судья ФИО14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 5 сентября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г. В.
судей областного суда: Сорокиной О. А., Радкевича А. Л.
при секретаре Зыбельт Д. Э.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционной жалобе Правительства Астраханской области на решение Астраханского областного суда от 11 июля 2018 года по административному делу по административному иску Общества с ограниченной ответственностью « Форент » об установлении кадастровой стоимости здания равной его рыночной стоимости,
установила:
ООО « Форент » обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, в обоснование которого указано, что Общество является собственником нежилого здания - административного корпуса литер <адрес> с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, с 1 сентября 2016 года, в связи с чем, в силу статьи 2 Закона Астраханской области от 26 ноября 2009 года «О налоге на имущество организаций», распоряжения Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 22 декабря 2017 года №, действующее с 1 января 2018 рода, обязано оплачивать налог в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере налоговой ставки 2,0% от кадастровой стоимости. Постановлением Правительства Астраханской области от 14 декабря 2012 года №-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Астраханской области по состоянию на 29 июня 2012 года, в том числе определена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере <данные изъяты>. Таким образом, с 1 января 2018 года утвержденный размер кадастровой стоимости объекта недвижимости затрагивает права истца, поскольку с указанной даты возникла обязанность по оплате налога на объект недвижимости. При этом государственная кадастровая оценка объекта недвижимости с 2012 года в установленном законном порядке не производилась, в связи с чем, истец полагает, что причины пропуска срока обращения в суд с иском являются уважительными. ООО « Форент » просило установить кадастровую стоимость нежилого здания - административного корпуса литер <адрес> с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> руб
лей 34 копейки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также восстановлять срок на обращение в суд с данным административным исковым заявлением.
В судебном заседании представители ООО « Форент » Грибанова И. Ю., Куликова И. В. административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Представитель Правительства Астраханской области - Бакаев Т. А. не возражал против удовлетворения заявленных требований с учетом результатов проведенной по делу судебной экспертизы ООО Экспертное Агентство «Дело+». Представитель Администрации муниципального образования « Город Астрахань » - Абрамян Р.Т. также не возражал против удовлетворения заявленных требований с учетом результатов проведенной по делу судебной экспертизы ООО Экспертное Агентство «Дело+». Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Астраханского областного суда от 11 июля 2018 года установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого здания административного корпуса литер <адрес> с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 июня 2012 года в размере <данные изъяты> на период с 1 января 2018 года и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки. Датой подачи заявления определено 8 февраля 2018 года.
В апелляционной жалобе Правительства Астраханской области ставится вопрос-об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права, в обоснование жалобы указано, что вывод суда о необходимости исключения НДС из итоговой суммы рыночной стоимости объекта недвижимости является ошибочным, итак как уплата НДС и налога на имущество не влечет за собой двойного налогообложения, поскольку относится к различным периодам владения объектом, так как уплата налога на имущество осуществляется во время владения и эксплуатации объекта, тогда как уплата НДС только в случае отчуждения объекта.
Заслушав представителя Правительства Астраханской области - Бакаева Т. А., поддержавшего доводы жалобы, представителей ООО « Форент » Грибанову И. Ю., Куликову И. В., возражавших относительно жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно требованиям статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще, чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела усматривается, что ООО « Форент » является субъектом, в отношении которого применяются положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2.1 Законом Астраханской области от 26 ноября 2009 года № 92/2009-03 « О налоге на имущество организаций», поскольку объект недвижимости с кадастровым номером № Распоряжением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 22 декабря 2017 года № включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год.
Порядок пересмотра результатов государственной кадастровой оценки установлен федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Таким образом, ООО « Форент », являясь собственником объекта недвижимости и плательщиком налога на имущество, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, относится к лицам, чьи права затрагиваются утвержденной кадастровой стоимостью.
Постановлением Правительства Астраханской области от 14 декабря 2012 года №562-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Астраханской области» утверждена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере <данные изъяты>. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Государственный кадастр внесены 22 января 2013 года.
