Судья Вакуленко Л.П. | № 33а-3463/2020(10RS0017-01-2020-001310-29) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27.10.2020 | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьиДанилова О.И.,
судейКолбасовой Н.А., Соляникова Р.В.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционнойжалобеАртамонова Виктора Михайловичана решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 16.10.2020 по административному делу № 2а-970/2020 по административному исковому заявлению Ибенаминовой Арины Руслановнык Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала об оспаривании решения от 01.10.2020 № 215/668-3 «О регистрации кандидата в депутаты Совета Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу №4Артамонова Виктора Михайловича».
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что решением Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала (далее также – ТИК г. Сортавала, избирательная комиссия) от 11.08.2020№ 200/591-3 на 08.11.2020 назначены выборы депутатов Совета вновь образованного муниципального образования «Сортавальское городское поселение» первого созыва. 02.10.2020Ибенаминова А.Р., выдвинутаяизбирательным объединением «Всероссийская политическаяпартия ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ!», решением ТИК г.Сортавала № 216/685-3 зарегистрированакандидатомв депутаты Совета Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу № 4. 01.10.2020 решением ТИКг.Сортавала№215/668-3 кандидатом в депутаты Совета Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 зарегистрирован Артамонов В.М., выдвинутыйизбирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия». Административный истец полагает решение ТИК г. Сортавала о регистрации Артамонова В.М. незаконным, поскольку Артамонов В.М.при подаче документов в ТИК г.Сортавала представил незаверенную им копию паспорта. Ибенаминова А.Р.просила суд отменить решение ТИК г.Сортавала от 01.10.2020 №215/668-3«О регистрации кандидата в депутаты Совета Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу № 4Артамонова В.М.».
Решением суда заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено решение ТИК г.Сортавала от 01.10.2020 № 215/668-3 «О регистрации кандидата в депутаты Совета Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу № 4Артамонова В.М.».
С принятым судебным постановлением не согласенАртамонов В.М., в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что судом первой инстанции неверно применены нормы пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) и части 2.2 статьи 20 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия» (далее – Закон РеспубликиКарелия № 683-ЗРК), устанавливающие при изготовлении копии паспорта членом избирательной комиссии возможность заверения копии паспорта этим же членом избирательной комиссии. Указывает, что при подаче заявления о регистрации в ТИК г. Сортавала им был предъявлен паспорт, копия которого была изготовлена членом избирательной комиссии и им же заверена.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец, Центральная избирательная комиссия Республики Карелия, прокурор г.Сортавала выражают согласие с решением суда первой инстанции.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Артамонова В.М. – Пальцева Е.С. доводы апелляционной жалобы поддержала, представители административного истца – Лаврова Ю.В., Центральной избирательной комиссии Республики Карелия Таничева Н.В. против доводов апелляционной жалобы возражали.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Иовлева Д.С., полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Законом Республики Карелия от 03.07.2020 № 2483-ЗРК «О преобразовании муниципальных образований «Сортавальское городское поселение» и «Хелюльское городское поселение» Сортавальского муниципального района Республики Карелия и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Карелия»Сортавальское городское поселение и Хелюльское городское поселение преобразованы путем их объединения. Вновь образованному муниципальному образованию присвоено наименование «Сортавальское городское поселение».
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 06.07.2020 № 101/968-6 полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования «Сортавальское городское поселение» возложены на ТИК г. Сортавала.
Решением ТИК г. Сортавала от 11.08.2020№ 200/591-3 на 08.11.2020 назначены выборы депутатов Совета вновь образованного муниципального образования «Сортавальское городское поселение» первого созыва.
22.09.2020 Артамонов В.М. представил в ТИК г. Сортавала заявление о согласии баллотироваться в депутаты, а также предъявил паспорт, копия которого была изготовлена и заверена членом избирательной комиссии.
Решением ТИК г. Сортавала от 01.10.2020 № 215/668-3 кандидатом в депутаты Совета Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 зарегистрирован Артамонов В.М., выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия».
Решением ТИК г. Сортавала от 02.10.2020 № 216/685-3 кандидатом в депутаты Совета Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 зарегистрированаИбенаминова А.Р., выдвинутая избирательным объединением «Всероссийская политическая партия ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ!».
С настоящим административным иском Ибенаминова А.Р. обратилась в суд 12.10.2020.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований, предусмотренных пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ, для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в силу следующего.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом№ 67-ФЗ.
Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных поименованным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ).
Основанием отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт «в.1»пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ).
Часть 4 статьи 240 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения. Срок, указанный в части 4 настоящей статьи, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (часть 7 статьи 240 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение принято 01.10.2020, административный иск подан 12.10.2020, что с учетом положений части 2 статьи 93 КАС РФ свидетельствует о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с настоящим административным иском.
Разрешая избирательный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии на день вынесения оспариваемого постановления среди документов, представленных Артамоновым В.М. в избирательную комиссию, документов, оформленных с нарушением избирательного закона (незаверенной кандидатом копии паспорта).
Вместе с тем суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно подпункту «а» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляется копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы.
Под законом в силу подпункта 17 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ понимаются, в том числе законы субъектов Российской Федерации.
Установленная подпунктом «а» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ возможность изготовления копии паспорта в избирательной комиссии и заверение указанной копии членом комиссии предусмотрена Законом Республики Карелия № 683-ЗРК.
Так, согласно пункту «а» части 2.2 статьи 20 Закона Республики Карелия № 683-ЗРК вместе с заявлением, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, представляется копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с частью 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы.
Таким образом, на муниципальных выборах в Республике Карелия кандидату разрешено представлять в избирательную комиссию либо копию паспорта, заверенную им же, либо оригинал паспорта, копию которого в присутствии кандидата изготавливает лицо, принявшее документы, и оно же заверяет данную копию.
Заверение копии паспорта кандидатом предусмотрено законом только в том случае, если вместе с заявлением кандидат представляет самостоятельно изготовленную копию паспорта. Если кандидат предъявляет паспорт при личном представлении документов в избирательную комиссию, а копия паспорта изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата, то она заверяется подписью лица, изготовившего данную копию.
Иное толкование положений пункта «а» части 2.2 статьи 20 Закона Республики Карелия № 683-ЗРК означало бы необходимость наличия в пакете документов двух копий паспорта кандидата – изготовленной и завереннойсамим кандидатом, а также изготовленной и заверенной членом избирательной комиссии, что, по мнению судебной коллегии, не основано на буквальном толковании указанных положений закона и не имеет разумного целеполагания.
Кроме того, согласно пункту 2.2 Перечня и форм документов, представляемых кандидатами в депутаты представительных органов муниципальных образований, выдвинутыми по одномандатным или многомандатным избирательным округам, в избирательную комиссию муниципального образования, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 14.06.2018 № 52/451-6, кандидаты в депутаты представительного органа муниципального образования, выдвинутые избирательными объединениями, представляют документы, указанные в пунктах 1.2-1.8 раздела 1. В качестве документа, необходимого представлению избирательной комиссии, в пункте 1.7 раздела 1 указан паспорт кандидата или документ, заменяющий паспорт гражданина, копия которого изготавливается в избирательной комиссии муниципального образования в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы. Представление копии паспорта, заверенной кандидатом, данный нормативный правовой акт не требует.
При этом, как следует из материалов дела, в пакетах документов всех кандидатов, зарегистрированных по 4 одномандатному избирательному округу, включая административного истца, имеется лишь одна копия паспорта – либо изготовленная и заверенная самим кандидатом, либо изготовленная и заверенная членом избирательной комиссии.
Поскольку Артамонов В.М. не представлял в избирательную комиссию копию паспорта, а представил паспорт, копию которого изготовил и заверил член избирательной комиссии, постольку отсутствие на имеющейся в материалах копии паспорта, изготовленной и заверенной членом избирательной комиссии, подписи кандидата требованиям пункта «а» части 2.2 статьи 20 Закона Республики Карелия №683-ЗРК не противоречит и, вопреки выводам суда первой инстанции, не является основанием ни для отказа в регистрации кандидата, ни для отмены таковой.
Изготовленная членом избирательной комиссии копия паспорта содержит полную информацию, необходимую для идентификации Артамонова В.М., позволила провести проверку достоверности сообщенных им сведений, необходимых для регистрации кандидата, а также убедиться в отсутствии ограничений пассивного избирательного права.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 16.10.2020 по настоящему делу отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Ибенаминовой Арины Руслановнык Территориальной избирательной комиссии г.Сортавала об оспаривании решения от 01.10.2020 № 215/668-3 «О регистрации кандидата в депутаты Совета Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу № 4Артамонова Виктора Михайловича» отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи