ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3423/18 от 05.09.2018 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья ФИО14



АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 5 сентября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного су­да в составе:

председательствующего: Баранова Г. В.

судей областного суда: Сорокиной О. А., Радкевича А. Л.

при секретаре Зыбельт Д. Э.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционной жалобе Правительства Астраханской области на решение Астра­ханского областного суда от 11 июля 2018 года по административному делу по адми­нистративному иску Общества с ограниченной ответственностью « Форент » об уста­новлении кадастровой стоимости здания равной его рыночной стоимости,

установила:

ООО « Форент » обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, в обоснование которого указано, что Общество является собственником нежилого здания - административного корпуса литер <адрес> с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, с 1 сентября 2016 года, в связи с чем, в силу статьи 2 Закона Астраханской области от 26 ноября 2009 года «О налоге на имущество орга­низаций», распоряжения Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 22 декабря 2017 года , действующее с 1 января 2018 рода, обязано оплачивать налог в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером в размере налоговой ставки 2,0% от кадастровой стоимо­сти. Постановлением Правительства Астраханской области от 14 декабря 2012 года -П утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов не­движимости, расположенных на территории Астраханской области по состоянию на 29 июня 2012 года, в том числе определена кадастровая стоимость объекта недвижи­мости с кадастровым номером в размере <данные изъяты>. Таким образом, с 1 января 2018 года утвержденный размер кадастровой стоимости объекта недвижимости затрагивает права истца, поскольку с указанной даты возникла обязанность по оплате налога на объект недвижимости. При этом государственная кадастровая оценка объекта недвижимости с 2012 года в установленном законном по­рядке не производилась, в связи с чем, истец полагает, что причины пропуска срока обращения в суд с иском являются уважительными. ООО « Форент » просило устано­вить кадастровую стоимость нежилого здания - административного корпуса литер <адрес> с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв. метров, распо­ложенного по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> руб­
лей 34 копейки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также восстановлять срок на обращение в суд с данным административным исковым заявлением.

В судебном заседании представители ООО « Форент » Грибанова И. Ю., Ку­ликова И. В. административные исковые требования поддержала, просила их удовле­творить. Представитель Правительства Астраханской области - Бакаев Т. А. не воз­ражал против удовлетворения заявленных требований с учетом результатов прове­денной по делу судебной экспертизы ООО Экспертное Агентство «Дело+». Предста­витель Администрации муниципального образования « Город Астрахань » - Абрамян Р.Т. также не возражал против удовлетворения заявленных требований с учетом ре­зультатов проведенной по делу судебной экспертизы ООО Экспертное Агентство «Дело+». Представитель Управления Федеральной службы государственной реги­страции, кадастра и картографии по Астраханской области, представитель Федераль­ного государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Решением Астраханского областного суда от 11 июля 2018 года установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого здания административного корпуса литер <адрес> с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 июня 2012 года в размере <данные изъяты> на период с 1 января 2018 года и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастро­вой оценки. Датой подачи заявления определено 8 февраля 2018 года.

В апелляционной жалобе Правительства Астраханской области ставится во­прос-об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права, в обоснование жалобы указано, что вывод суда о необходимости исключения НДС из итоговой суммы рыночной стоимости объекта недвижимости является оши­бочным, итак как уплата НДС и налога на имущество не влечет за собой двойного налогообложения, поскольку относится к различным периодам владения объектом, так как уплата налога на имущество осуществляется во время владения и эксплуата­ции объекта, тогда как уплата НДС только в случае отчуждения объекта.

Заслушав представителя Правительства Астраханской области - Бакаева Т. А., поддержавшего доводы жалобы, представителей ООО « Форент » Грибанову И. Ю., Куликову И. В., возражавших относительно жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, из­ложенных в апелляционной жалобе в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда по следующим осно­ваниям.

Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения ка­дастровой стоимости установлен главой 25 Кодекса административного судопроиз­водства Российской Федерации, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если ре­зультатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно требованиям статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государствен­ной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законода­тельством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправ­ления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще, чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была прове­дена государственная кадастровая оценка.

В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стои­мости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты опреде­ления кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой сто­имости в силу статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Рос­сийской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из материалов дела усматривается, что ООО « Форент » является субъектом, в отношении которого применяются положения статьи 378.2 Налогового кодекса Рос­сийской Федерации, статьей 2.1 Законом Астраханской области от 26 ноября 2009 го­да № 92/2009-03 « О налоге на имущество организаций», поскольку объект недви­жимости с кадастровым номером Распоряжением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 22 декабря 2017 года включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении ко­торых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год.

Порядок пересмотра результатов государственной кадастровой оценки уста­новлен федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, ООО « Форент », являясь собственником объекта недвижимо­сти и плательщиком налога на имущество, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, относится к лицам, чьи права затрагива­ются утвержденной кадастровой стоимостью.

Постановлением Правительства Астраханской области от 14 декабря 2012 года №562-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Астраханской области» утверждена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере <данные изъяты>. Сведения о кадаст­ровой стоимости внесены в Государственный кадастр внесены 22 января 2013 года.

Поскольку ООО не согласен с кадастровой стоимостью объекта недвижимости, то вправе оспаривать ее в судебном порядке путем определения рыночной стоимости объекта недвижимости.

В целях соблюдения досудебного порядка ООО « Форент » обратилось 8 фев­раля 2018 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения ка­дастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области. Уведом­лением от 14 февраля 2018 года заявление ООО « Форент » оставлено без рассмотре­ния, то есть, досудебный порядок истцом соблюден.

В обоснование заявленных требований истцом представлен отчет , подготовленный ООО «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз», в со­ответствии с которым рыночная стоимость объекта недвижимости определена в раз­мере <данные изъяты> рублей.

В рамках рассмотрения дела, на основании ходатайства представителя ООО «Форент», определением суда от 17 мая 2018 года назначена судебная оценочная экс­пертиза, проведение которой поручено ООО Экспертное Агентство «Дело+».

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 29 июня 2012 года определена в размере <данные изъяты> рублей.

Суд первой инстанции, проанализировав и оценив заключение судебной оце­ночной экспертизы ООО Экспертное Агентство «Дело+» и отчет об оценке, состав­ленный ООО «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз», на соответ­ствие их требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, пришел к обоснованному выводу о принятии за основу заключения судебной оценоч­ной экспертизы ООО Экспертное Агентство «Дело+», поскольку отчет, представлен­ный истцом в качестве доказательства подтверждения рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленный ООО «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз», не может применяться при установлении кадастровой стоимости объекта оценки равной его рыночной стоимости, поскольку при определении рыночной стои­мости объекта-оценки оценщиком применялся сравнительный подход при отсутствии надлежащих объектов-аналогов, оценщик отказался от использования доходного под­хода, при этом не мотивировав надлежащим образом свое решение, применяя при оценке сравнительный подход, оценщиком приняты аналоги, площадь которых зна­чительно меньше площади объекта оценки, а назначение аналогов в отчете не указа­но.

Суд признал заключение ООО Экспертное Агентство «Дело+» надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , определенную по состоянию на дату внесе­ния сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, при этом, исключил из итоговой суммы рыночной стоимости объекта недвижимости НДС, учтенного экспертом при применении затратного и доходного подходов.

Признавая за ООО « Форент » право на установление в отношении объекта не­движимости кадастровой стоимости равной рыночной, Правительство Астраханской области доводы жалобы основывает на том, что вывод суда о необходимости исклю­чения НДС из итоговой суммы рыночной стоимости объекта недвижимости является ошибочным, уплата НДС и налога на имущество организаций не влечет двойного налогообложения, поскольку относится к различным периодам владения объектом: уплата налога на имущество осуществляется во время владения и эксплуатации объ­екта, а уплата НДС только в случае отчуждения объекта, когда налог на имущество уже не уплачивается.

Судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности указанных доводов жалобы ввиду неправильном толковании норм материального закона.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по кото­рой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, в условиях кон­


куренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в резуль­тате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в слу­чаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 4 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Министерства экономическо­го развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 298, результа­том оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли- продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в устав­ный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имуще­ства, разрешении имущественных споров и в иных случаях.

Согласно положениям статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном стать­ей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установ­ленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответ­ствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая яв­лялась предметом оспаривания.

Как усматривается из материалов дела, обращение Общества в суд с админи­стративным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений обусловлено уплатой Обществом налога на имущество органи­заций, налоговая база для исчисления которого определяется как кадастровая стои­мость объектов недвижимости, и не связано с реализацией этого недвижимого иму­щества, возможным совершением сделки.

Из пункта 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сбо­рах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью 2 данного Кодекса и с учетом положений данной статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федера­ции реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе (в трм числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на това­ры, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное ока­зание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных данным Ко­дексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ рдним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на без­возмездной основе.

В статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации определены объект обложения налогом на добавленную стоимость, а также операции, которые не при­
знаются объектом налогообложения в целях главы 21 данного Кодекса. В частности, объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на террито­рии Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1).

Таким образом, имущество и реализация товаров (работ, услуг) являются само­стоятельными объектами налогообложения, в отношении каждого законом преду­смотрен определенный налог.

Исходя из прямого толкования статьи 3 Закона об оценочной деятельности, рыночная стоимость объекта оценки определяет наиболее вероятную цену, по кото­рой данный объект может быть отчужден при его реализации.

Однако само по себе определение рыночной стоимости объекта недвижимого имущества в целях дальнейшей его эксплуатации собственником без реализации это­го имущества не образует объект обложения налогом на добавленную стоимость. Та­кой объект налогообложения возникнет лишь при реализации этого имущества.

Тем самым, установление судом кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости (в целях исчисления налога на имущество организаций и без их реали­зации) в размере, равном их рыночной стоимости без учета НДС, является правомер­ным и основанном на законе.

Судебная коллегия приходит к выводу, что судом правильно определены име­ющие значение для дела обстоятельства и применены нормы материального и про­цессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, по­скольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, и направлены на иное толкование норм материально­го права, что не отнесено статьей. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляцион­ном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса администра­тивного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Астраханского областного суда от 11 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Астраханской области – без удовлетворения.