Поскольку ООО не согласен с кадастровой стоимостью объекта недвижимости, то вправе оспаривать ее в судебном порядке путем определения рыночной стоимости объекта недвижимости.
В целях соблюдения досудебного порядка ООО « Форент » обратилось 8 февраля 2018 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области. Уведомлением от 14 февраля 2018 года заявление ООО « Форент » оставлено без рассмотрения, то есть, досудебный порядок истцом соблюден.
В обоснование заявленных требований истцом представлен отчет №, подготовленный ООО «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз», в соответствии с которым рыночная стоимость объекта недвижимости определена в размере <данные изъяты> рублей.
В рамках рассмотрения дела, на основании ходатайства представителя ООО «Форент», определением суда от 17 мая 2018 года назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО Экспертное Агентство «Дело+».
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 29 июня 2012 года определена в размере <данные изъяты> рублей.
Суд первой инстанции, проанализировав и оценив заключение судебной оценочной экспертизы ООО Экспертное Агентство «Дело+» и отчет об оценке, составленный ООО «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз», на соответствие их требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, пришел к обоснованному выводу о принятии за основу заключения судебной оценочной экспертизы ООО Экспертное Агентство «Дело+», поскольку отчет, представленный истцом в качестве доказательства подтверждения рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленный ООО «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз», не может применяться при установлении кадастровой стоимости объекта оценки равной его рыночной стоимости, поскольку при определении рыночной стоимости объекта-оценки оценщиком применялся сравнительный подход при отсутствии надлежащих объектов-аналогов, оценщик отказался от использования доходного подхода, при этом не мотивировав надлежащим образом свое решение, применяя при оценке сравнительный подход, оценщиком приняты аналоги, площадь которых значительно меньше площади объекта оценки, а назначение аналогов в отчете не указано.
Суд признал заключение ООО Экспертное Агентство «Дело+» надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, определенную по состоянию на дату внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, при этом, исключил из итоговой суммы рыночной стоимости объекта недвижимости НДС, учтенного экспертом при применении затратного и доходного подходов.
Признавая за ООО « Форент » право на установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости равной рыночной, Правительство Астраханской области доводы жалобы основывает на том, что вывод суда о необходимости исключения НДС из итоговой суммы рыночной стоимости объекта недвижимости является ошибочным, уплата НДС и налога на имущество организаций не влечет двойного налогообложения, поскольку относится к различным периодам владения объектом: уплата налога на имущество осуществляется во время владения и эксплуатации объекта, а уплата НДС только в случае отчуждения объекта, когда налог на имущество уже не уплачивается.
Судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности указанных доводов жалобы ввиду неправильном толковании норм материального закона.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, в условиях кон
куренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 298, результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли- продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях.
Согласно положениям статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как усматривается из материалов дела, обращение Общества в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений обусловлено уплатой Обществом налога на имущество организаций, налоговая база для исчисления которого определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимости, и не связано с реализацией этого недвижимого имущества, возможным совершением сделки.
Из пункта 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью 2 данного Кодекса и с учетом положений данной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе (в трм числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ рдним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации определены объект обложения налогом на добавленную стоимость, а также операции, которые не при
знаются объектом налогообложения в целях главы 21 данного Кодекса. В частности, объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1).
Таким образом, имущество и реализация товаров (работ, услуг) являются самостоятельными объектами налогообложения, в отношении каждого законом предусмотрен определенный налог.
Исходя из прямого толкования статьи 3 Закона об оценочной деятельности, рыночная стоимость объекта оценки определяет наиболее вероятную цену, по которой данный объект может быть отчужден при его реализации.
Однако само по себе определение рыночной стоимости объекта недвижимого имущества в целях дальнейшей его эксплуатации собственником без реализации этого имущества не образует объект обложения налогом на добавленную стоимость. Такой объект налогообложения возникнет лишь при реализации этого имущества.
Тем самым, установление судом кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости (в целях исчисления налога на имущество организаций и без их реализации) в размере, равном их рыночной стоимости без учета НДС, является правомерным и основанном на законе.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Астраханского областного суда от 11 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Астраханской области – без удовлетворения.