ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3483/2015 от 03.11.2015 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Гомзякова И.Ю. Дело № 33а-3483/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:

судьи - председательствующего Варлакова В.В.

судей Пшеничникова Д.В., Клепчи С.Н.

при секретаре судебного заседания Ю.Ж.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 3 ноября 2015 г. гражданское дело по заявлению прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц о признании действий незаконными, возложении обязанности

по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Курганской области на решение Каргапольского районного суда Курганской области от 4 сентября 2015 г., которым постановлено:

Заявление прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании действий незаконными, возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Курганской области по отказу в предоставлении прокуратуре Варгашинского района Курганской области информации, содержащейся в справках о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (общий доход лица, предоставившего справку о доходах, сведения о недвижимом имуществе, сведения о имеющихся транспортных средствах, сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках, информацию об участии в коммерческих организациях) государственных служащих Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Курганской области, осуществляющих трудовую деятельность на территории Варгашинского района, за 2014 год, копии приказа о назначении начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Курганской области на должность, контракт (трудовой договор) в отношении В.А.Г.

Возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по Курганской области обязанность предоставить прокуратуре Варгашинского района Курганской области информацию, содержащуюся в справках о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (общий доход лица, предоставившего справку о доходах, сведения о недвижимом имуществе, сведения о имеющихся транспортных средствах, сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках, информацию об участии в коммерческих организациях) государственных служащих Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Курганской области, осуществляющих трудовую деятельность на территории Варгашинского района, за 2014 год, копии приказа о назначении начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Курганской области на должность, контракта (трудового договора) в отношении В.А.Г.

Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России по Курганской области А.С.В., действующего на основании доверенности, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Курганской области Половниковой А.А., судебная коллегия

установила:

прокурор Варгашинского района Курганской области, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России по Курганской области, возложении обязанности. В обоснование заявления указал, что прокуратурой Варгашинского района Курганской области в рамках мероприятий по противодействию коррупции в Межрайонной ИФНС России по Курганской области были истребованы сведения, содержащиеся в справках о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих данной инспекции, осуществляющих трудовую деятельность на территории Варгашинского района за 2014 г. В предоставлении испрашиваемых сведений прокурору было отказано, что является воспрепятствованием в выполнении прокурором возложенных на него законом функций. <дата> прокурором были истребованы копии приказа о назначении начальника инспекции на должность и контракта (трудового договора) с целью решения вопроса о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако в предоставлении данных документов прокурору также было отказано. С учетом изложенного, прокурор Варгашинского района Курганской области просил признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России по Курганской области по отказу в предоставлении информации, возложить на МРИФНС России обязанность предоставить прокуратуре Варгашинского района Курганской области информацию, содержащуюся в справках о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (общий доход лица, предоставившего справку о доходах, сведения о недвижимом имуществе, сведения о имеющихся транспортных средствах, сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках, информацию об участии в коммерческих организациях) государственных служащих Инспекции, осуществляющих трудовую деятельность на территории Варгашинского района за 2014 год, а также копии приказа о назначении на должность начальника инспекции и контракта (трудового договора) в отношении В.А.Г.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор О.А.Л. заявленные требования поддержал по доводам заявления.

Представитель Межрайонной ИФНС России по Курганской области А.С.В., действующий на основании доверенности, с требованиями не согласился по доводам письменного отзыва на заявление. Пояснил, что прокурорский запрос не соответствовал требованиям утвержденного МНС России Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов; запрошенные прокурором надлежаще заверенные копии приказа о назначении на должность и контракта с В.А.Г. Межрайонной ИФНС России по Курганской области представлены быть не могли, поскольку находились в УФНС России по Курганской области, которое и могло надлежаще заверить копии запрашиваемых документов. Ссылки на приводимую прокурором в заявлении судебную практику считал не имеющими отношения к возникшему спору.

Каргапольским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Межрайонная ИФНС России по Курганской области.

В жалобе заявитель вновь ссылается на то, что прокурором Варгашинского района в направленном запросе не было идентифицировано, в отношении каких сотрудников инспекции запрашивалась требуемая прокурору информация, а сам запрос не отвечал требованиям установленного Порядка доступа к конфиденциальной информации: в запросе отсутствовала печать канцелярии прокуратуры, не была указана конкретная цель истребования документов, отсутствовали номер и дата приказа прокурора области, во исполнение которого запрашивались персональные данные сотрудников инспекции. Заверение подлинности и представление копий испрашиваемых прокурором приказа о назначении на должность и трудового контракта не представлялось возможным ввиду отсутствия в МРИФНС России подлинников запрашиваемых документов. По мнению автора жалобы, районный прокурор вышел за пределы своих полномочий, поскольку запрашивал информацию в отношении лиц на неподнадзорной ему территории.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Варгашинского района Курганской области полагал доводы апелляционной жалобы безосновательными, а решение суда первой инстанции находил законным и обоснованным.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России по Курганской области А.С.В., действующий на основании доверенности, требование об отмене решения суда первой инстанции поддержал по доводам апелляционной жалобы.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Курганской области Половникова А.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с жалобой не согласилась, решение суда первой инстанции считала законным и обоснованным.

Заслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, во исполнение приказа прокурора Курганской области от <дата> прокуратурой Варгашинского района Курганской области проводилась плановая проверка достоверности представленных сотрудниками МРИФНС по Курганской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год.

В рамках указанной проверки, руководствуясь положениями статей 6 и 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», <дата>г. прокурор Варгашинского района в целях проведения проверки исполнения Федерального закона «О противодействии коррупции» направил в адрес и.о. начальника Межрайонной ИФНС России по Курганской области В.А.Г. запрос о предоставлении в срок до <дата>г. сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих МРИФНС и членах их семей, осуществляющих непосредственную трудовую деятельность на территории Варгашинского района за 2014г.

Ответом на запрос от <дата>г. за подписью и.о. начальника МРИФНС В.А.Г. в предоставлении запрашиваемой информации прокурору было отказано. Основанием отказа выступило то, что запрос прокурора не отвечал требованиям утвержденного приказом МНС России от <дата> Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, поскольку в запросе прокурора не была обоснована конкретная цель получения информации от налогового органа, в запросе отсутствовало указание на конкретных лиц, в отношении которых предполагалось проведение проверки, отсутствовали сведения о поступившей в прокуратуру информации о фактах нарушения законов.

Усматривая в действиях и.о. начальника МРИФНС В.А.Г. признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, прокурором Варгашинского района <дата>г. в адрес и.о. начальника МРИФНС В.А.Г. был направлен запрос о предоставлении в срок до <дата>г. надлежаще заверенных копий приказа о назначении на должность и контракта (трудового договора) в отношении В.А.Г. Документы предлагалось представить в прокуратуру района посредством факсимильной связи с последующей досылкой почтовой корреспонденцией.

Ответом от <дата>г. за подписью начальника МРИФНС В.А.Г. прокурору Варгашинского района было сообщено об отсутствии в инспекции подлинников запрашиваемых документов, а также о невозможности направления факсимильной связью незаверенных копий данных документов, содержащих конфиденциальную информацию; автор запрос был уведомлен о предоставлении интересующих его документов после их получения инспекцией (из УФНС России по Курганской области).

Судебная коллегия считает, что решение суда в части признания незаконным действий инспекции по отказу в предоставлении прокурору приказа о назначении на должность и контракта (трудового договора) с и.о. начальника Межрайонной ИФНС России по Курганской области подлежит отмене с отказом прокурору в удовлетворении заявления в данной части в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (п. 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ).

В соответствии с Положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Курганской области, утвержденной руководителем ИФНС России по Курганской области <дата>г. (л.д. 26-38), Инспекция, являясь юридическим лицом, осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности на территории Каргапольского, Белозерского, Варгашинского и Шатровского районов Курганской области, находится в непосредственном подчинении УФНС России по Курганской области (Управлении) и подконтрольна ФНС России и Управлению.

Местом нахождения Инспекции является р.п.Каргаполье Курганской области.

Инспекцию возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России.

Как следует из содержания ответа от <дата>г. запрашиваемые прокурором Варгашинского района документы – приказ о назначении на должность и трудовой договор (контракт) с В.А.Г. в МРИФНС отсутствовали, в связи с чем инспекцией не могли быть заверены и представлены прокурору копии запрошенных документов, оригиналы которых находились у третьих лиц.

Пунктом 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 N 9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» определено, что верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации.

Согласно подпункту 25 пункта 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013 «СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного приказом Госстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст, который применяется с 01.03.2014, заверенная копия документа отличается от обычной копии документа тем, что на заверенной копии в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость.

В ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденном Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст, приведены порядок и форма заверения копий различных видов документов.

В частности, пунктом 3.26 названного ГОСТ установлено, что при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись "Верно"; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения.

Поскольку приказ о назначении В.А.Г. исполняющим обязанности начальника Межрайонной ИФНС России по Курганской области и соответствующий контракт с государственным служащим могло издать и заключить лишь вышестоящее должностное лицо ФНС России, соответственно, только это либо иное уполномоченное им должностное лицо могло надлежаще заверить копии требующихся прокурору документов.

О том, что соответствующие документы для прокурора инспекцией были запрошены прокурор в ответе от <дата>г. был уведомлен.

При таких обстоятельствах непредставление Межрайонной ИФНС России по Курганской области прокурору запрошенных им к <дата>г. надлежаще заверенных копий документов не могло быть признано судом незаконным, а соответствующая обязанность по результатам рассмотрения заявления прокурора возложена судом на ответчика.

В остальной части обжалуемое решение судебная коллегия находит законным и обоснованным, не усматривая оснований к его отмене либо изменению ввиду следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций надзора за исполнением законов … федеральными органами исполнительной власти … и их должностными лицами вправе: … требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

При этом, органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных (п. 2.1 ст.4 Федерального закона), а требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п.1 ст. 6 Федерального закона).

Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) определено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (пункт 2 подпункты «а», «б» пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ).

В связи с изложенным, как правильно указал суд первой инстанции, у инспекции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении законного требования прокурора Варгашинского района о предоставлении запрашиваемых документов при том, что у налогового органа имелась реальная возможность их предоставления к установленному сроку.

Доводы процессуального ответчика и его представителя о несоответствии прокурорского запроса требованиям достаточной ясности и определенности в части указания конкретного перечня сотрудников инспекции, осуществляющих трудовую деятельность на территории Варгашинского района Курганской области, а также утвержденному Порядку доступа к конфиденциальной информации состоятельными не являются и не могут быть положены в основу отмены решения суда в этой части.

Так, административным ответчиком по делу не оспаривалось, что на подведомственной прокурору Варгашинского района административной территории в р.п. Варгаши Варгашинского района Курганской области имеется здание ИФНС, в котором осуществляют свои служебные функции сотрудники Межрайонной ИФНС России по Курганской области, проживающие в данном населенном пункте.

В этой связи, обозначенный в запросе прокурора круг лиц, в отношении которых требовалось предоставление соответствующих сведений (государственные служащие, осуществляющие непосредственную трудовую деятельность на территории Варгашинского района), не мог быть истолкован либо понят иначе, чем это было обозначено в запросе.

Ссылки ответчика на то, что местом работы всех государственных служащих является место нахождения МРИФНС России – р.п. Каргаполье Курганской области, а в служебные обязанности налоговых инспекторов, включая тех, чье рабочее место находится в р.п.Варгаши, входит осуществление должностных полномочий в каждом из 4-х подведомственных МРИФНС России районах области и в других регионах, судебная коллегия находит формальными, очевидно направленными на оправдание действий инспекции по отказу в предоставлении сведений прокурору.

Не могут быть приняты во внимание также доводы стороны административного ответчика о несоответствии запроса прокурора Порядку доступа к конфиденциальной информации, утвержденному приказом МНС РФ от 03.03.2003 № БГ-3-28/96.

Указанный Порядок был утвержден и веден в действие в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

Однако, данный федеральный закон, в соответствии с положениями которого органом государственной власти был разработан и утвержден подзаконный нормативный правовой акт, утратил силу со дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

При таких обстоятельствах ссылка ответчика на неподлежащий применению подзаконный нормативный правовой акт в качестве правового основания к отказу в предоставлении запрошенной прокурором района информации ограниченного доступа не могла быть признана правомерной судом.

В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением полномочий органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам обработки персональных данных», приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 22.11.2013 № 506 утверждена и введена в действие Инструкция о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора (далее - Инструкция).

Согласно пунктам 2.2, 2.3 Инструкции предоставление персональных данных в связи с реализацией проверочных мероприятий осуществляется на основании соответствующего запроса, правом подписи которого наделены Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры, прокуроры иных специализированных прокуратур и их заместители, а также прокуроры городов и районов, другие территориальные, приравненные к ним военные прокуроры, прокуроры иных специализированных прокуратур и их заместители.

Основанием для запроса персональных данных является проведение проверки в связи с поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, а также реализация плановых и иных проверочных мероприятий.

При осуществлении установленных законодательством Российской Федерации полномочий прокуроры вправе получать о субъекте персональных данных сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и иные персональные данные лиц, на которых распространяются обязанности, предусмотренные ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иными правовыми актами Российской Федерации (в том числе сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и иные персональные данные их супругов и несовершеннолетних детей); персональные данные лиц, на которых распространяются установленные законодательством о противодействии коррупции запреты, ограничения и обязанности; персональные данные иных лиц в целях выявления правонарушений (в том числе нарушений законодательства о противодействии коррупции); иные персональные данные, необходимые для целей осуществления прокурорского надзора (п.13 Инструкции).

Каких либо иных специальных требований, предъявляемых к форме и содержанию прокурорского запроса о предоставлении информации о персональных данных, положения Федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации», «О противодействии коррупции», «О персональных данных» и утвержденной Инструкции не содержат.

С учетом изложенного, поскольку целью истребования информации от Межрайонной ИФНС России по Курганской области являлась проверка прокурором исполнения государственными служащими инспекции установленных действующим законодательством обязанностей и соблюдения ограничений и запретов, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции», то есть выявление и пресечение коррупционных правонарушений, положенное в основу отказа инспекцией утверждение о не обозначении в запросе цели истребования документов не могут быть приняты во внимание и положены в основу отмены судебного акта, как не соответствующие действительному содержанию запроса и полномочиям прокурора в рамках осуществления им функций прокурорского надзора.

Руководствуясь ст.ст. 303-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Каргапольского районного суда Курганской области от 4 сентября 2015 г. в части признания незаконными действий Межрайонной ИФНС России по Курганской области по отказу в предоставлении прокурору Варгашинского района Курганской области копии приказа о назначении начальника Межрайонной ИФНС России по Курганской области на должность и контракта (трудового договора) в отношении В.А.Г. и возложении обязанности – отменить, в удовлетворении заявления прокурора Варгашинского района Курганской области в этой части отказать.

В остальной части решение Каргапольского районного суда Курганской области от 4 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России по Курганской области – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи: