ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3445/20 от 16.11.2020 Липецкого областного суда (Липецкая область)

8

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Ушаков С.С. Дело № 33а-3445/2020

Докладчик Букреев Д.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

председательствующего Долбнина А.И.,

судей Букреева Д.Ю., Михалевой О.В.,

при помощнике судьи Бобылевой К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по апелляционной жалобе административного истца инспекции ФНС России по Правобережному району г.Липецка на решение Правобережного районного суда г.Липецка от 10 сентября 2020 года (дело № 2а-976/2020), которым постановлено

Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г.Липецка в удовлетворении административного иска к Черноусовой Татьяне Владимировне о взыскании задолженности по налогу отказать.

Заслушав доклад судьи Букреева Д.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Инспекция ФНС России по Правобережному району г.Липецка обратилась в суд с административным иском к Черноусовой Т.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты>, а также задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты>., указывая на неисполнение соответствующей обязанности после направления ей налогового уведомления и требования об уплате налога.

В судебном заседании представитель инспекции ФНС России по Правобережному району г.Липецка Солманова Т.В. поддержала административный иск.

Административный ответчик Черноусова Т.В. в судебное заседание по извещению не явилась.

Представители Черноусовой Т.В. по доверенности Емельянова К.В. и Тишинский Н.А. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административного иска, указывая на несоблюдение досудебного порядка урегулирования административного спора и пропуск шестимесячного срока для обращения в суд.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе инспекция ФНС России по Правобережному району г.Липецка просит отменить решение суда, критикуя вывод о нарушении порядка направления требования об уплате налога. Доводы апеллянта сводятся к отсутствию вины налогового органа в направлении требования об уплате налога по предыдущему адресу регистрации Черноусовой Т.В., поскольку на момент его направления не истек установленный статьей 85 НК РФ десятидневный срок для сообщения органом регистрационного учета об изменении места жительства налогоплательщика. При этом определяющее значение придается обязанности Черноусовой Т.В. добровольно уплатить задолженность на основании ранее направленного налогового уведомления, которое признается полученным.

В письменном отзыве Черноусова Т.В. критикует доводы апеллянта, поддерживая выводы суда первой инстанции.

Выслушав представителя инспекции ФНС России по Правобережному району г.Липецка Солманову Т.В., поддержавшую апелляционную жалобу, возражения представителя Черноусовой Т.В. адвоката Сошниной В.В., изучив материалы административного дела, судебная коллегия признает решение суд подлежащим отмене с вынесением определения об оставлении административного искового заявления без рассмотрения.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 1 статьи 23, пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 401 НК РФ объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 409 НК РФ в редакции времени возникновения налоговой обязанности налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как видно из материалов дела, в 2015-2016 годах Черноусова Т.В. являлась собственником следующих объектов недвижимости:

- квартиры по адресу: <адрес>;

- квартиры по адресу: <адрес>;

- квартиры по адресу: <адрес>;

- квартиры по адресу: <адрес>;

- квартиры по адресу: <адрес>;

- квартиры по адресу: <адрес>;

- квартиры по адресу: <адрес>;

- квартиры по адресу: <адрес>;

- <данные изъяты> доли строения по адресу: <адрес>, производственная база.

ДД.ММ.ГГГГ по месту регистрации Черноусовой Т.В. (<адрес>) заказным письмом было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате не позднее ДД.ММ.ГГГГ налога на имущество физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2015 и 2016 годы в размере <данные изъяты>.

Факт направления налогового уведомления по указанному адресу подтвержден реестром полученной корреспонденции для доставки , справкой об отправке/доставке почтового отправления .

ДД.ММ.ГГГГ почтовая корреспонденция возвращена в налоговый орган ввиду истечения срока хранения (л.д. 8-10).

В связи с неуплатой налога в указанный в налоговом уведомлении срок на основании статей 69, 70 НК РФ Черноусовой Т.В. было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком погашения недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное требование было направлено Черноусовой Т.В. ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом с уведомлением по тому же адресу - <адрес>, что подтверждено реестром полученной корреспонденции для доставки , справкой об отправке/доставке почтового отправления (л.д. 13, 14).

Определением мирового судьи судебного участка №12 Правобережного судебного района г.Липецка от 27 марта 2019 года был отменен судебный приказ , выданный ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании с Черноусовой Т.В. налога на имущество физических лиц в сумме <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты> (л.д. 20-21).

На основании представленных доказательств суд правильно указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Черноусова Т.В. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д.40,89,196).

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (в редакции, действовавшей на момент направления требования).

В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 5 статьи 31 НК РФ в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом:

налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков...

Форма заявления о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 83 НК РФ постановка на учет в налоговом органе физического лица осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании сведений о рождении, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и (или) сведений, полученных в соответствии с пунктами 1-6, 8 и 13 статьи 85 настоящего Кодекса, или на основании заявления физического лица, представленного в любой налоговый орган по его выбору.

Пунктом 3 статьи 85 НК РФ установлена обязанность органов, осуществляющих регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органов опеки и попечительства сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 5 ноября 2009 N 114н "Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента" если физическое лицо изменило место жительства, постановка на учет в налоговом органе этого физического лица по новому месту жительства осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о факте регистрации по новому месту жительства, сообщенных органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по новому месту жительства и указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) физическому лицу уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной ФНС России.

Датой постановки на учет в налоговом органе физического лица по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата регистрации этого физического лица по новому месту жительства, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта (пункт 28).

При изменении физическим лицом места жительства снятие его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства и указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, о факте регистрации по новому месту жительства, переданных налоговым органом по новому месту жительства физического лица не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений от указанных органов (пункт 29).

Обязанность непосредственно налогоплательщика уведомлять налоговый орган об изменении места жительства (регистрации) законом не предусмотрена (статья 23 НК РФ).

Исходя из содержания приведенных выше положений статей 31, 83, 85 Налогового кодекса РФ и Приказа Министерства финансов РФ от 5 ноября 2009 N114н при изменении места регистрации налогоплательщика физического лица снятие с налогового учета и постановка на новый налоговый учет осуществляются по результатам межведомственного взаимодействия налогового органа с органом регистрационного учета физических лиц.

Таким образом, процедура взаимодействия государственных органов в указанной части четко урегулирована, что обеспечивает реальную возможность исполнения необходимых налоговых процедур в отношении гражданина по новому месту жительства (регистрации).

Соответственно, нормы действующего налогового законодательства не могут быть истолкованы как обязывающие налогоплательщика (физическое лицо) при обычных условиях проявлять какую-либо особую предусмотрительность в отношении налоговых органов после изменения места регистрационного учета, в том числе лично уведомлять об этом обстоятельстве, либо контролировать исполнение реализации государственными органами вышеназванной процедуры межведомственного взаимодействия.

Более того, сообщение налогоплательщика об изменении места регистрационного учета формально не является обязательным поводом для изменения его налогового учета, поскольку в силу действующего законодательства соответствующая информация предоставляется органом, осуществляющим регистрацию физических лиц по месту жительства.

В данном случае требование об уплате налога было направлено по ненадлежащему адресу при отсутствии вины налогоплательщика, и у налогового органа не возникло право на обращение в суд, поскольку такое право возникает в силу статей 4, 286 КАС РФ, статьи 48 НК РФ только после соблюдения налоговым органом обязательного досудебного порядка урегулирования административного спора.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

Поскольку суд первой инстанции рассмотрел требования налогового органа по существу в отсутствие доказательств соблюдения досудебного порядка урегулирования административного спора, решение суда подлежит отмене с вынесением определения об оставлении административного искового заявления без рассмотрения.

Руководствуясь статьями 196, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Правобережного районного суда г.Липецка от 10 сентября 2020 года отменить.

Постановить определение, которым требования инспекции ФНС России по Правобережному району г.Липецка к Черноусовой Т.В. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015 и 2016 годы, пени, оставить без рассмотрения.

Председательствующий

Судьи