Судья Сиванова К.В. Дело № 33а-3475/2022
УИД 76RS0016-01-2022-002120-11
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Емельяновой Ю.В.,
судей Федотовой Н.П., Моисеевой О.Н.,
при секретаре Марковой О.С.
с участием прокурора Лазаревой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
20 мая 2022 года
административное дело по апелляционной жалобе ФИО4, апелляционному представлению прокурора Дзержинского района города Ярославля на решение Дзержинского районного суда города Ярославля от 28 апреля 2022 года, которым постановлено:
«Продлить срок временного пребывания ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, подлежащего реадмиссии, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ярославской области, на период установления его личности, оформления необходимых документов и исполнения решения о его реадмиссии, на срок не более трёх месяцев, то есть по 28 июля 2022 года.
Настоящее решение обратить к немедленному исполнению.»
Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
УМВД России по Ярославской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о продлении срока временного пребывания ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ярославской области на 3 месяца, что необходимо для окончания процедуры установления личности, получения ответа из ГУМВ МВД России о реадмиссии, в случае положительного ответа - оформления свидетельства на возвращение и исполнения решения о реадмиссии ФИО4 за пределы Российской Федерации.
В обоснование административного иска указано, что ФИО4 в гражданстве РФ не состоит, осужден за совершение преступления средней тяжести, отбывал наказание в ФКУ «Исправительная колония № 3» УФСИН России по Ярославской области, освобожден по отбытии срока наказания 03.08.2021.
08.04.2021 ФСИН России в отношении ФИО4 вынесено распоряжение № 2602-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации. 14.07.2021 УМВД России по Ярославской области в отношении ФИО4 вынесено решение о депортации за пределы Российской Федерации. В личном деле ФИО4 имелся паспорт гражданина Республики Беларусь. Решением Тутаевского городского суда Ярославской области от 03.08.2021 ФИО4 помещен в ЦВСИГ УМВД России по Ярославской области на срок до 03.11.2021. 17.08.2021 в ходе исполнения решения о депортации ФИО4 в аэропорту Домодедово, при проверке документов на пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации пограничным органом установлены признаки подделки паспорта ФИО4 В отношении ФИО4 была инициирована процедура установления личности. 25.08.2021 из консульского отдела Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации получен ответ об отсутствии принадлежности ФИО4 к гражданству Республики Беларусь, паспортом он не документировался, указанный в запросе паспорт выдан на другое имя. В ходе проверки установлено, что ФИО4 в 2017 году документировался свидетельством о возвращении в Республику Узбекистан.
Решениями Дзержинского районного суда г. Ярославля срок временного пребывания ФИО4 в ЦВСИГ УМВД России по Ярославской области продлялся.
25.12.2021 из консульского отдела Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации получен ответ об отсутствии документирования ФИО4 паспортом гражданина Республики Узбекистан и регистрации его на территории Республики, нецелесообразности выдачи ему свидетельства на возвращение в Республику Узбекистан.
10.01.2022 в адрес ГУВМ МВД России направлено решение о начале процедуры реадмиссии и материалы в отношении уроженца Узбекской ССР ФИО4 для подготовки центральным компетентным органом запроса о реадмиссии в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии.
27.01.2022 из МВД Республики Узбекистан поступил ответ о целесообразности оформления сертификата на возвращение в отношении ФИО4
17.02.2022 УМВД России по Ярославской области в отношении ФИО4 вынесено решение о реадмиссии, в адрес консульского отдела посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации направлен запрос с просьбой оформить свидетельство на возвращение гражданину ФИО4
15.04.2022 в адрес ГУВМ МВД России направлен запрос с просьбой оказать содействие в оформлении свидетельства на возвращение гражданину ФИО4 в консульском отделе посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации. Ответ не поступил.
Представитель административного истца ФИО5 на основании доверенности в судебном заседании суда первой инстанции заявленные требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске. Административный ответчик ФИО4 против удовлетворения административного иска возражал.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласился административный ответчик. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, нарушению судом норм материального и процессуального права.
В апелляционном представлении также ставился вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции старшим прокурором гражданско-судебного отдела (на правах управления) прокуратуры Ярославской области Лазаревой Е.А. представлено заявление об отказе от апелляционного представления на решение суда.
Руководствуясь положениями статьи 303 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающей, в том числе, право на отказ от апелляционного представления до вынесения судом апелляционного определения, судебная коллегия считает возможным заявленный отказ принять, производство по апелляционному представлению прекратить.
Вместе с тем, в силу части 4 статьи 303 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прекращение производства по апелляционному представлению в связи с отказом от него не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы административного ответчика ФИО4
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, в том числе по доводам жалобы, заслушав ФИО4, поддержавшего доводы жалобы, представителя УМВД России по Ярославской области по доверенности ФИО6, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Лазаревой ЕА., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что правовых оснований к отмене постановленного судом решения не имеется.
С выводом суда об удовлетворении требований УМВД России по Ярославской области судебная коллегия соглашается, считает его правильным, основанным на материалах дела и законе.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Содержащиеся в решении выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подробно и убедительно мотивированы. Материальный закон судом истолкован и применен правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могут быть основанием к отмене решения, судом не допущено.
Согласно части 5 статьи 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» №114-ФЗ от 15 августа 1996 года (далее Федеральный закон №114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №115-ФЗ) в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
В силу требований пункта 9 статьи 31 Федерального закона №115-ФЗ иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
На основании части 1 статьи 32.2 Федерального закона №115-ФЗ передача иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или прием Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 32.2 Федерального закона №115-ФЗ, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении. В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность.
Конституционный Суд РФ в определении от 25 сентября 2014 года № 1830-О указал, что п. 9 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с пп. «f» п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Согласно ст. 1 «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан» (заключено в г. Минске 30.11.2000), Приложению №2 к указанному соглашению, граждане государства одной стороны могут въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государства другой стороны без виз по одному из документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев: дипломатический паспорт, паспорт гражданина Республики Узбекистан, удостоверение гражданина Республики Узбекистан, не достигшего 16-летнего возраста, свидетельство на возвращение в Республику Узбекистан (только для возвращения в Республику Узбекистан).
«Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии» (заключено в г. Москве 15.04.2013) определен порядок возврата, приема и передачи лиц, находящихся на территории государств Сторон в нарушение их законодательства, регулирующего порядок въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
Судом установлено, из материалов дела следует, что ФИО4 в гражданстве Российской Федерации не состоит, в период с 04.08.2020 по 03.08.2021 в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области отбывал наказание, назначенное приговором Преображенского районного суда г. Москвы за совершение преступления средней тяжести.
В заключении УМВД России по Ярославской области от 02.02.2021 указано, что на день вступления в силу Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», ФИО4 регистрации на территории Российской Федерации не имел, военную службу в вооруженных силах под юрисдикцией Российской Федерации не проходил. Оснований для приобретения гражданства Российской Федерации у ФИО4 не имеется. Сведения о документировании ФИО4 паспортом гражданина Российской Федерации отсутствуют. Проживая на территории Ярославской области ФИО4 гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке не приобрел. По учетам АС ЦБДУИГ МВД России сведения о приобретении им гражданства Российской Федерации отсутствуют.
Распоряжением ФСИН России от 08.04.2021 № 2602-рн пребывание (проживание) ФИО4, осужденного и отбывающего наказание в виде лишения свободы, в Российской Федерации признано нежелательным сроком на 3 года после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с частью 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации. На ФИО4 возложена обязанность после отбытия наказания выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 31 Федерального закона №115-ФЗ.
Решением УМВД России по Ярославской области от 14.07.2021 ФИО4 депортирован за пределы Российской Федерации после отбытия наказания, назначенного по приговору суда. 03.08.2021 ФИО4 освобожден из ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области по отбытии наказания. Решение о депортации им получено 03.08.2021.
Вступившим в законную силу решением Тутаевского городского суда Ярославской области от 03.08.2021 ФИО4 помещен в ЦВСИГ УМВД России по ЯО на срок до 03.11.2021.
В ходе проверки документов в аэропорту Домодедово, куда 17.08.2021 ФИО4 был доставлен для исполнения решения о депортации, на пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации пограничным органом установлены признаки подделки паспорта гражданина Республики Беларусь, представленного на ФИО4
Согласно ответу консульского отдела Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации от 25.08.2021 принадлежность ФИО4 к гражданству Республики Беларусь отсутствует, паспортом он не документировался, указанный в запросе паспорт выдан на другое имя.
20.08.2021 в отношении ФИО4 инициирована процедура установления личности, в связи с чем, в адрес консульского отдела Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации направлен запрос с просьбой оформить свидетельство о возвращении в Республику Узбекистан.
Вступившим в законную силу решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 01.11.2021 срок временного пребывания в ЦВСИГ УМВД России по Ярославской области ФИО4 продлен на срок до 01.02.2022.
25.12.2021 из консульского отдела Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации получен ответ, согласно которому ФИО4 документированным паспортом гражданина Республики Узбекистан и прописанным-выписанным на территории Республики не значится. В связи с чем, консульский отдел Посольства считает нецелесообразной выдачу ему свидетельства на возвращение в Республику Узбекистан.
В то же время, вступившим в законную силу решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 31.01.2022 установлено, что согласно справке Министерства внутренних дел Республики Узбекистан от 10.04.2017, ФИО4 принадлежит к гражданству Республики Узбекистан, однако до настоящего времени не изъявил желания быть документированным паспортом гражданина Республики Узбекистан, близких родственников, проживающих в Республике Узбекистан, не имеет.
12.05.2017 заместителем начальника УФМС России по Псковской области было вынесено решение о начале процедуры реадмиссии в отношении ФИО4 Из содержания данного решения следует, что 09.03.2017 ГУВМ МВД России в отношении ФИО4 направлен повторный запрос о реадмиссии в Центральный компетентный орган Республики Узбекистан. 10.04.2017 Управлением выезда, въезда и оформления гражданства МВД Республики Узбекистан запрос о реадмиссии ФИО4 удовлетворен.
29.07.2017 было направлено свидетельство на возвращение ФИО4 в Республику Узбекистан. Решение о реадмиссии в отношении ФИО4 от 12.05.2017 г. не было исполнено.
В личном деле осужденного ФИО4 в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области имелся паспорт гражданина Республики Беларусь, содержащий дату выдачи 11.07.2017.
10.01.2022 г. в адрес ГУВМ МВД России направлено решение о начале процедуры реадмиссии и материалы в отношении уроженца Узбекской ССР ФИО4 для подготовки центральным компетентным органом запроса о реадмиссии в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии.
Решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 31.01.2022 срок содержания ФИО4 в ЦВСИГ УМВД России по Ярославской области продлен до 01.05.2022.
17.02.2022 УМВД России по Ярославской области в отношении ФИО4 вынесено решение о реадмиссии, в адрес консульского отдела посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации направлен запрос с просьбой оформить свидетельство на возвращение гражданину ФИО4
15.04.2022 УМВД России по Ярославской области в адрес ГУВМ МВД России направлен запрос с просьбой оказать содействие в оформлении свидетельства на возвращение гражданину ФИО4 в консульском отделе посольства Республики Узбекистан в РФ. Ответ на запрос не поступил.
В настоящее время процедура по установлению личности в отношении ФИО4 не завершена.
Установив изложенные обстоятельства, суд правильно исходил из того, что выводы, содержащиеся в заключении УМВД России по Ярославской области от 02.02.2021 об отсутствии у ФИО4 гражданства Российской Федерации, не опровергнуты, распоряжение о нежелательности пребывания административного ответчика в Российской Федерации, решение о его депортации, а также принятое в отношении него решение о реадмиссии в установленном порядке незаконными не признаны и не отменены.
Оснований полагать, что компетентными органами Российской Федерации не предпринимаются все необходимые меры, направленные на реализацию принятых в отношении ФИО4 решений, из представленных материалов судебная коллегия не усматривает. Вопреки доводам апелляционной жалобы, содержания ФИО4 в специальном учреждении в течение неопределенного периода времени не допущено.
Продолжительность периода, на который продлен срок содержания административного ответчика ЦВСИГ УМВД России по Ярославской области, определена с учетом принятых решений, предпринятых мер, направленных на исполнение сторонами «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии» решения о реадмиссии.
Судом обоснованно принято во внимание установление факта наличия у ФИО4 поддельного паспорта гражданина Республики Беларусь, которое послужило препятствием к своевременному исполнению решения о депортации, отсутствие законных оснований для пребывания (проживания) ФИО4 на территории Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, не соглашаясь с решением районного суда о продлении срока содержания в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ярославской области, ФИО4 ссылался на наличие у него намерения предпринять меры к оформлению законности его нахождения на территории Российской Федерации, о готовности добровольно исполнить принятые в отношении него миграционным органом решения административный ответчик не заявлял.
В то же время, применение мер в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина.
Кроме того, в силу изложенных выше положений абзаца 2 части 2 статьи 32.2 Федерального закона №115-ФЗ иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность, помещается в специальное учреждение в обязательном порядке.
В связи с изложенным, представленные ФИО4 в суд апелляционной инстанции в качестве дополнительных доказательств копии свидетельств о рождении ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в которых в графе «отец» указан ФИО4, свидетельства о заключении брака ФИО4 и ФИО3, а также копии страниц паспорта гражданки Российской Федерации ФИО3, содержащих сведения о регистрации в г. Москве, - об ошибочности выводов суда и наличии оснований для отмены решения суда не свидетельствуют. Как правильно указал районный суд, отклоняя указанные доводы административного ответчика, необходимость обеспечения исполнения решения о его реадмиссии в настоящее время сохраняется.
Принимая во внимание изложенное в совокупности, при установленных обстоятельствах дела, судебная коллегия полагает, что районный суд пришел к законному и обоснованному выводу о наличии оснований для продления срока временного пребывания ФИО4 в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ярославской области на три месяца.
Оснований для отмены либо изменения решения суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Принять отказ заместителя прокурора Дзержинского района города Ярославля от апелляционного представления на решение Дзержинского районного суда города Ярославля от 28 апреля 2022 года. Производство по апелляционному представлению прекратить.
Решение Дзержинского районного суда города Ярославля от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи