ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-34998/18 от 19.12.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья Савинова М.Н. Дело № 33а-34998/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Редченко Е.В., Соколовой Н.М.,

при секретаре Каландаровой В.М.,

с участием переводчика Прокофьевой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 19 декабря 2018 года апелляционную жалобу <данные изъяты> Мариама на решение Люберецкого городского суда Московской области от 14 марта 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Диаби Мариама к УВМ ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по Московской области о признании незаконным решения от 22 декабря 2017 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, об обязании предоставить временное убежище на территории РФ,

заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения <данные изъяты> М. и ее представителя Раевой Е.С., представителя ГУ МВД России по Московской области Шуваловой В.С.,

у с т а н о в и л а :

Административный истец <данные изъяты> М. обратилась в суд с административным иском к административным ответчикам УВМ ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по Московской области о признании незаконным решения от 22.12.2017 г. об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, об обязании предоставить временное убежище на территории РФ. Свой административный иск мотивировала теми обстоятельствами, что она является гражданкой Республики Гвинея, и ей было отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ. Считала, что такое решение было вынесено с нарушением действующего законодательства, без учета имеющих существенное значение обстоятельств и страноведческой информации, данных УВКБ ООН о ситуации в Гвинеи, также нарушает принцип единства семьи. Она покинула свою Родину в связи с тем, что на территории Гвинеи со стороны власти ведутся преследования по этническому признаку, это опасно для ее жизни, поскольку она относится к этнической группе дияханьки. В Гвинеи она не имеет места для проживания, источника дохода и шансов для достойной жизни. На территории РФ проживает ее муж <данные изъяты> М., который является гражданином РФ. Просила признать незаконным и необоснованным решение УВМ ГУ МВД России по Московской области от 22.12.2017 г. об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ; обязать УВМ ГУ МВД России по Московской области предоставить ей временное убежище на территории РФ.

Административные ответчики УВМ ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по Московской области своих представителей в суд не направили.

Решением Люберецкого городского суда Московской области от 14.03.2018 г. в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с решением суда, административный истец <данные изъяты> М. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Разбирательством по административному делу установлено, что <данные изъяты> М. <данные изъяты> г.рож., является гражданкой Республики Гвинея, впервые прибыла на территорию РФ в 2002 году.

Решением УФМС России по г.Москве от 06.10.2009 г. <данные изъяты> М. было предоставлено временное убежище на территории РФ на срок один год. В дальнейшем срок предоставления временного убежища на территории РФ неоднократно продлевался, последний раз – до 06.10.2012 г. Решением УФМС России по Московской области от 11.10.2011 г. <данные изъяты> М. была лишена временного убежища на территории РФ на основании подп.2 п.6 ст.12 Федерального закона «О беженцах».

Решением УФМС России по Московской области от 07.07.2015 г. <данные изъяты> М. было отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ, которое решением ФМС России от 02.10.2015 г. было признано правомерным. Решением Басманного районного суда г.Москвы от 10.12.2015 г. решение ФМС России от 02.10.2015 г. было признано правомерным.

Решением ГУ МВД России по Московской области от 22.12.2017 г. <данные изъяты> М. отказано в предоставлении временного убежища.

Исходя из преамбулы Федерального закона от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах», Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории РФ, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международных договоров РФ.

При этом указано, что законодательство РФ о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

В соответствии с ч.1 ст.17 Конституции РФ, в России гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

При этом ч.1 ст.63 Конституции РФ устанавливает, что Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 г. № 1317-О-П, указанные конституционные положения корреспондируют со ст.14 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем и устанавливающей, что это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН; право убежища закреплено также в Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев и Протоколе 1967 года, касающемся статуса беженцев, являющихся в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ составной частью российской правовой системы.

В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

В п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» дано разъяснение о том, что под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо; к общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств; под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного; содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах ООН и ее специализированных учреждений.

Ст.7 Международного пакта от 16.12.1966 г. о гражданских и политических правах установлено, что никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию.

Согласно ст.14 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г., каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.

Согласно подп.3 п.1 ст.1 Федерального закона от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах» временное убежище – это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории РФ в соответствии со ст.12 Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с подп.2 п.2 ст.12 указанного Федерального закона временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным указанным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ.

П.2 ст.2 указанного Федерального закона установлено, что настоящий Федеральный закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как видно из приведенного подхода, временное убежище есть право, предоставленное иностранным гражданам или лицам без гражданства. Одновременно следует отметить, что предоставление временного убежища также является правом уполномоченного миграционного органа предоставить укрытие на территории РФ, но не его обязанностью.

Таким образом, исходя из смысла указанных правовых норм, административный истец могла быть признана нуждающейся в предоставлении временного убежища при наличии обоснованных оснований для предположения, что она покинула свое место жительства в результате насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию в отношении нее или членов ее семьи, в том числе, в связи с опасностью ввиду проведения военных действий на территории государства гражданином, которого она является.

В опросном листе административный истец указала, что покинула государство гражданской принадлежности во избежание преследования со стороны местных властей, которые приняли решение об аресте ее дяди; что выехать из РФ она не может, поскольку находиться в Республике Гвинея опасно; и что она не желает возвращаться в государство гражданской принадлежности, так как хочет проживать со своим супругом.

Преследование властями Республика Гвинея дяди административного истца <данные изъяты> С. не означает наличие у властей Республики Гвинея претензий к административному истцу. Наличие реальной угрозы для административного истца быть подвергнутой пыткам, жестокому обращению, насилию на территории Республики Гвинея в ходе разбирательства по административному делу не установлено.

В 1998 году, когда в Республике Гвинея происходили политические события, с которыми административный истец связывает свою причину выезда из Республики Гвинея, административному истцу было 18 лет. В это время и после этого административный истец в инциденты с применением физического насилия вовлечена не была, в политических, религиозных либо иных общественных организациях не состояла. В настоящее время властями Республики Гвинея административный истец не разыскивается, угроз со стороны властей Республики Гвинея в ее адрес не поступало, уголовному преследованию она не подвергалась.

Все указанные административным истцом обстоятельства, заявленные в качестве оснований для административного иска, были предметом судебного разбирательства при оспаривании решения УФМС России по Московской области от 07.07.2015 г. Решением Басманного районного суда г.Москвы от 10.12.2015 г. были признаны правомерными решения органов миграционного контроля по отказу в 2015 году административному истцу в предоставлении временного убежища на территории РФ.

После этого заявленные административным истцом основания для предоставления временного убежища не изменялись.

Решением УФМС России по Московской области от 11.10.2011 г. административный истец была лишена временного убежища на территории РФ на основании подп.2 п.6 ст.12 Федерального закона «О беженцах» (сообщение заведомо ложных сведений, либо предъявление фальшивых документов, послуживших основанием для предоставления временного убежища, либо допущение иного нарушения положений настоящего Федерального закона).

Административный истец за время пребывания в РФ неоднократно была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 18.8 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства по административному делу свидетельствуют о том, что нежелание административного истца возвращаться в Республику Гвинея связано со сложной социально-экономической обстановкой в этом государстве и с ее желанием находиться на территории РФ; при этом экономические трудности испытывает на сегодня практически все население Республики Гвинея, но экономический характер опасений административного истца не может служить основанием для предоставления ей временного убежища на территории РФ.

Признак расовой или национальной принадлежности, как причина насилия, преследования или реальной опасности подвергнуться преследованию, определяется в ст.4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, под которой понимается признание превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения либо попытка оправдать или поощрять расовую ненависть и дискриминацию в какой бы то ни было форме.

Насилие, преследование или реальная опасность подвергнуться такому преследованию по признаку вероисповедания означает нарушение свободы вероисповедования лица, под которым в соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединения» понимается право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Насилие, преследование или реальная опасность подвергнуться такому преследованию по признаку языка означает ограничение возможности разговаривать или вести переписку на родном языке, запрет в любых формах распространять информацию на указанном языке.

Признак принадлежности к определенной социальной группе означает объединение людей, имеющих общие значимые специфические признаки, основанные на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Признак политических убеждений означает совокупность или систему убеждений и взглядов на политику, экономику, устройство государства и общества, на то, какими должны быть законы, и какой должна быть общественная мораль.

Из предоставленных административным истцом административному ответчику сведений не следовало, что она реально подверглась или могла подвергнуться каким-либо вышеперечисленным притеснениям; не следовало и о наличии угрозы его жизни, опасений преследований на территории Республики Гвинея по признаку вероисповедания, национальности или расовым признакам, а также гонения либо унижения ее достоинства. Не нашли своего подтверждения эти обстоятельства и в ходе судебного разбирательства по административному делу.

Наличие у административного истца мужа, который является гражданином РФ и проживает на территории РФ, по действующему законодательству не является безусловным основанием для предоставления административному истцу временного убежища на территории РФ.

По прибытию на территорию РФ у административного истца имелось достаточно времени для обращения в компетентные органы с целью легализации своего положения в РФ (получить РВП, оформить регистрацию по месту временного пребывания), однако, суду также не представлено доказательств о таких попытках.

Таким образом, довод административного истца о невозможности возвращения на территорию Республики Гвинея не нашел своего подтверждения.

Совокупность указанных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что административный истец правомерно и обоснованно не был отнесен административным ответчиком к категории лиц, нуждающихся в предоставлении временного убежища на территории РФ, поскольку ее нахождение на территории РФ мотивировано экономическими соображениями, поисками лучшего места жительства.

С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда и не опровергают указанных выводов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Люберецкого городского суда Московской области от 14 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу <данные изъяты> Мариама – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: