ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3462 от 24.08.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33а-3462 судья Никитина Е.А. 2018 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 августа 2018 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Сергуненко П.А. и Сиротиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой М.Н.,

с участием прокурора Молчановой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери

по докладу судьи Сергуненко П.А.

дело по апелляционной жалобе Богомолова Антона Евгеньевича поданной его представителем по доверенности Березиным А.В. на решение Конаковского городского суда Тверской области от 15 августа 2018 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Богомолова Антона Евгеньевича к МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» удовлетворить в части.

Признать незаконным и отменить Постановление МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» №86 от 06 августа 2018 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Конаково по одномандатному избирательному округу № 16 Богомолова Антона Евгеньевича на выборах депутатов Совета депутатов города Конаково четвертого созыва 09 сентября 2018 года», в остальной части исковых требований отказать».

Судебная коллегия

установила:

Богомолов А.Е. обратился в Конаковский городской суд с административным иском к МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» с требованием о признании незаконным и отмене решения МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» № 86 от 06.08.2018 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Конаково по одномандатному избирательному округу № 16 Богомолова Антона Евгеньевича на выборах депутатов Совета депутатов города Конаково четвёртого созыва 09 сентября 2018 года»; возложении обязанности на МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» зарегистрировать Богомолова Антона Евгеньевича кандидатом в депутаты Совета депутатов города Конаково по одномандатному избирательному округу № 16 Богомолова Антона Евгеньевича на выборах депутатов Совета депутатов города Конаково четвёртого созыва 09 сентября 2018 года; обращении решения суда к немедленному исполнению.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что им в МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» были поданы документы для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов города Конаково четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 в порядке самовыдвижения, в том числе подписные листы с подписями 14 избирателей. 06.08.2018 года МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» издано Постановление № 86, которым постановлено отказать Богомолову А.Е. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Конаково четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 16. Указано, что в результате проведённой рабочей группой по приёму и проверке документов, представленных кандидатами в депутаты в избирательную комиссию города Конаково, проверки подписных листов с подписями избирателей, 14 подписей признаны недействительными на основании п. 4 ст. 33 избирательного Кодекса Тверской области, поскольку в папке № 1 с подписными листами кандидата в депутаты Богомолова А.Е. на страницах 1, 2, 3, 4, и 5 отсутствуют сведения о городе, где находится место проживания лица, за которого осуществляется сбор подписей в поддержку самовыдвижения.

Согласно постановлению главы Конаковского района Тверской области от 05.09.2005 г. № 958 «О присвоении почтовых адресов земельным участкам в микрорайоне «Зеленый Бор» в г. Конаково» участкам в данном микрорайоне присвоен адрес: <данные изъяты> Согласно постановлению администрации города Конаково от 04.04.2018 г. №252 «О присвоении адреса» прописано следующее: «Присвоить микрорайону «Зеленый Бор» адрес: <данные изъяты>

Согласно приложению 8 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подлежит заполнению графа с информацией о месте проживания кандидата, за которого осуществляется сбор подписей в поддержку самовыдвижения, содержащая информацию о «наименовании субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, где находится место жительства». В силу пп. «д» п. 8 ст. 36 Избирательного кодекса Тверской области и пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» необходимым и достаточным основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Указав на положения пп. «з» п. 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пп. «з» п. 9 ст. 35 Избирательного кодекса Тверской области, правила отраженные в п. 4 ст. 33 Избирательного кодекса Тверской области, а также учитывая п. 8 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме», форму приложения №8 к Федеральному закону, считал данное решение избирательной комиссии необоснованным и незаконным.

Отмечал, что в этом же приложении 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в примечаниях указано, что «Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учётом фактических особенностей места жительства».

В паспорте административного истца в графе «Место жительства» в рамках официального штампа указано следующее: «ОУФМС России по Тверской области в Конаковском районе зарегистрирован <данные изъяты> 16.02.2005 г. Подпись» и проставлена подпись уполномоченного лица. Соответственно в подписных листах он не указывал наименование город <данные изъяты>, а лишь область, район, название микрорайона в строгом соответствии с указанными в паспорте данными. В противном случае (указание наименования города) он бы предоставил избирательной комиссии недостоверные сведения, не соответствующие представленным документам.

При этом ссылаясь на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1483-0, Определение от 19 октября 2010 года № 1426-0-0, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункт 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указывал, что исходя из буквального смыла приведенных норм, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства, а именно в паспорте гражданина Российской федерации или свидетельстве о регистрации по месту жительства. Общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер.

Следовательно, не указание им в подписном листе сведений о наименовании города, поскольку такие сведения не содержатся в данных паспорта в разделе «Место жительства», не может и не должно расцениваться как нарушение избирательного законодательства Российской Федерации и Тверской области.

В суде первой инстанции представители административного истца Березин А.В. и Ульяновский А.С. поддержали доводы административного искового заявления по вышеуказанным основаниям. С учетом письменных уточнений оснований исковых требований, представитель Березин А.В. дополнил, что в соответствии с п. 13 ст. 28 Федерального закона № 67-ФЗ решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов принимаются на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Учитывая Устав муниципального образования города Конаково, Решение Совета депутатов город Конаково от 23.12.2016 г. о формировании состава МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» большинство от установленного числа членов избирательной комиссия с правом решающего голоса равно пяти, однако из присутствовавших шести членов данной избирательной комиссии с правом решающего голоса на заседании 06 августа 2018 года № 16, на котором решался вопрос о регистрации или об отказе в регистрации Богомолову А.Е. кандидатом в депутаты, лишь четверо членов данной избирательной комиссии с правом решающего голоса проголосовали за отказ ему в регистрации, что меньше половины от установленного численного состава этой избирательной комиссии, при этом два члена указанной избирательной комиссии с правом решающего голоса воздержались от голосования, что является безусловным основанием для отмены судом оспариваемого административным истцом решения. Кроме того, согласно абз. 6 п.40 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31.03.2011 г. №5 в случае отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата суд вправе возложить на комиссию обязанность зарегистрировать кандидата, если при рассмотрении дела не были установлены иные основании для отказа в регистрации. В отношении кандидата в депутаты Богомолова А.Е. иных оснований для отказа не установлено, в связи с чем полагал требование о возложении обязанности зарегистрировать кандидата в депутаты законным и обоснованным.

Председатель МКУ «Избирательной комиссии города Конаково» Голдин И.Г. в судебном заседании не согласился с требованиями и доводами в обоснование требований административного истца. Просил в удовлетворении исковых требований отказать. Указывал, что законодатель не связывает понятия адрес кандидата и место проживание кандидата, как того требует указание в подписных листах. В данной форме 8 кандидату в депутаты необходимо было указать место проживания: субъект РФ, район и город, а внизу подписного листа, как лицо собиравшего подписи избирателей указать данные адреса согласно паспорта. Не указав город в котором Богомолов А.Е. проживает, он ввел в заблуждение своих избирателей.

Представитель административного ответчика адвокат Иванов А.В. в судебном заседании с требованиями административного истца не согласился, поддержал доводы председателя МКУ «Избирательной комиссии города Конаково» Голдина И.Г., полагал доводы административного иска подлежащими отклонению.

Помощник Конаковского межрайонного прокурора Тверской области Молчанова О.А. полагала обжалуемое постановление избирательной комиссии г.Конаково законным и обоснованным, требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе Богомолова Антона Евгеньевича поданной его представителем по доверенности Березиным А.В., ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части отказа в возложении обязанности на МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» зарегистрировать Богомолова Антона Евгеньевича кандидатом в депутаты Совета депутатов города Конаково по одномандатному избирательному округу № 16 Богомолова Антона Евгеньевича на выборах депутатов Совета депутатов города Конаково четвёртого созыва 09 сентября 2018 года, а также содержится новое требование, не заявлявшееся в суде первой инстанции, о внесении фамилии Богомолова А.Е. и соответствующих сведений о нем в текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах в депутаты Совета депутатов города Конаково по одномандатному избирательному округу № 16.

В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда, в части отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований, является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, при недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, в связи с чем подлежащим отмене в апелляционном порядке в силу п.2 ст.309 КАС РФ.

В частности, суд в нарушение положений ч.1 ст.244 КАС РФ не определил способ и сроки восстановления нарушенного пассивного избирательного права Богомолова А.Е.; неправильно истолковал положения п. 8 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и приложения 8 к указанному закону; не учел противоречие п. 4 ст. 33 Избирательного кодекса Тверской области п. 8 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». По мнению апеллянта, указание в подписных листах места жительства Богомолова А.Е.: <данные изъяты> не препятствует однозначному восприятию избирателями его места проживания с учетом фактических особенностей его места жительства, связанных с указанием микрорайона «<данные изъяты>» во всех, представленных им МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» подписных листах в поддержку выдвижения его кандидатом в депутаты. Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 2.3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 года №1483 адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства, а именно в паспорте гражданина Российской Федерации.

В суде апелляционной инстанции представитель Богомолова А.Е. по доверенности Березин А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал по указанным в жалобе основаниям.

Представитель административного ответчика МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» адвокат Короткова Е.А. возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, полагая обжалуемое решение суда законным и обоснованным. При этом на вопросы суда пояснила, что в связи с тем, что срок рассмотрения документов представленных Богомоловым Антоном Евгеньевичем для регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов города Конаково четвертого созыва, истек, решением суда не возложена какая-либо обязанность на избирательную комиссию, то повторно рассматривать представленные Богомоловым А.Е. документы не планируется.

Прокурор Молчанова О.А. при даче заключения полагала решение суда подлежащим изменению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав выступления представителя административного истца Березина А.В. и представителя административного ответчика Короткову Е.А., заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

На основании п. 1 и пп. «в» п. 8 ст. 25 Федерального закона № 67-ФЗ окружная избирательная комиссия осуществляет регистрацию кандидатов по одномандатным избирательным округам

Согласно п. 6 ст. 24 Федерального закона №67-ФЗ избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

В соответствии с п. 13 ст. 28 Федерального закона № 67-ФЗ, решения избирательной комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

На основании п. 4 ст. 41 Устава муниципального образования город Конаково Конаковского района Тверской области, принятого решением Совета депутатов города Конаково от 02.03.2006 г. № 41, избирательная комиссия города Конаково формируется в количестве восьми членов с правом решающего голоса, сроком на пять лет.

Пунктом 1 Решения Совета депутатов города Конаково от 23.12.2016 г. № 345 «О формировании состава МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» состав МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» сформирован сроком на пять лет в количестве восьми членов с правом решающего голоса, согласно Приложению 1.

Решением Совета депутатов города Конаково №467 от 19.06.2018 года назначены выборы депутатов совета депутатов муниципального образования городское поселение город Конаково четвертого созыва на 09 сентября 2018 года.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Богомолов А.Е. обратился в МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» 24 июля 2018 года с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов города Конаково четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 в порядке самовыдвижения. Документы для выдвижения кандидата в депутаты приняты избирательной комиссией 24 июля 2018 года.

Постановлением МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» № 86 от 06 августа 2018 года, Богомолову А.Е. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов города Конаково четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 16.

Из протокола №16 заседания Избирательной комиссии города Конаково от 06 августа 2018 года следует, что при рассмотрении вопроса об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Конаково по одномандатному избирательному округу №16 Богомолова А.Е. на выборах депутатов Совета депутатов города Конаково четвертого созыва, за указанное решение проголосовало 4 члена комиссии, воздержались – 2, против – 0.

Большинство от установленного числа членов МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» с правом решающего голоса равно пяти, однако из присутствовавших шести членов данной избирательной комиссии с правом решающего голоса на заседании 06 августа 2018 года № 16, на котором решался вопрос о регистрации или об отказе в регистрации Богомолову А.Е. кандидатом в депутаты Совета депутатов города Конаково четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 на выборах 9 сентября 2018 года, лишь четверо членов данной избирательной комиссии с правом решающего голоса проголосовали за отказ ему в регистрации, что меньше половины от установленного численного состава этой избирательной комиссии.

Указанное послужило основанием для отмены судом первой инстанции оспариваемого административным истцом решения избирательной комиссии об отказе Богомолову А.Е. в регистрации кандидатом в депутаты и признания такого решения незаконным, что признается судебной коллегией правильным.

В указанной части решение не оспаривается и сторонами по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия приходит к выводу, что установив факт нарушения процедуры принятия МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Конаково по одномандатному избирательному округу №16 Богомолова А.Е., необходимо возложить на Муниципальное казенное учреждение «Избирательная комиссия муниципального образования городское поселение город Конаково» обязанность повторного рассмотрения представленных Богомоловым Антоном Евгеньевичем документов для регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов города Конаково четвертого созыва».

Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, также пришел к выводу о законности решения МКУ «Территориальная избирательная комиссия города Конаково» от 06 августа 2018 года об отказе в регистрации Богомолову А.Е. кандидатом в депутаты в Собрания депутатов города Конаково четвертого созыва в связи с отсутствием достаточного количества достоверных и действительных подписей избирателей. Вместе с тем, установив факт нарушения процедуры принятия МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Конаково по одномандатному избирательному округу №16 Богомолова А.Е., суд не мог дать оценку иным основаниям принятия указанного решения, тем самым предрешив вывод избирательной комиссии при повторном рассмотрении представленных Богомоловым Антоном Евгеньевичем документов для регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов города Конаково четвертого созыва, в связи с чем указанный вывод подлежит исключению из описательно-мотивировочной части решения суда первой инстанции.

При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, с учетом положений пункта 7 статьи 38 и пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ, что решение о регистрации кандидата избирательная комиссия приняла с нарушением иных требований закона, чем установленных в положении пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона; итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата Богомолова А.Е. предметом рассмотрения по настоящему делу не являлся и не признан недействительным, в связи с чем основания, предусмотренные законом, для проведения повторной проверки подписных листов кандидата Богомолова А.Е. у суда отсутствуют.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о необходимости возложения на избирательную комиссию обязанности зарегистрировать Богомолова Антона Евгеньевича кандидатом в депутаты Совета депутатов города Конаково по одномандатному избирательному округу № 16 Богомолова Антона Евгеньевича на выборах депутатов Совета депутатов города Конаково четвёртого созыва 09 сентября 2018 года, а также внести фамилию Богомолова А.Е. и соответствующие сведения о нем в текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах в депутаты Совета депутатов города Конаково по одномандатному избирательному округу № 16, подлежат отклонению, поскольку данные вопросы подлежат рассмотрению МКУ «Избирательная комиссия города Конаково» при повторном рассмотрении представленных Богомоловым А.Е. документов для регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов города Конаково четвертого созыва.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Конаковского городского суда Тверской области от 15 августа 2018 года изменить, исключить из описательно мотивировочной части решения вывод суда о законности решения МКУ «Территориальная избирательная комиссия города Конаково» от 06 августа 2018 года об отказе в регистрации Богомолову А.Е. кандидатом в депутаты Собрания депутатов города Конаково четвертого созыва в связи с отсутствием достаточного количества достоверных и действительных подписей избирателей.

Дополнить резолютивную часть решения абзацем следующего содержания: «возложить на Муниципальное казенное учреждение «Избирательная комиссия муниципального образования городское поселение город Конаково» обязанность повторного рассмотрения представленных Богомоловым Антоном Евгеньевичем документов для регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов города Конаково четвертого созыва».

В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Богомолова Антона Евгеньевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи