдынеева Э.Л. административный иск не признала.

Судом дело рассмотрено в отсутствие представителей Межмуниципального Кабанского отдела Управления Росреестра по Республике Бурятия, ГБУ «МФЦ РБ» по Кабанскому району и постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представителем Управления Росреестра по Республике Бурятия Дороховой Т.А. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неприменения судом закона, подлежащего применению, неправильного истолкования закона, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что о факте подложности заявления Оскорбина В.И. Управлению стало известно из постановления следователя от 18.10.2017 г., тогда как решение о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав принято 8 сентября 2017 года.

В дополнениях к апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по РБ Эрдынеева Э.Л. просит изменить решение суда путем признания незаконными действий ГБУ «МФЦ по РБ» по приему заявления о прекращении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ненадлежащего лица, возложения на Управление Росреестра по РБ обязанности рассмотреть документы, представленные Оскорбиным В.И. с заявлениями 03-0-1-106/3152/2017-288, 03/106/152/2017-280, 03/106/152/2017-281. Указывает, что решение о прекращении регистрации принято Управлением Росреестра по РБ на основании заявления, представленного ГБУ «МФЦ РБ». Удостоверение личности и проверку оформления заявления о предоставлении государственной услуги осуществляет сотрудник ГБУ «МФЦ по РБ», ответственный за прием документов. Решением суда требования удовлетворены только в отношении Управления Росреестра по РБ, несмотря на то, что апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 23.05.2018 г. указано на необходимость привлечения ГБУ «МФЦ РБ» к участию в деле в качестве административного соответчика.

На заседании судебной коллегии представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия Эрдынеева Э.Л. поддержала доводы, изложенные в дополнениях к апелляционной жалобе, против удовлетворения которых не возражала представитель административного истца Тыжинова Ю.С.

Представитель ГБУ «МФЦ РБ» Бадмацыренов Б.Ч. разрешение апелляционной жалобы оставил на усмотрение суда.

Оскорбин В.И., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на заседание судебной коллегии не явился.

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие административного истца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к жалобе, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.31 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав рассмотрение представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления и (или) документов может быть прекращено на основании совместного заявления лиц, представивших заявление и (или) документы для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Установлено, что Оскорбин В.И. 24 августа 2017 г. через филиал ГБУ «МФЦ РБ» по Кабанскому району подал заявление о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., зарегистрированное за № 03/106/152/2017-280, заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок для выдела земельного участка в счет земельной доли на земельный участок с кадастровым номером ..., зарегистрированное за № 03/106/152/2017-281, заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, зарегистрированное за № 03-0-1-106/3152/2017-288.

25 августа 2017 года заявления Оскорбина переданы в межмуниципальный Кабанский отдел Управления Росреестра по РБ.

7 сентября 2017 года в филиал ГБУ «МФЦ РБ» по Кабанскому району поступило заявление от имени Оскорбина о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, на основании которого Управлением Росреестра по РБ 8 сентября 2017 года прекращено осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Постановлениями дознавателя ОД Отдела МВД РФ по Кабанскому району от 18 октября 2017 г. установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что заявление о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав подписано и подано ...., а не Оскорбиным В.И. При этом соответствующих полномочий у ... не имелось. Заявление ... о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, поданное от имени Оскорбина В.И., принято сотрудником ГБУ «МФЦ РБ» по Кабанскому району ...

При указанных обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно признано незаконным решение Управления Росреестра по Республике Бурятия о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Учитывая, что Оскорбин В.И., представивший заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок, до осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не обращался с заявлением о прекращении рассмотрения представленных им для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления и документов, решение Управления Росреестра по РБ о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 08.09.2017 г. не может быть признано законным и соответствующим требованиям ч.1 ст.31 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Между тем, в соответствии с п.1 ч.1 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, в том числе, в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте.

Ч.8 этой же статьи предусмотрено, что при представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица - также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом

В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения в их приеме должно быть отказано непосредственно в момент представления таких заявления и документов, если не установлена личность лица, обратившегося за осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе не предъявлен документ, удостоверяющий личность такого лица, или лицо, представляющее заявление и прилагаемые к нему документы, отказалось предъявить документ, удостоверяющий его личность /ч.15/.

Согласно п.103 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 № 789 и действовавшего на момент подачи заявления о прекращении рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 07.09.2017 г., при личном обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявитель - физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица - также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 27.09.2011 № 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" утвержден перечень государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов, в который входит, в том числе, государственный кадастровый учет недвижимого имущества и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество.

Согласно п.4.4.6 Соглашения № 234/16 от 14.12.2016 г. «О взаимодействии между ГБУ «МФЦ РБ», Управлением Росреестра по РБ и филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по РБ» ГБУ «МФЦ РБ» обязано соблюдать при предоставлении государственных услуг требования федеральных законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственных услуг.

Порядок организации предоставления государственных услуг Управления Рореестра в ГБУ «МФЦ РБ» установлен в Приложении № 4 к вышеназванному Соглашению № 234/16 от 14.12.2016 г.

Согласно п.4 Приложения № 4 в ходе приема документов от заявителя работник, осуществляющий прием документов, проверяет представленные заявление (запрос) и документы на предмет соответствия данных документа, удостоверяющего личность, данным, указанным в заявлении (запросе) о предоставлении государственной услуги и прилагаемых необходимых документах.

В силу п.5 Приложения № 4 не установление личности лица, обратившегося за осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, не предъявление документа, удостоверяющего личность такого лица, является основанием для отказа в приеме заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов непосредственно в момент представления таких заявления и документов.

В нарушение вышеприведенных норм, регулирующих порядок предоставления государственной услуги и приема документов, сотрудником филиала ГБУ «МФЦ РБ» по Кабанскому району ... принято и передано в регистрирующий орган для рассмотрения заявление Оскорбина В.И. о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, возвращении ранее представленных для их проведения документов, подписанное и поданное иным лицом ...., не имеющей соответствующих полномочий.

Тем самым, действия административного соответчика ГБУ «МФЦ РБ» по Кабанскому району по приему заявления о прекращении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ненадлежащего лица не могут быть признаны законными, указанные действия нарушают права и законные интересы административного истца, в связи с чем решение суда первой инстанции в части удовлетворения административного иска только к Управлению Росреестра по Республике Бурятия подлежит изменению.

Кроме того, учитывая, что прием поданных Оскорбиным В.И. 24.08.2017 г. заявлений о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ... (№ 03/106/152/2017-280), о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок для выдела земельного участка в счет земельной доли на земельный участок с кадастровым номером ... (№ 03/106/152/2017-281), о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости (№ 03-0-1-106/3152/2017-288) уже осуществлен, оснований для возложения на Управление Росреестра по РБ обязанности по приему указанных заявлений у суда не имелось.

В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца в соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ на Управление Росреестра по Республике Бурятия подлежит возложению обязанность по рассмотрению в установленном законом порядке заявлений и документов, представленных Оскорбиным В.И. 24.08.2017 г., которые, как следует из ответа Управления Росреестра по Республике Бурятия от 18.12.2017 г. № 12/11154-05, переданы ГБУ «МФЦ РБ» на архивное хранение в Управление, поэтому в указанной части решение суда первой инстанции также подлежит изменению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 11 июля 2018 года изменить.

Признать незаконными действия ГБУ «Многофункциональный центр Республики Бурятия по предоставлению государственных и муниципальных услуг» по Кабанскому району по приему заявления Оскорбина В.И. о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 7 сентября 2017 года № 03-0-1-106/3152/017-325.

В абзаце третьем резолютивной части решения суда фразу «осуществить прием» заменить фразой - «рассмотреть в установленном законом порядке».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: