ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3472/19 от 08.04.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Рыков Е.Г. Дело №33а-3472/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 8 апреля 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Мостовенко Н.Р.,

судей Кураповой З.И., Павловского Е.Г.,

при секретаре Дермоян Т.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 12 октября 2018 г. об отказе во внесении сведений о ранее учтённых объектах недвижимости

по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 19 ноября 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено

Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., пояснения представителя административного истца ФИО2, судебная коллегия

установила:

ФИО1, в лице представителя ФИО2 обратилась в Судакский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного производства Российской Федерации.

В обоснование указала, что 2 октября 2018 г. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь 600 кв.м. Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 12 октября 2018 г. ей отказано во внесении сведений о ранее учтённых объектах недвижимости. Полагает, что оспариваемым решением административного ответчика нарушаются её права и законные интересы.

В своих возражениях на административное исковое заявление представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым указал, что в силу положений Постановления Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. №264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», представленная административным истцом архивная выписка из протокола заседаний исполнительного комитета Судакского районного совета народных депутатов от 30 января 1992 г., не является документом, подтверждающим ранее возникшее право на объект недвижимого имущества, не представляется возможным определить площадь земельного участка.

Решением Судакского городского суда Республики Крым от 19 ноября 2018 г. административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено.

Признано незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от12 октября 2018 г. об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, расположенном по адресу:<адрес>.

На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о государственном кадастровом учете недвижимого имущества на земельный участок общей площадью 600 кв.м., по адресу:<адрес>.

С Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО1,ДД.ММ.ГГГГгода рождения, уроженкис<адрес> взысканы судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей 00 копеек.

В апелляционной жалобе, поданной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что исходя из положений Постановления Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», представленная административным истцом архивная выписка из протокола заседаний исполнительного комитета Судакского районного совета народных депутатов от 30 января 1992 г., не является документом, подтверждающим ранее возникшее право на объект недвижимого имущества, не представляется возможным определить площадь земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующий по нотариально удостоверенной доверенности от 2 апреля 2018 г., возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителя административного истца, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследовав письменные доказательства, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера нарушение норм материального права.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.

Из материалов административного дела следует, что согласно архивной выписке из протокола заседаний исполнительного комитета Судакского районного совета народных депутатов от 30 января 1992 г. № 26 «О выделении земельных участков гражданам в жилом районе «Суук-Су» ФИО1 Рустему выделен земельный участок, согласно списка, в <адрес>.

Решением Судакского городского суда от 13 августа 2018 г. по делу заявление ФИО1 удовлетворено.

Установлен факт того, что на основании решения исполнительного комитета Судакского районного совета народных депутатов от 30 января 1992 г. № 26 «О выделении земельных участков гражданам в жилом районе «Суук-Су» г. Судак» ФИО1 Рустему был выделен земельный участок в <адрес>, площадью 600 кв.м.

Из вышеуказанного решения следует, что 20 августа 2008 г. последовала смерть ФИО1 Рустема. Наследником, обратившимся к нотариусу для принятия наследства, выступила его супруга ФИО1

2 октября 2018 г. ФИО1, с целью завершения оформления права на земельный участок, обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес>, приложив к нему архивную выписку из протокола заседаний исполнительного комитета Судакского районного совета народных депутатов и решение суда Судакского городского суда Республики Крым от 13 августа 2018 г.

Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 12 октября 2018 г., подписанного специалистом-экспертом ФИО3 административному истцу отказано во внесении сведений о ранее учтённых объектах недвижимости в отношении вышеуказанного земельного участка на основании п. 2 ч. 8 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что представленный документ не может являться основанием для внесения сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтённом.

Полагая, что вышеуказанное решение является незаконным, ФИО1 обратилась в суд.

Суд первой инстанции, признавая незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 12 октября 2018 г. об отказе во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, исходил из того, что архивная выписка из протокола заседаний исполнительного комитета Судакского районного совета народных депутатов от 30 января 1992 г. № 26 и вступившее в законную силу решение суда об установлении факта выделения ФИО1 Рустему вышеуказанным решением земельного участка площадью 600,00 кв.м., в силу положений Постановления Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объект недвижимого имущества.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

По смыслу пункта 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и части 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ, и не прекращены, вносятся в Государственный кадастр недвижимости по правилам, установленным частью 5 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ.

Согласно частей 2, 5, 8 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:

1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;

3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 1 сентября 2014 г. №301 утверждён Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым.

Пунктами 3,4 раздела I Порядка установлено, что Включение в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется по инициативе органа кадастрового учета (далее - массовый порядок) или заинтересованных лиц при их обращении в орган кадастрового учета с соответствующими заявлениями (далее - заявительный порядок).

Источниками для включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона требованиями:

документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учета, государственную регистрацию прав на ранее учтенные объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Федерального конституционного закона (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учета, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций) (далее - учетные документы);

документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, права на ранее учтенные объекты недвижимости, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона об особенностях регулирования (далее - правоустанавливающие документы).

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Согласно ч. 4 ст. 8 названного Закона Республики Крым перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым

Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. №264 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.

В соответствии с п.п. 15 п. 1 Перечня документом, подтверждающим наличие ранее возникшего права на объект недвижимого имущества и необходимым для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года: решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду).

Вопреки доводам административного истца и выводам суда первой инстанции, представленная административным истцом архивная выписка из протокола заседаний исполнительного комитета Судакского районного совета народных депутатов от 30 января 1992 г. не является решением о предоставлении земельного участка в собственность, в связи с чем, исходя из положений вышеуказанного Перечня, не является документом, подтверждающим ранее возникшее право на объект недвижимого имущества.

Исходя из вышеуказанных обстоятельств дела, административный ответчик, вынося решение от 12 октября 2018 г. об отказе во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, действовал в пределах предоставленных полномочий, в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении административного искового заявления нельзя признать законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым находят своё подтверждение.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Судакского городского суда Республики Крым от 19 ноября 2018 г. и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – удовлетворить.

Решение Судакского городского суда Республики Крым от 19 ноября 2018 г. – отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об оспаривании решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 12 октября 2018 г. об отказе во внесении сведений о ранее учтённых объектах недвижимости.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Н.Р. Мостовенко

Судьи З.И. Курапова

Е.Г. Павловский